Казаки некрасовцы, неизвестноеоб известном

КАЗАКИ – НЕКРАСОВЦЫ, неизвестное....об известном
Ещё в начале 18 столетия донское казачество было вольным народом, жившим по своим законам и состоявшим лишь в военном союзе с Россией. Пётр I решил положить конец этой самостоятельности.
Дон взбунтовался в1707 году под предводительством Кондратия Булавина. В этой войне, донцы выступили за собственную вольность, и Веру.
Жестокость войны со столицей отразил в своих записях бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги». Булавин был последний атаман выбранный казаками, Игнат Некрасов после поражения казаков от царской армии увёл своих людей на Кубань, спасая от истребления.
Тысячи донцов ушли во главе с Игнатом Некрасовым на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.
Интересно, что на Кубани к тому времени скопилось немало мятежных казаков, не желавших подчиняться русской власти.
Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.
Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. Они исповедовали православие старого обряда , турецкая власть, в отличие от русской, предоставила им религиозную свободу.
После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.
Они положили начало казакам-некрасовцам на турецкой службе. В Османской империи некраcовцы держались особняком, сохраняя свою старообрядческую веру, но честность некрасовских казаков стала у турок ,,притчей во языцах’’.
Во время так называемого Наджибского сражения (1839 г.), в ходе которого турецкие войска сражались с конницей мятежного правителя Египта Моххамеда-Али, некрасовцы сумели остановить арабскую конницу, спася тем самым турок от сокрушительного поражения [127]. У некрасовцев не было принято, как, к примеру, у черноморских и уральских казаков , выставлять вместо себя в походы заместителей (наемников): воевать были обязаны все, без различия в имущественном состоянии (впрочем, до определенного возраста).
Турки доверяли некрасовским казакам стеречь ,,казну’’, гаремы, обозы, военную добычу и т.п.
Примечательно, на протяжении второй половины XVIII – начала ХХ в. некрасовские казаки ни при одном из верховных правителей Османской империи не подвергались сколь-либо серьезным притеснениям и тем более – репрессиям. А ведь на турецком престоле порой находились крайне жестокие по отношению к христианам империи султаны (например Махмуд II и Абдул-Хамид II). Некрасовцам же не просто везло – в силу сложившейся традиции многие из султанов превосходно знали о том, что в Турции живет такая удивительная группа ,,ин’ад- казаков ’’ и что ранее к этим ,,неверным’’ милостиво относились другие султаны [128].

Живя в Турции 254 года, некрасовцы вообще не знали, что такое религиозные гонения. Неведомы были им и страшные гонения на церковь в 30-е гг. ХХ века. Вместе с тем некрасовцы никогда не забывали о своей родине. Когда казаки-некрасовцы собирались переезжать на Родину и вели переговоры с представителями советского консульства, одним из условий их согласия на возвращение была просьба свободно исповедовать свою веру. Советская сторона щедро обещала это выполнить.
22 сентября 1962 года в Россию вернулось 985 некрасовцев. Всего переехало к 1962 году около 1500 некрасовцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Возвратившись в Россию, ещё некоторое время казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, чтили христианские праздники Рождество и Пасху.
Однако их дети ходили в советские школы, а в школе с детей насильственным образом были сняты нательные кресты. Это для некрасовцев казалось страшным, непостижимым. Казаки пытались оказать сопротивление, но оно было безуспешным. Возникшие волнения были усмирены в административном порядке. В настоящее время люди не скрывают, что их вызывали в определенные инстанции и вели резкие разговоры по поводу вообще каких-либо недовольств.
В адрес казаков послышались насмешки, оскорбления: за ношение бороды, национальной одежды, в том числе и за кресты.
Все, с чем казаки встретились, узнали, увидели: знания в школе и на работе, новые идеи, образ жизни, социальные услуги - все это оказало на людей, живших до этого в Турции в условиях XVIII вв., огромное влияние и перевернуло их мировоззрение.
На казаков крайне отрицательное влияние оказали такие формы жизни, которые для советских людей являлись почти нормативными. Кратко их перечислим.
1. Алкоголизм. По приезде в Россию казаков поселили в места, где находились винодельческие совхозы, в которых они и стали работать. Алкоголизм, которого они не знали и не имели в Турции, стал подрывать генетику некрасовцев в силу их неподготовленности. Он быстро проник в их среду, т.к. вина было предостаточно, и пользоваться им можно было бесплатно.
2. В СССР они узнали о так называемом узаконением воровстве. Тайно можно было пользоваться государственным имуществом (с полей, с заводов). Воровство во все времена считалось преступлением. Государство наказывает за это одним образом, а церковь - другим. Верующий всегда должен каяться об этом на исповеди. Здесь же иное дело. За государственное имущество (взятое с полей, заводов) - каяться не надо. Этому научили казаков местные жители.
Прежние традиции стремительно стали исчезать, но до сих пор ещё сохраняются песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:
В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.
3. В Турции казаки принципиально не смешивались с окружающим населением. Здесь же это являлось не только свободным, но и поощрялось.
4. Распад института семьи: неподчинение детей родителям, право разводиться, и, наконец, право совершать аборты. В первые годы проживания это производило на них почти шоковое впечатление. Но, как всегда бывает, отрицательные явления быстро привились, стали затрагивать жизнь, судьбу многих семей и, особенно, детей.
У казаков, прижился порок алкоголизма. На молодое поколение обрушилось наркомания. Эта трагедия коснулась многих семей. Следствием всего стала высокая смертность у казаков, постепенно стали исчезать долгожители. После 70-и лет человек, как правило, заболевает и наступает кончина, часто из-за болезни. Молодёжь гибнет из-за пороков алкоголя, наркомании, несчастных случаев.


Рецензии