Галия Керей о высказывании Токтара Аубакирова

Комментарии Галии Керей на выступление первого космонавта Казахстана Токтара Аубакирова «Мы по-настоящему нищий народ», опубликованное на you tube канале


Комментарий от 21.02.2020 г.

Не народ нищий, а народ Казахстана сделало нищим 30-летнее правление Назарбаева, которого некоторые подхалимы называли «ак патша». Надо вещи называть своими именами.

Как вы смеете называть наш народ нищим, за счет этого нищего народа вы побывали в космосе. Я думаю, что вам и на земле неплохо живется, вы ведь получали за счет депутатского мандата большую депутатскую зарплату. Вы один из тех из-за которых казахстанский народ стал нищим.

Во сколько же казахстанскому народу обошлось пребывание 3 космонавтов там, где делать нечего. И что дало ваше пребывание в космосе для благосостояния народа?
И теперь вы смеете так называть весь народ!

Чем так опускать народ лучше бы вы подумали, как можно поднять народ с колен, чтобы оправдать свое прежнее пребывание на депутатском кресле!!!

Комментарий от 22.02.2020 г.

Я вчера написала пост по поводу высказывания Т. Аубакирова, настолько опустившего казахстанский народ, сказав о том, что якобы мы нищие.

А сегодня наткнулась на многочисленные комментарии казахстанцев под видео, которые восхищаются этим человеком, называя его, как бы лицом казахстанской интеллигенции. Но его то лицо осталось при нем.

Наверное, надо интеллигенцию оценивать по вкладу, который она должна была внести в дело общества. Он же сидел на депутатском кресле не для того, чтобы следить за тем, как переписывает Нурсултан конституцию. Своим высказыванием он как бы доводит до народа то, что народу уже за все это время и так осточертело.

Но за то время, которое он провел в депутатском кресле, стыдясь перед иностранцами за конституцию, значит ему было стыдно и за то, что он казах, который разъезжал с казахстанской делегацией по заграницам. Если он стеснялся, что он - казах, зачем тогда живет на этой земле? Не было в те времена его высказываний, показывающих недовольство действиями этого президента.

Когда со всеми почестями ушел на заслуженный отдых, к чему надо было вякать, уж сидел бы молча. Если, будучи действующим депутатом ничего не смог сказать, что теперь значит его слово…

Комментарий от 26.02.2020 г.

Судя по бахвальству о своем жизненном уровне, выходит, мы просто не знаем каких богачей мы вырастили среди нищеты, как он выразился в одном своем интервью, что наш народ нищий.

А здесь он противоречит тому своему высказыванию.

По-моему, пониманию у нас есть богачи, нищие и среднее сословие народа Казахстана, которое является трудягами и корпят над тем, как бы прокормить семью, чтобы по- человечески жить, используя свои знания и умения, получая при этом очень скудные доходы от своей деятельности.

Они первым делом думают о том, как заплатить всевозможные налоги, отчисления и страховые взносы, которые уходят, в конце концов, на содержание богатеньких для оплаты зарплаты государственным чинам, депутатам, госслужащим.

Кроме того, надо заработать средства на оплату арендованного помещения. Заплатить тем, кто трудится у него. И они рады даже тому, если заработают для себя хоть какие-нибудь скудные доходы, не учитывая при этом, как они говорят «мертвых душ».
Читая интервью с Аубакировым, мне стало как-то не по себе, где он хвастался своим состоянием, какой он ведет праздный образ жизни. Меня очень задело то, что он с такой гордостью сказал, что старший сын учился в Америке и заслужил звание «национальная гордость американского народа».

А гражданин какой страны его второй сын?

Для учебы за границей, в общем-то расходуются деньги, полученные в Казахстане. Оплата за учебу тратится казахстанскими деньгами, заработанными на нашей территории.

Эти деньги поступают в бюджет другой страны, где обучались его дети, приумножая доходы той страны.

А ведь его сын является гражданином Казахстана, правда не знаю какой он записан национальности при смешанном браке.

Аубакиров, наверное, должен был гордиться тем, что его дети являются гордостью Казахстана, если живет здесь и считает себя казахом.
Поэтому я думаю, когда говорим о человеке надо, наверное, обращать внимание на то, в чем ценность его мыслей…


Ниже приведены 2 статьи:

1. Статья «Первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров: Получаю пенсию в размере зарплаты прапорщика», опубликованная на сайте rus.azattyq.org (Радио Азаттык) от 17.02.2009 года

Первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров — пенсионер, разводит лошадей и отстреливает волков. Но он не исключает, что будет баллотироваться в депутаты парламента. Об этом и о многом другом он рассказал в интервью нашему радио Азаттык.

КОСМОНАВТ № 1 РЕШИЛ НИ В КАКИЕ ПАРТИИ НЕ ВСТУПАТЬ

- Господин Аубакиров, нас часто спрашивают о том, где сейчас первый казахский космонавт, чем он занимается, почему ушел из парламента и так далее. В связи с этим у нас первый вопрос: почему вы не баллотировались на очередных досрочных парламентских выборах, назначенных после очередного “самороспуска” нижней палаты, где вы были депутатом? Тем более всем известно, что в “самораспущенной” нижней палате парламента предшествующего созыва звучал единственный критический голос – депутата Тохтара Аубакирова.

- Что я хочу сказать, во-первых? Спасибо вам большое, что интересуетесь моей судьбой, не забываете. Во-вторых, не только мои родные и близкие, но и весь народ, наверное, знает, что я пенсионер. Я на пенсии.

Меня никто и никуда не приглашал с тех пор, как я ушел и сдал свой депутатский мандат. Хотя по закону меня должны были трудоустроить. Однако никто не позвонил, не поинтересовался, где я и что делаю. Но это их проблема.

Следующее. Почему я не баллотировался? Баллотироваться я не мог по одной простой причине. Для того чтобы баллотироваться в депутаты, необходимо быть членом партии. Хотя бы партии “Нур-Отан”.

- Господин Аубакиров, перед досрочными парламентскими выборами или после них вас не приглашали вступить в ряды партии “Нур-Отан”?

- И партия “Нур-Отан” приглашала, и все другие партии в общем-то приглашали к себе в ряды. Но я не могу. Я уже был членом одной партии - коммунистической. Тогда она была единственной, руководящей, направляющей силой, все и вся подчинялась только этой партии.

В цивилизованном мире такого нет. Этот прецедент был только в Советском Союзе и, может быть, еще в Китае. И теперь это повторилось только у нас, в независимом Казахстане.

Партия власти - единственная партия, которая превалировала над всеми. Я считаю: не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что тебе никто бы не позволил идти наперекор программе и уставу партии, ее наставлений и вообще поперек того, что нужно говорить только правильные слова.

Как вы сами заметили, в «самораспустившемся» парламенте был единственный критический голос - голос Аубакирова. И этот голос, если бы я даже был от “Нур-Отана”, перестал бы звучать. Это естественно.

И чтобы этого не было, чтобы не позорить себя, не позорить, будем говорить так, окружающих, я решил вообще ни в какие партии не вступать, ни с кем не связываться.

КОСМОНАВТ В ЧИНЕ ГЕНЕРАЛА ПОЛУЧАЕТ ПЕНСИЮ В РАЗМЕРЕ ЗАРПЛАТЫ ПРАПОРЩИКА

- Господин Аубакиров, вы сказали, что являетесь пенсионером. В связи с этим я хочу задать вам не совсем корректный вопрос. Какова пенсия бывшего летчика-испытателя и космонавта, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза и Героя Казахстана, бывшего депутата первого парламента независимого Казахстана и “самораспущенного” парламента 4-го созыва, основателя и первого руководителя Национального аэрокосмического агентства?

- Получает столько, сколько сейчас получает, может быть, военнослужащий нашей казахстанской армии в звании прапорщика.

- Ваш богатый опыт летчика-испытателя, накопленный еще в советский период, и ваш опыт летчика-космонавта не пригодился независимому Казахстану?

- Нет. Посчитали, что у них самих достаточно опыта в этих вопросах. Поэтому, конечно, несколько странно было. Тем не менее я это дело уже пережил.

- Вы были и остаетесь гордостью казахов и всей страны и как первый летчик-испытатель, получивший самое высокое звание Советского Союза, и как первый казах, покоривший космос. Но в последнее время вас не так часто видно и слышно. Вы “пропали” из поля зрения общества.

- Нет, почему исчез?! Время от времени обо мне говорят, вспоминают. Недавно состоялось вручение наград в номинации “Алтын адам” («Золотой человек»). Номинанта выбирали из граждан стран СНГ. И среди казахстанцев эту награду вручили мне.

Мне, конечно же, было очень приятно, что народ меня не забыл. На вопрос анкеты люди ответили: да, этот человек достоин быть Человеком года. Хотя, как вы сами констатировали, меня нигде не показывают: и телевидение, и газеты стараются сторониться. Тем не менее народ избрал меня Человеком года и наградил премией “Золотой человек”.

ПРЕЗИДЕНТ УГОВАРИВАЛ МЕНЯ ОСТАТЬСЯ, НО Я САМ УШЕЛ НА ПЕНСИЮ

- Господин Аубакиров, вы на пенсию вышли по возрасту или все же потому, что остались невостребованным?

- Нет, я сам пожелал уйти. Я по выслуге лет вышел. У меня выслуга лет значительно больше, чем собственно мой возраст. Потому что, вы знаете, в авиации год за два идет. Тем более что в космической отрасли совсем другие параметры.

И так получилось, что к тому моменту (когда я очень настроился было уйти), хотя президент Назарбаев уговаривал меня остаться, я сказал: “Нет, не могу”. И ушел на пенсию. Сам!

Всегда нужно принимать решение самому. Лично. Очень плохо, когда спортсмен уходит побежденным. Уходит не вовремя. Правда же?

- Господин Аубакиров, именно вы были первым руководителем Национального аэрокосмического агентства, которому была поручена подготовка договора с Россией по Байконуру. Теперь в Казахстане появилось новое агентство?

- Нет, это не новое агентство. Это агентство, которое я создал. Сейчас его просто возглавляет другой человек.

- Да, так вот недавно новый глава Национального космического агентства, или «Казкосмоса», Талгат Мусабаев, ваш коллега, казахский космонавт № 2, заявил, что первый казахский спутник «Казсат-1», уже потерянный Казахстаном навсегда, заказали, мягко говоря, очень далекие от космической отрасли люди. Ряд депутатов парламента выразил озабоченность тем, что «Казсат-2» может ожидать такая же участь. По словам главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, космический комплекс “Ишим”, разработку которого заказало в России прежнее руководство агентства, также является устаревшей техникой. На ваш взгляд, почему руководить такой специфической отраслью, как космос, не назначают или не приглашают профессионалов, которых в Казахстане, может быть, не так уж много, но все же имеются?

- По-видимому, считают, что люди, которые знают очень много в своем деле - больше, чем большие начальники, - вредят отрасли. В Казахстане в кадровой политике принято так, чтобы во главе какой-нибудь отрасли стоял человек, который знаком с этой отраслью только понаслышке.

Если он узнает эту сферу глубоко, то он не годится ей. Он будет везде и всюду все знать и давать указания. А это уже против проводимой политики.

«МОЛОДОЙ» ДЕД МЕЧТАЕТ УВИДЕТЬ СВОЕГО ВНУКА КОСМОНАВТОМ

- Господин Аубакиров, вы - пенсионер, который получает пенсию в размере месячного оклада прапорщика национальной армии...

- ...это в лучшем случае.

- Даже “в лучшем случае”? Тогда чем же живет, чем “промышляет” космонавт-пенсионер, генерал-пенсионер?

- У меня есть дети, которые помогают. Есть хорошая пословица “Что посеешь, то и пожнешь”. Видать, мы с супругой посеяли хорошо, теперь мы пожинаем. У меня два сына, у меня есть внучка.

- Одна?

- Одна. Но я еще «молодой» дедушка. И думаю, что это только начало. Даст бог, внуков у нас будет много-много. Оба сына женаты.

- А вы не хотите, чтобы ваши внуки тоже стали, скажем, летчиками-испытателями или космонавтами?

- Если переиначить известное выражение, то «Какой дед не мечтает увидеть своего внука в кабине самолета или за управлением космическим кораблем?».

- Господин Аубакиров, из ваших немногочисленных интервью известно, что вы большой любитель коневодства. Сейчас вы, случайно, не бросили это свое увлечение?

- Вы знаете, у меня это не бывает преходящим. Если пришло, то уже навсегда, тем более любовь к лошадям.

Я никогда не выставляю своих лошадей на байгу, на всякие там скачки. У меня нет такой «кровожадности», чтобы загнать лошадь до смерти на скачках, где нужно одолеть по 30 - 40 километров.

У меня есть другое хобби – смотреть на эту красоту, встречаться с этой красотой, любоваться ею. Вместе со мной и мои дети идут и любуются, когда мои лошади на выгоне скачут, подняв гривы и хвосты, встают на дыбы. Все это само по себе величественно красиво.

- Господин Аубакиров, нам также известно, что вы еще неплохой охотник. Как-то пресса сообщала, что первый казахский космонавт, сев на свой снегоход, помогал жителям Карагандинской области в отстреле волков. Помнится, что в тот год наблюдалось редкое нашествие волков, особенно в центральных областях республики. А в этом году нет подобной проблемы? Местные жители не обращались к вам за помощью?

- К моему счастью, сейчас многие в Казахстане живут зажиточно, у многих имеются такие же снегоходы, если даже не лучше моего. Многие имеют возможность, бросив работу, выезжать на отстрел, на охоту или на отдых. Потому что у нас работа налажена, стоит на твердых рельсах. И без первых начальников система функционирует, нормально работает.

А они [руководители] отбивают волков. Я в этом году специально слежу за тем, где и какие начальники, бастыки гостят и сколько волков они отстреляли. Сам я еще не выезжал.

Но даже из далекого Талдыкоргана мне сейчас звонят и говорят, что на самом деле в этом году везде замечается небывалое нашествие волков. Их очень много появилось, так что меня без конца приглашают помочь в их истреблении.

Вообще очень важно поддерживать природный баланс, равновесие между хищниками и всякой другой живностью. К примеру, когда было много сайгаков, архаров и так далее, тогда можно было не опасаться из-за количества волков.

Но когда количество сайгаков резко уменьшилось, то количество волков осталось на прежнем уровне. И волки тогда нанесли, конечно, огромный ущерб не только популяции сайгаков, но и животноводству страны. И в свое время регулирование нами количества волков было правильно воспринято даже самой природой.

КАЗАХСТАН ПОТИХОНЬКУ СПОЛЗАЕТ ВНИЗ, И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

- Нашествие волков в нынешним году неразрывно связано, видимо, с тяжелой экономической ситуацией в стране. Вы, наверное, отслеживаете, что сейчас в стране безработица резко увеличивается, идет массовое закрытие малых, средних и даже крупных предприятий. По сообщениям официальных СМИ, правительство, вроде, предпринимает какие-то меры, а народ-то этого особо не ощущает. А вы, господин Аубакиров, как ощущаете нынешнюю ситуацию в национальной экономике?

- Я вам хочу сказать, что народ не ощущает этого в полной мере. Я думаю, что скоро, к лету, реально почувствует. Потому что секвестирование бюджета уже начинается. Я думаю, что премьер, если он в здравом уме, должен сейчас пересмотреть бюджет, который состряпали на скорую руку, с учетом нынешних мировых цен на минеральное сырье.

Мы потихонечку сползаем вниз. И это только начало нашего «пике». Мы еще пока по наклонной идем, а потом уже, может быть, где-то (не дай бог, конечно)... Все будет зависеть от того, как себя поведет мировой кризис.

Если же в мире будет продолжаться такое бедствие, то, что будет с нашей страной, даже предсказать невозможно. Мы же страна непроизводящая. Мы все зависим от того, насколько мир потребляет наши минеральные ресурсы.

Если в мире из-за кризиса сократится потребление нашего сырья, то мы тогда действительно «спикируем» глубоко вниз. Вот тогда народ поймет то, что когда-то наши предки говорили: вы, казахи, всегда должны иметь скот в запасе. Только скот как-то может дать бедным шаруа не умереть с голоду.

КАЗАХСТАН – МОЯ РОДИНА, ЗЕМЛЯ МОИХ ПРЕДКОВ, А НАРОД ЖДЕТ ЗАЩИТЫ

- Господин Аубакиров, давайте вернемся к политике. В Казахстане, видимо, без политики уже никуда. Наверное, вы сами хорошо знаете, что и политологи, и лидеры оппозиции, и представители общественных организаций в один голос твердят, что в Казахстане в этом году, скорее всего, состоятся очередные досрочные парламентские выборы в связи с председательством Казахстана в ОБСЕ. Если эти ожидания оправдаются, то у вас нет намерения баллотироваться от какой-либо партии? Не важно какой – оппозиционной или президентской “Нур Отан”. Главное, чтобы вы могли принять участие в политических процессах в стране.

- Как говорится, пути господни неисповедимы. Все может произойти. Я не могу сказать твердо “нет”. Потому что это моя родина, это земля моих предков и это народ, который ждет некоторой защиты от того, что у нас порой случается.

И я же вам говорил, что не зря очень много посланников приходит ко мне. Они просят, а порой требуют, чтобы я баллотировался в депутаты.

- Господин Аубакиров, как показывают итоги опросов, значительное число вполне преуспевающих служащих частных компаний, банков и даже государственных чиновников среднего и высшего звена (и в основном казахской национальности) в случае чего готовы сорваться на постоянное место жительство в другие страны. И как заявил один сотрудник частного банка из Алматы, Казахстан постепенно превращается из родины-матери в мачеху для самих казахов. У вас нет такого ощущения?

- Нет! Вы знаете, это те люди, которые пытаются оправдать свои “деяния”. Это люди, которые по тем или иным причинам вынуждены были бежать из страны или готовятся к бегству. И после этого громогласно объявляют, что родина - мачеха.

Я с этим категорически не согласен и не соглашусь вообще никогда. Какая бы ни была родина, она - мать. Вы посмотрите: когда детям в неблагополучных семьях говорят, что их мама - беспробудная пьяница, бездельница или еще что-то в этом роде, они все равно скажут, что хотят к маме. Когда некоторые люди так выражаются о родине-матери, для меня это дикость. Вы не нашли в этом вопросе от меня поддержки.

Но я хочу спросить, где были и что делали люди (которые имеют определенное положение, имеют деньги, имеют все) во время президентских или парламентских выборов, которые уже прошли? В лучшем случае они легко отмахивались, говоря, что не пойдут голосовать.

Это они сами подвели себя. Здесь народ должен был пойти на выборы и сказать: нравится или не нравится. Объявили же, что 91 процент поддержал Нурсултана Назарбаева. Вот мы и получили Назарбаева.

И я думаю, что сам народ его избрал. Здесь подтасовки особой нет. Я сам своими глазами видел, как народ шел и голосовал за него.

- Но, тем не менее, лидеры оппозиции неустанно заявляют, что за годы независимости в Казахстане еще ни разу не было справедливых и открытых выборов, соответствующих стандартам демократии. То есть в Казахстане сталинская традиция “не важно, как проголосуют, важно, как посчитать” стала нормой?

- Дорогой мой, ты скажи мне, пожалуйста, а кто считает их? Сам Назарбаев, что ли, считает? Нет, считаем мы с тобой. Такие, как мы с тобой.

- Господин Аубакиров, что бы вы пожелали слушателям и читателям радио Азаттык?

- Мне, к сожалению, редко выдается возможность послушать ваше радио Азаттык. Но вас слушает очень большое количество людей не только в Казахстане, но и за рубежом.

Я пожелал бы всем слушателям и читателям радио Азаттык критически относиться к своим деяниям. Все, что ты делаешь, нужно анализировать. Правильно ли ты делаешь или только для себя делаешь?

Поэтому всем моим дорогим радиослушателям и читателям я скажу одно: будьте самокритичны. И воспитывайте своих детей в этом духе.

- Большое спасибо за беседу, господин Аубакиров.




2. Статья «Токтар Аубакиров: о жизни первого казахстанского космонавта», опубликованная на сайте http://novoetv.kz (Новое телевидение) от 27.07.2018 года

Сегодня исполняется 72 года первому космонавту Казахстана — Токтару Аубакирову! О космической профессии и земной жизни читайте в статье novoetv.kz.

Родился космонавт 27 июля 1946 года в посёлке колхоза имени 1 Мая Каркаралинского района Карагандинской области.

Имя «Токтар» происходит от казахского слова «то;та», что означает «остановиться»: такое имя казахи издавна давали ребенку мужского пола, который родился после череды умерших новорожденных или когда все предыдущие новорожденные были только девочками. Наш земляк был у родителей первым мальчиком после двух девочек.

С детства Токтар Аубакиров мечтал стать летчиком. Когда увидел самолет, влюбился на всю жизнь: «Если меня спросят, кого или что я люблю больше всех, то это будет самолет».

Токтар окончил 8 классов и в 1962 году устроился токарем на завод в Темиртау, но у него была мечта — повторить подвиг Юрия Гагарина, полетев в космос.
Пока Гагарин покорял просторы космоса, Аубакиров получил третий разряд по парашютному спорту, а еще через три года записался в летный учебный центр.
По словам именинника, одно из самых ярких событий в его жизни произошло в Караганде в июне 1965 года, когда он самостоятельно поднялся в небо.
«Я лечу, лечу – у меня есть крылья!» – делился позже своими эмоциями Токтар Аубакиров.

В одном из интервью космонавт сказал, что у летчика бывают два врага – чувство страха и чувство геройства: в первом случае летчик не может ничего сделать из-за страха, тогда самолет становится сильнее, а во втором случае – хочет сделать то, что превышает способности его самого и его самолета.

В сентябре 1965 года Тохтар Онгарбаевич поступает на службу в армию, в 1969 заканчивает Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, а в январе 1975 года капитан Аубакиров уволен в запас.

Через год он окончил Школу лётчиков-испытателей, а в 1979 году — Московский авиационный институт. В июне — августе 1976 года становится лётчиком-испытателем Улан-¬Удэнского авиазавода. Токтар Аубакиров испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ-27 и их модификации.

Наш земляк поднял в небо и провёл испытания самолётов МиГ-¬29К и МиГ-¬31Б, участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-¬23, МиГ¬-25, МиГ¬-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций; провёл испытания по дозаправке в воздухе самолёта¬ перехватчика МиГ-31Б.

1 ноября 1989 года на истребителе МиГ-29К впервые в стране выполнил взлёт с палубы авианесущего крейсера.

«Вы сами понимаете: корабль — это железная штука, о которую надо очень сильно биться, поэтому конструкция самолета и планер были усилены. Авионика была совершенно другой, на нем уже в то время были телевизионные экраны — дисплеи, на которых были видны все параметры самолета. И для облегчения режимов полета было использовано отражение данных полета на лобовом стекле»,— вспоминает наш земляк.
«МиГ-29К — это детище, в создании которого я полностью принимал участие. Я очень много времени посвятил этой модели и потом созданию его облика в ЦАГИ. Я даже потом смог защитить докторскую диссертацию про этот самолет в Академии имени Жуковского в 1996 году», — говорит Токтар Аубакиров.

За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года Токтару Аубакирову присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В мае 1991 года Аубакиров приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, где он прошёл ускоренный курс подготовки к полёту на космическом корабле «Союз ТМ» и орбитальном комплексе «Мир».

«Мне было непросто бросать работу и коллег, с которыми столько пережил – и горе, и радость, но когда Нурсултан Назарбаев сказал о важности этого космического полета для казахстанского народа, я согласился не раздумывая», — вспоминает наш герой.

Команду для полета в космос сформировали за три месяца, вместе с Токтаром Аубакировым на орбитальную станцию «Мир» должны были отправиться Валерий Корзун и Александр Александров. Однако полет, намеченный на ноябрь 1991 года, отменили по причине объединения программ полетов СССР и Австрии.

Дату старта перенесли на октябрь, а вместо предыдущих кандидатов в состав команды вошли Александр Волков, Франц Фибёк и Токтар Аубакиров.

После окончания подготовки команда на космическом корабле «Союз ТМ-13» стартовала с космодрома Байконур. На борту космической станции Токтар Аубакиров вместе с австрийским коллегой провел чуть более недели, после чего вернулся на Землю в составе экипажа модуля «Союз ТМ-12».

Во время старта Токтару присвоили позывной «Донбасс-2», а по возвращении домой космонавт откликался на — «Озон-2». Восстановившись после полета, Аубакиров получил орден Октябрьской революции.

После развала СССР Токтар Аубакиров стал членом Верховного Совета Республики Казахстан, с 1993 года возглавлял государственное космическое агентство, а за год до этого получил должность первого заместителя министра обороны Казахстана.

В начале 2000-х занимал пост советника Президента по вопросам космоса. Во время выборов в Мажилис в 2004 году Токтар набрал более 57% голосов в 44 округе Кызылорды, через пять лет вступил в оппозиционную партию «Азат». Впоследствии выдвигался от нее в нижнюю палату Мажилиса в 2012 году. После этого Токтар покинул ее ряды и стал советником национальной компании «Казахстан темир жолы».
Первый космонавт Казахстана женат на Татьяне Михайловне Аубакировой, у супругов двое сыновей. Первенец Тимур родился в 1977 году, он с отличием окончил университет в Нью-Йорке и заслужил звание «Национальная гордость американского народа». Младший сын Михаил появился на свет в 1982-м.

Токтар Аубакиров не только летчик-испытатель, космонавт, но и заслуженный мастер спорта по волейболу, профессор и доктор технических наук.

Первый казахстанский космонавт стал почетным гражданином Карагандинской области и присутствовал на открытии стелы, посвященной его полету в космос в Каракаралинске.

Команда novoetv.kz желает имениннику долгих лет жизни, здоровья и нескончаемых поводов для радости!


Рецензии