Детство и дедство
Вот только не надо мне сейчас вот это вот ваше «нельзя баловать!» Сам знаю. А вы видели эти глаза? Он научился делать их голодными и это у него получается! Пошлёпав ресницами этих самых глаз, он может выдурить у деда всё, что угодно, а тому остаётся клясть себя за мягкотелость и непедагогичность. Вслух или про себя – неважно.
- Деда, я сегодня на физре очень качественно пропотел! – И состроил глазки, в которых сквозь шаловливое сверкание искорок фоном проступал ужасный в своей беспощадности голод.
- Мелочи нет.
- Я очень, очень сильно пропотел! Пять рублей. Всего пять рублей. – Глаз не отводит. Гипнотизирует. Удачно.
Я полез в карман и достал десять рублей беленькими – всё, что было из мелкого. Жалкие гроши были тут же экспроприированы: пять по договорённости и ещё пять – случайно.
- Не горюй: я тебе отдам.
- Не о деньгах я горюю, а о твоём пузике. Больше никогда!
- Я всё равно отдам.
- Нет, я со своих денег не беру.
- Отдам.
Дальше было «кот Васька слушает да ест», только в прямом смысле: я читал ему лекцию о сомнительной пользе переедания, вреде потребления внутрь организма сладкого и грозил завтрашней усиленной зарядкой, а он сидел на лавочке и наминал пирожок с яблочным повидлом. Который «совсем не сладкий, ну совсем-совсем!»
Подошёл одноклассник, ожидавший в одетом состоянии, когда же наконец за ним соизволят прийти эти бестолковые родители:
- А ты что делаешь?
У зайца рот был занят, ответил я:
- Наедает мышцы. Вот тут и вот тут. – Шмякнул я себя по животу и попе.
Одноклассник весело и довольно искренне расхохотался, явно подыгрывая прикольному деду, а заяц, спокойно прожевав и проглотив откусанное, устремив умиротворённый взгляд куда-то сквозь и мимо, посоветовал:
- На себе не показывай.
- Мне не грозит: я пирожки с повидлом не ем и тортиками не балуюсь.
Хотел купить по дороге кое-что в отделе бытовой химии, но два магазина пропустил по забывчивости, а в третьем, у дяди Юры, нужного не оказалось. Вышли с мелким из магазина и говорю:
- Ладно, завтра куплю. Или вернуться вон в тот магазинчик?
- Давай вернёмся.
- Не, завтра.
- Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня! – Лыбится, чёртенок.
- Не, завтра – неохота ещё два раза переходить дорогу.
- Сегодня! – Заяц повесил свои шестьдесят килограммов с рюкзаком на мою левую руку и упёрся ногами в асфальт. Я подёргался, но с таким грузом на одну руку возвращаться домой было сложновато.
- Сдаюсь, пошли.
- Умею я убеждать. – Снова растянул рот до ушей ребёнок. – Я получил пятёрку, 5-3, это шифр: обозначает «пятёрка», третий урок, а значит – математика, завтра ИГЗ* по английскому будет, сегодня идём к вам. Нет, к вам на пять сек, бабушку порадую, потом домой – делать уроки, а после зайду к вам погостить.
Но всю программу ребёнка поломали вареники. Сначала всё шло по скорректированному плану: он сообщил бабушке Т. о пятёрке, они очень радостно пообнимались, потом, по его инициативе, по второму разу, но дальше случилось непредвиденное.
- Заяц, так ты что – к нам не заходишь?
- Нет, я после домашнего задания приду.
- А у бабушки что-то вкусненькое есть… Я, правда, не знаю, что…
Дитё навострило уши и замерло в стойке.
- Да? Пельмешки есть?
- Пельмешек, увы, нет.
- … А вареники?
- Вареники есть.
- Я остаюсь.
Заяц с бабушкой удалились для вареникоедства, а я ухватил тазик какого-то приготовленного бабушкой Т. салата из мяса, яиц, сметаны и, вероятно, не идентифицированных мною второпях овощей, но не оливье. Сел за компьютер глотать салат и излагать всё это, пока помню, и без того половину забываю, иногда самую интересную, а они расправились с варениками и вышли на веранду – прощаться.
И тут такое… Слышу:
- Мальчики по двадцать, девочки по двадцать пять.
Мне слышится: «Мальчикам по двадцать, девочкам по двадцать пять». Догадываюсь, что речь о продаже хомячков, но не понимаю, почему девочкам дороже. Бабушка:
- Зая, может, не надо? Друзьям следует не продавать, а дарить.
- Да ничего, не страшно, я уже договорился.
- Бизнесмен? А давай ты подрастёшь и, когда будешь выбирать себе профессию, если захочешь, станешь бизнесменом.
- А что мне мешает сделать это сейчас?
- Заяц, школа – это место учёбы, а не бизнеса.
- Да он ко мне придёт, домой. Всё уже договорено, я не могу его подвести.
Я не мог не встрять – душил смех.
- А почему девочкам дороже?
- Ну ты сказанул! Не девочкам, а девочки.
- А, понял. Ребёнок… В общем, друзьям, всё-таки, нужно дарить, а не продавать.
Ребёнок, после паузы на обдумывание:
- Да он мне не такой уж и друг, если разобраться…
- Ну, началось…
- Нет, правда: одноклассник просто.
Вижу: парня не переубедить. Девять лет ребёнку. Девять! Не в нас пошёл… А он, использовав моё минутное замешательство:
- Зайди на минутку.
- Зачем?
- Ну зайди.
- Хочешь деньги отдать? – Догадался я и попытался быстренько вышмыгнуть в дверь.
А заяц захохотал, снова уцепился за мой рукав, тянет в дом:
- Не уйдёшь!
Отошёл к вешалке, раздеваясь и кося на меня «одним глазом»:
- Я за тобой слежу!
- Да всё, всё, я не рыпаюсь. Коммерсант…
- Не знаю, что это, но звучит обидно.
- Бизнесмен «купи-продай».
- Теперь понятно. - И пошёл за деньгами. Принёс, я не глядя сунул их в карман. Сейчас смотрю – двадцать отдал. С процентами, выходит. Нельзя ему в коммерсы: прогорит. Как пить дать, прогорит.
ИГЗ* - дополнительные, индивидуально-групповые занятия.
Свидетельство о публикации №220030201019