Весна!

МОЗАИКА ДЕТСТВА (не связанные друг с другом воспоминания)

Кто весну не ждал?... Кто оставался равнодушным к смене зимы на весну?... У кого радость не вселялась, что скоро придет она, весна?! Я ждал с нетерпением, впрочем, как и многое другое, стараясь всеми своими внутренними силами подтолкнуть к быстрейшему осуществлению… Но увы… Всё шло так, как и должно быть. Долго, долго зима не отпускала, уже и снег сошёл… Вот-вот всё поменяется и радостно зашумит природа в своём неукротимом беге…, но снега снова набросало. Там, где вчера поля и луга, освободившись от снега и льда, готовы были принять зелёное покрывало трав и цветов, сегодня слоем лежал снег…

Я разочарованно и тоскливо спрашивал Маму:
— Почему опять снег выпал? Когда сойдёт?
— Дурашка, зачем ты расстроился? Сойдёт! — уверенно следовал ответ, — Обязательно сойдёт!
 
«Дурашка» в этом слове не было и тени определения моих природно-умственных особенностей, а нежно-ласковое напоминание моих малых знаний начинающего новенького человечка, вступающего в жизнь и которому всё будет открываться по мере поступления необходимого опыта. «Дурашка», я так и слышу сейчас заботливое напоминание, что всё придёт в нужный момент, и опыт, и знания… Идущему, да откроются пути, любознательному да отроются нужные двери…

Смена времён года работает неумолимо! Весна со всех сторон наступательно обжимает зиму и та сдаётся… Сначала лёгкими прикосновениями, незаметными движениями подбирается, к своему времени, потом она вселяется во все уголки природы, проникает своей возрождающей энергией во всё живое, встряхивает деревья, и сок в них начинает стремительно подниматься по стволам, веткам в почки. Зелень в них долго таилась, пыталась появиться на свет Божий. И нужен был особый день, чтобы всё сразу проявилось. Почки набухли, готовые взорваться свежей зеленью. Ещё миг! и они показали то, что прятали в себе целую зиму - листья. Удивительно было наблюдать и мне казалось сказочным, как за одни сутки листья выпускали ещё больше складочек и вот совсем, совсем скоро они раскроются полностью и дерево, кусты развернуться в новом наряде…

Люблю весну в её долгожданности, люблю её этот период, когда только проклюнувшиеся листочки, чуть выпрямившись, уже готовы радовать… Зацветает багульник! Мы ждём, когда же зацветёт это диво... Тогда сопки покроются розово-сиреневым цветом, и можно будет полакомиться цветочками, мы их едим с великим удовольствием! Такое лакомство! Вот прямо сейчас и расскажу внимательно про вкус багульника… Вкус багульника чуть сладковатый, ароматный, издали напоминающий медок, но приглушённый, со специфическими оттенками ананаса, когда поймаешь этот вкус и тебе покажется, что ты понял его, то это будет неправдой, так как вмешивается ещё и привкус розы суданской – каркаде, с добавлением нежного запаха молодой лиственницы…

Вот здесь бы можно вздохнуть и расслабиться и насладиться ароматами ананасов и роз в багульнике, но и это неправда...!
Вкус багульника - это вкус багульника, ни на что не похожее!
Вкус детства! Неповторимый, невысказанный! Вкус, который я и сейчас ловлю, сквозь десятилетия! Багульник – дар Свыше, данный нам в любование, словно сакура японцам… Сопки просто раскрашены им, пламенеют нежно-сиреневым огнём…

Ликующее знамя
Весенней правоты.
О, лепестки, вы – пламя
Таежной чистоты *

Вот так красиво и сильно бросил поэт словами в пространство. Не понимал и не понимаю тех, кто не любит поэзию, кто, не задумываясь о своём ограничении, просто кидает словами: «А мне не интересна поэзия, я её не люблю…». А пробовали полюбить? Почувствовать красоту звука рифмы и сжатость сконцентрированной мысли стиха? «Поэзия – субстанция мысли и чувства», — сказал мой товарищ студенческих лет, сам писавший прекрасные стихотворения:

Это белое свечение
В синих сумерках берёз,
Этот снег и свет вечерний,
Ты откуда Русь берёшь?
Это небо, это поле,
Всё как будто от мечты…
Я тобою Русь наполнен
Светом вечной Красоты!... **

И это сказал студент, очарованный красотой звучания слова… Поэзия, что весна, будоражит, проникает в тебя, вибрирует организм и он откликается, словно природа с приходом весны…
Весна! Чудо! Дальше стремительно наступает... И всё проявляется, всё оживает и переодевается. У меня поёт внутри, такая была долгая зима, так хотелось лета!
Часто в это время выходим с Отцом к разрезам, на марь и наблюдаем, как темнеет лёд, как под ним слышится весёлое журчание бегущей воды, ещё немного и лопнет, вскроется лёд и потянет его половодьем вниз по течению… На мари всходит молодая свежая поросль травы. На опаленных с осени полянах, на фоне чёрной гари трава выделяется своей зеленью сочно и контрастно. Птицы весело извещают о приходе тепла и скорого лета. Их голоса сливаются в едином порыве возрождающейся природы. Весело каркают вороны, трещат сороки и воробьи уже не сидят нахохленные, а радостно чирикая, купаются в лужах. Радостно на душе!

Я бегаю от одного уголка огорода в другой, увязая в размякшей земле. Перелажу через изгородь и устремляюсь в соседний лесок. Там по-своему хорошо, лапы невысоких лиственниц склонились к земле, образуя шатёр, под ними иголки, насыпано толстым слоем. Местами, куда с трудом заглядывает солнце, лежит ещё снег, но скоро и он растает. Летом же под ветки ельника не проникает изнывающая жара. Здесь можно бодро себя чувствовать и от дома близко. Дальше тянется болотистая марь с зыбкими мхами и кустарниками голубики и жимолости. Мне всё здесь знакомо, всё исхожено с Отцом и сёстрами, кажется, знаю каждый кустик, каждую кочку. Здесь с Отцом рвали мох на строительство дома, всё лето сох он в кучах под палящим солнцем, его мы укладывали между венцами брёвен.
 
Всюду меня сопровождает Шарик, он тоже рад весне и облаивает птиц, посягнувших сесть на его территорию. «Не сметь!», — чувствуется в его лае. Много я пишу о нашей собаке, а не писать нельзя, он был моим незаменимым другом во всех практически детских приключениях. Детство моё не представляется без четвероногого, верного, неустанного друга. Его громкий лай, его радостное взвизгивание, чуткое внюхивание при рытье мышиных норок, всё это слышу, словно только вчера гоняли с псом по нашим маршрутам, которые я намечал постоянно…
Заигрался… и тут доносится до меня голос соседки, которая пришла в гости, что забирает Отца себе. Как так!?... Что есть мочи бегу отвоёвывать его и защищать. Ей забавно видеть, как я яростно оберегаю Отца, смеётся и, оставляет его мне. Пронесло! Я же не понимаю ещё, что она дразнит меня, видя, как я со всей серьёзностью принимаю её розыгрыш за «чистую монету»…

Часто сажусь на завалинку при доме с солнечной стороны, здесь безветренно и хорошо греет солнце. По-стариковски греюсь, думаю о чём-то, мечтаю… Весной как-то по особому мечтается о каких-то странах, маленьких каких-то планах своих, фантазирую, да мало ли о чём бегают думы, пускаю их в свободное плавание… Летите мои мысли, летите! Невесть откуда возникают мухи, будто проявляются из другого измерения и садятся греться на солнышке и тоже в защищённых от ветра местах, при этом по-своему жужжа, извещая о весне. Прямо на изгороди сидят вороны, смотрят внимательно и временами каркают. Смотрю на них, на их янтарные глазки, перебегающие взглядом с одного предмета на другой, внимательные такие! Издалека слышится мычание коров, они в поисках и добыче свеженькой, только что появившейся травы. Мама гремит посудой в доме, Отец осматривает копыта лошади Майки, не надо ли подковать. То и дело слышатся его возгласы:

— Да стой ты, игривая! Тпру-у!... Тихо, тихо… Ну что ты?, что ты?…
Нет - нет да и крикнет мне:
— Принеси мне то… Принеси это…
Я знаю про всё, что и где у него лежит и даже то, что мне знать не положено, уж такой я… Лежит у него строго в определённых местах и, не дай бог, мне что-то нарушить.

Закрываю глаза и слушаю, слушаю звуки вокруг… Теперь можно слушать, Мама, Папа рядом! В этот период я забегаю домой только наскоро перекусить и опять на улицу, до самого вечера.
Смеркается… Восточная сторона неба темнеет быстрее, на ней проступают звёзды,  потом ими засыпается весь небосвод… И откуда они только берутся, и где находятся днём? Мечтательно смотрю ввысь и нехотя опускаюсь долу, зовут домой, ужин на столе, семья ждёт! Уходить нет желания – поскорее бы настал следующий день! Он обещает быть ещё интересней. Так хочется думать! Внутри всё бежит, не успокаивается, стремится куда-то… Куда? Зачем? Зовёт куда-то, в даль неизвестную, в страну Жёлтых гор и Серебряных ручьёв, которая и манит в отдалении с капелькой росы на восходящем солнце, украшавшей алмазом лепестки розы…

Поужинав, устраиваюсь поудобнее с книгой в руке возле керосиновой лампы, рассматриваю картинки. Домысливаю изображённое художником. Быстрее бы научиться читать, не вечно же изводить сестёр…
— Ну, почитайте, ну, почитайте!...
Жду выходных, они должны придти пешком с посёлка, который недалеко. Сёстры живут в интернате и учатся в школе. Я тоже мечтаю учиться. Буду читать книги! Сам читать!... 

--------------------------------
* Строки из стихотворения Баира Дугарова
** Строки из стихотворения Владимира Сулыгина


Рецензии