Котлован

              Котлован
  Лейтенант Серебряков Тимофей  вечером на оперативке доложил:
-  Анатолий Петрович! Есть приятная новость.  Звонила начальник станции. Под разгрузку поставят завтра утром прибывшие в наш адрес двенадцать вагонов. 
-  И что же здесь приятного, Тимофей,  ты увидел?  Придется снимать целую роту с работ на объектах и отвлекать на разгрузку, чтобы не было простоев. А с чем вагоны?
- Две платформы с техникой, три крытых вагона с имуществом и материалами складского закрытого хранения, два пульмана с цементом и остальное сборные железобетонные конструкции в полувагонах.  Фундаментные блоки для жилых домов.
- Придется, Тимофей тебе завтра заняться вагонами. Забирай в автобазе весь необходимый для вывозки грузов транспорт и вторую роту бойцов лейтенанта Натальченко.
Автокран тоже возьми на разгрузку железобетона. А что за техника пришла?
- Бульдозер и еще один автокран.
- Вот это, действительно приятная новость! Автокран нужно сразу же поставить на разгрузку железобетона.  Только захвати утром бочку бензина со склада ГСМ и заправь его на месте, чтобы не гонять напрасно. Крановщик прибыл из отряда вчера. А бульдозер, после расчистки места под железобетон и подъездов на станции, перегони  сюда на восьмую площадку, чтобы им отрыть котлованы под дома.  Попутно нужно расчистить дорогу от стройплощадки до станции.  Уже машины начинают буксовать в снегу, а ночью опять видимо наметет. Постарайся, уложиться в нормативное время, чтобы не было штрафов за простой вагонов.
-  Успеем.  Вот только с цементом провозимся. Придется договариваться с железнодорожниками.

   На следующий день, пока Серебряков Тимофей с военными строителями разгружал вагоны и вывозил поступающие грузы, я еще раз проверил геодезическую разбивку домов и установленную обноску. Очень хороший подарок сделали нам  механики.  Стосильный бульдозер Челябинского завода, с гидравлическим приводом ножа, позволяющим поворачивать нож в двух плоскостях, в отличии от старых тросовых С-80, сиял свежей краской и внушал уверенность на успех. Но наша радость была преждевременной.
   Стальной нож упорно не хотел зарываться в замерзший песок и скользил по поверхности.  Даже вручную продолбленные траншеи не помогали. Отвал бульдозера только гладил поверхность.  Песок до средины декабря в этом районе севера Вологодской области уже промерз более чем на полметра и не поддавался даже этой новейшей технике. Зима 1966 года была достаточно суровая. Прогревать кострами такой слой промерзшего грунта дело было неэффективное и очень затратное. В течение дня окончательно убедились в невозможности отрывать котлованы бульдозером.

   Вечером, по дороге домой на конец деревни, где мы с супругой Ниной и дочкой Леной снимали у местной семьи угол, я услышал очередной взрыв в карьере, где добывали известняк для известегасильных печей местного известкового завода. Известь гасили в напольных известегасильных печах еще видимо Петровских времен, сооруженных под высоким обрывом реки. От них постоянно шел по всей деревне приторно сладковато-удушающий запах и белый дымок. Небольшая ударная волна от взрыва натолкнула меня на разгадку и решение нашей  проблемы, по отрывке котлованов под  дома в промерзшем грунте. Нужно мерзлую прослойку грунта взорвать. Взрыхленный взрывами грунт, мы в дальнейшем сдвинем бульдозером, а нижние слои талого грунта бульдозер, конечно же, разработает самостоятельно. Дело было за малым.  Договориться с взрывниками о помощи.

   На следующий день, после разговора с лейтенантом Серебряковым   о результатах вчерашнего дня,  после утренней диспетчерской разнарядки,   я пораньше поехал на дежурном самосвале ЗиС-585 в карьер. Вагончик  взрывников с металлической дверью находился на втором ярусе карьера. На мой стук из него вышел мужчина с костылем в руках среднего роста, в рабочей спецовке возрастом около 50 лет. Представился – Николай Иванович – руководитель взрывных работ.
-  Николай Иванович!  Здравствуйте!  Я, капитан Ефимов Анатолий Петрович – начальник строительного участка соседней с Вами военной стройки.
-  Да, знаю я тебя.  Все знают в округе, хотя лично и не знакомы. Что  привело ко мне? Есть вопросы?
- Да, Николай Иванович. Есть вопросы. Не могу имеющейся техникой вскрыть мерзлоту и отрыть котлованы под фундаменты двух домов. Конструкции фундаментов уже пришли, а котлована еще нет. Глубоко промерз грунт, бульдозер не берет. Дело стоит.  Может, поможете вскрыть мерзлоту? Разумеется не даром. Рассчитаемся, как скажите.
-  Анатолий, конечно,  помочь можем.  Почему не сделать нужное дело. Тем более служивым людям и в интересах державы. Если, официально, то учитывая, специфику нашей работы, будешь получать разрешение и согласование целый месяц, чуть ли не начиная с Министерства. Кроме того намучаешься согласовывать проект производства работ. Особенно в части техники безопасности. Решай сам.
-  Ну, зачем нам такая бюрократия. Вы же вот, каждый день взрываете известняк в карьере. Беспокоитесь только о том, чтобы случайный человек не попал в зону взрыва. Без еженедельных согласований, только на основе  вашей лицензии и известных вам нормативов. Все знаете сами из практики и своего опыта. Я тоже круглосуточно веду  многопрофильные работы на основе СНиП и ничего, получается. Для чего же нам выдается диплом инженера. Может, обговорим как лучше и побыстрее,  это сделать. И сколько эта работа и затраты будут стоить.
-  Надо посмотреть на месте объем работ и сам объект, а также окружающую обстановку.
- Так в чем же дело? Давайте, не откладывая в дальний ящик, посмотрим.
   У Николая Ивановича рядом с карьером стояла его инвалидная  машина, похожая на  мотоцикл с крытой кабиной и мы в течение нескольких минут  доехали на строительную площадку. Дорога проходила с одного берега реки на другой, более высокий, на котором размещались наши будущие дома воинского гарнизона. Деревня была расположена на другом низком берегу реки.  Посмотрев  все на месте, Николай Иванович коротко сказал.
-  Сделаем, Анатолий тебе котлованы.  У нас такие условия:
    Шпуры под взрывчатку глубиной  полметра вы бьете сами в шахматном порядке с ячейкой 100 на 100сантиметров..  Стоимость взрывчатки у нас  один рубль за килограмм.  На два дома нужно примерно двести килограммов аммонала. Считай сам, сколько это будет тебе стоить. Взрывать оба котлована будем одним общим взрывом. Провода, детонаторы  и все остальное установим мы сами.
-  Согласен , Николай Иванович. Когда будем взрывать?
-  Как только ты сделаешь шпуры.
-  Шпуры будут готовы завтра к вечеру.
- Тогда, послезавтра взорвем заряды.  Взрывчатка, провода и специалисты есть на месте. Шпуры затыкайте старыми газетами, чтобы их не занесло песком и снегом. Только давай посмотрим, как будем обустраивать блиндаж, откуда будем взрывать и где будем сами  предохраняться  от взрыва.
   Тянуть провода далеко он не захотел и предложил  взрывную адскую машинку установить в дощатом временном навесе. Здесь же на площадке, сделанным нами под материалы и инструмент.  Навес находился на расстоянии  20-30 метрах от будущих домов среди молодых сосенок. Договорились, что послезавтра  взрывники приедут с утра и к этому времени шпуры должны быть подготовлены.
   
    В течении следующего дня  взвод бойцов с ломами пробили шпуры в мерзлом грунте под взрывчатку, о чем я сообщил Николаю Ивановичу и  с утра на следующий день, он приехал с двумя взрывниками и четырьмя  мешками аммонала на своем видавшем виды автомобиле и они шустро стали заполнять взрывчатым порошком шпуры и одновременно закладывать  в них злектродетонаторы с проводами.  Обратил внимание, как обычно и просто они засыпали  через воронку в шпуры аммонал, как будто блинную муку, а не страшный разрушительный порошок .Генератор тока установили в сарае и к нему подвели магистральные провода.  Все соединили в общую схему и подготовились к взрыву.  На расстояние более ста метров по периметру по указанию  Николая Ивановича мы вывели весь личный состав и установили оцепление с флажками.
      Покрутив машинку и зарядив конденсатор Николай Иванович подмигнув мне, как бы получая добро и  нажал на кнопку взрыва. В сарае находились  мы с Николаем Ивановичем и два  взрывника.  Страшный взрыв потряс  воздух.  Взрывной волной сорвало крышу с нашего сарая и наклонило стены, а затем на нас посыпались мелкие комья и крупные глыбы мерзлого грунта.  К счастью ни одна крупная глыба мерзлого грунта не упала непосредственно на людей.  Не знаю, может нам повезло, а может  высшие  силы не допустили этого.  Берегли нас.
    Выйдя после взрыва на улицу я увидел взрыхленную поверхность смешанную со снегом и грунтом, вместо мерзлого грунта на месте посадки домов. Взрывники быстро проверили, нет ли неразорвавшихся зарядов, и дали добро на разработку котлованов. Бульдозерист подогнал, стоящий в отдалении бульдозер и попробовал толкать грунт на месте взрыва.  Грунт брался  легко.  Я поблагодарил  взрывников, пожал руку Николаю Ивановичу и дал распоряжение на разработку котлована. Неприятности нас поджидали совсем с другой стороны.

   Через полчаса после взрыва к нам на стройку приехала на машине председатель поселкового совета  Екатерина Петровна и директор известегасильного завода и в очень резкой, я бы сказал даже грубоватой форме высказали мне свое крайнее возмущение  и претензию к нам. Оказывается, взрыв 200 килограммов взрывчатки не только взрыхлил мерзлый грунт  в котлованах и снес крышу нашего сарая, но и ударной волной  выбил все окна  в поселке на другом берегу реки, обращенные в нашу сторону. Это было равносильно взрыву средней авиабомбы.  Температура наружного воздуха в этот день была ниже пятнадцати градусов мороза.
-  Екатерина Петровна! Что действительно выбило окна во всех домах -  остановил я её.
-  А, как вы думайте, какая необходимость у меня была ехать к Вам. Не на свидание же. Анатолий Петрович! Говорите спасибо, что не поранили осколками стекла людей. Окна выбиты во всех домах в крайнем к реке ряду.  Кроме того у меня  в сельсовете, детском садике, магазине и заводоуправлении. Никогда не была под бомбежкой, а вот пришлось с Вашей помощью. Те окна, что обращены в вашу сторону. Нужно что-то срочно делать.  Завтра обещают мороз ниже двадцати градусов.
-  Скажите. Найдется в поселке или на заводе специалист со стеклорезом, который смог бы застеклить окна и  можно ли быстро достать или завести необходимое количество стекла? У меня сейчас ни стекла, ни столяра нет. Я могу вызвать, но это пройдет три четыре дня.
- За это время мы поморозим людей.
-  Тогда  Екатерина Петровна,  помогайте. Возникли форс-мажорные обстоятельства.  Я сейчас даю Вам своего офицера и он вместе с Вашими представителями обойдет все дома и здания и запишет все разбитые стекла. Сейчас же нужно, чтобы все открытые проемы были временно закрыты  фанерой, тканью или другим материалом. Вы помогаете найти и завести стекло и организовываете вместе с нами остекление.  Я срочно заказываю  в  нашем управлении стекло и передаю его Вам в нужном количестве. Вашему стекольщику мы оплачиваем за работу.
-  Ловко Вы свалили все на нас.  Но в данной ситуации похоже, другого выхода нет. Присылайте  ко мне своего офицера. – сказала, уже более миролюбиво Екатерина Петровна, отъезжая в поселок.

   После организации работы по отрывке котлованов под фундаменты домов, я зашел в контору участка и по полевому телефону связался с майором Бражниковым ЛС – заместителем начальника Управления по МТО
-  Леонид Семенович! Здравия желаю.
-  Здравствуй  Анатолий. Что у тебя случилось? Ты получил вагоны с техникой, цементом, сборные и с железобетоном?
-  Да получил и разгрузил вчера. Спасибо. Все нужно. Только вот  цементный склад еще не закончили строить. Есть вопрос  по хранению.
-  Поторопись. Через неделю еще придет три вагона.
- Сделаем за это время.  Леонид Семенович! У меня проблема.  Пришлите метров сто пятьдесят стекла и оконный штапик.
-  У тебя же еще нечего стеклить. Зачем оно тебе понадобилось?  Это же фондируемый материал.
-  Разбили в деревне, а здесь морозы большие.
-  Расскажи, только без вранья, как это ты умудрился разбить аж 150 м2 стекла.?  Что то новое появляется у нас.  Кому-то пообещал  стекло что ли?  Или, как цыган, на что-то выменяешь?
-  Правда  разбили. Взрывом.
-  Я, Толя с войны пришел 21 год назад. С тех пор, слава Богу, живет страна пока мирно С кем ты там сейчас воюешь?
-  Взрывали мерзлый грунт под фундаменты домов.
-  Но, хоть котлованы отрыл?
-  Да получилось.  Сейчас вычищаем бульдозером.
- Молодец, что сообразил. Теперь работа на домах пойдет нормально. Стекло я тебе пришлю. Только ты мне как фронтовику расскажи, как ты стекла побил?  Начальнику управления  не звони, а то он ругаться будет.
- Спасибо, Леонид Семенович! Взрывники рассчитали, что на два котлована потребуется не меньше 200 килограммов взрывчатки. По - моему, для гарантии они даже лишний мешочек заложили. А это уже приличная авиабомба.  Взрывная волна дошла до домов на другом берегу  реки и повыбивала окна с нашей стороны.  А сейчас у нас уже зима.
- Когда нас немцы в 42 году бомбили под Сталинградом, они такими бомбами целые дома заваливали.  Знакомая штука. Хорошо, что договорился  со взрывниками. Успехов тебе.  Стекло пришлю на следующей неделе.
  В конторе находился  лейтенант Радченко Г.Ф.  Закрывал наряды очередному бригадиру.
-  Жора! Сходи к Председателю поселкового совета и сделай с ним инвентаризацию разбитых взрывом стекол в деревни.  Затем организуй вместе с ними ремонт  остекления с нашим участием. Когда, в течение недели привезут стекло,  передай его в необходимом количестве, согласно акта, заводу или Председателю сельсовета. В зависимости у кого заняли.
-  Хорошо. Разберусь, Петрович.

    Наконец, все пожарные и срочные дела вроде бы сделаны и я с удовольствием углубился в свое любимое занятие, полуночное  изучение технической и проектной документации. Однако, как известно, на военной стройке покой нам только сниться. Приехал со станции лейтенант Серебряков и привез с собой новую проблему. Поступили в наш адрес одиннадцать вагонов со щебнем.  Завтра будут ставить под разгрузку


Рецензии
Читается неплохо, но взрывники раздолбаи - при таком количестве взрывчатки.... Да, печи не гасильные, а обжиговые.

Фёдоров -Северянин   01.03.2020 15:44     Заявить о нарушении