прощаю

Прощаю...?

Ах, какой замечательный сегодня день! Какая благодать была на душе у Полины!
Она готовилась идти на Литургию.
Какой сегодня особенный день: Прощеное воскресение!
Полина мысленно перебирала в памяти всех, кого могла бы обидеть. Честно говоря, получалось, что она вроде никого не обидела, да и сама, к чести сказать, обиды ни на кого не держала!
По дороге увидела соседку, которую давно уже простила за ночной шум, гулянки. Но вспомнила, как злилась когда-то, и прокричала:
- Оксана!
- А, привет, Полин. В церковь что ли?
- Да, а как же? Сегодня же Прощеное воскресение! Завтра Великий пост!
Соседка кивнула и собралась идти себе дальше по своим делам, но Полина ее окликнула:
- Оксана, ты уж прости меня за все!
Оксана оглянулась, пожала плечами да сказала:
- Да ладно! Что старое вспоминать!
Полина немного умилилась тому, что ее соседка не знает правил, не знает, какими словами положено в этот день прощать, что говорить.
«Ну дай ей Бог прийти в храм! Господи, приведи ее к себе!» - Полина перекрестилась и поспешила на службу. Она решила не покупать пока свечи и не писать записки. Потом, все потом. Сейчас исповедь, служба и Святые Дары!
Она отстояла очередь на исповедь, истово молилась на службе, плакала слезами радости и умиления, глядя на их дорогого батюшку Анатолия.
Ну вот и Причастие. Слава Богу! Как хорошо!
В абсолютно счастливом состоянии пошла она в церковную лавочку. По дороге встретила нескольких знакомых, со всеми обнялась, попросила прощение, простила сама, пообещала, что и Бог простит, как она прощает.
Вошла в лавочку.
Там сегодня за прилавком была Антонина. Хорошая женщина эта Антонина, только муж у нее неверующий, да и пьет. Часто Полина разговаривала с Тоней, давала советы.
- Здравствуй, Тоня!
- А, Полина! Здравствуй!
- С Прощеным воскресением тебя!
- Тебя также.
Полина подождала, не попросит ли для порядка Тоня у нее прощения. Но Тоня молчала и что-то перебирала за прилавком.
«Занята, забылась»,- умиленно подумала Полина.
- Прости меня, Тоня, за все мои обиды и грехи, вольные и невольные, - с улыбкой сказала Полина.
Тоня молчала. Улыбка сползла с лица Полины.
- Тонь, ты чего?
- Да ничего. Бог простит.
- А ты-то прощаешь меня? - Поля спрашивала несерьезно, потому что точно знала, что ничем не обидела Антонину. Но что-то было не так.
- Я?... Прощаю и я, - как-то нехотя сказала Тоня.
И Полина вдруг обиделась и завелась. Что происходит-то? Что, нельзя по-человечески было сказать: «Бог, мол, простит, и я прощаю. И ты меня, мол, прости!»?
- Тонь, я не поняла, я тебя обидела чем-то?
Тоня смерила ее презрительным взглядом:
- А если бы ты меня не обидела, то зачем бы прощения просила бы?
- Так... Праздник...
- А, праздник у тебя! Ты у меня просто так прощения попросила? Праздника ради?
- А что случилось-то?
- А ты не понимаешь?
- Нет....
- Да я ненавижу тебя!
Тоня смотрела на Полину со злобой, и той стало страшно.
- За что? - шепотом спросила она.
- Господи! Какая же ты вечно в себя влюбленная да самодовольная! Святоша ты наша! Всем-то она у нас добра желает, всем советы раздает! И ничего вокруг не замечает!
- Да что я сделала тебе?! - Поля уже завелась не на шутку. Что эта Тонька себе вообразила?!
- Ты мою семью разрушила своими советами, а так ничего.
- Я? Я разрушила? - Полина задохнулась от обиды. - Твой пьет, в Бога не верует, а я разбила? Не надо было за такого козла замуж выходить!
- За козла... Ты и за козла так и не смогла выйти. Дня супругой ничьей не была, а советует!
Полина вышла из лавочки и хлопнула дверью.
Пошла опять в храм. Там уже убирались. В ней кипел гнев и... ненависть. За что? В такой день! Как она могла, эта Тонька!
Полина пришла в храм и вспомнила, что не купила свечек.
- Что, Полин? - спросила служительница Марина. Она возилась у подсвечников. Полина подошла к ней и рассказала все, что произошло в лавке. Марина поджала губы.
- Я знаю... - как-то неопределённо сказала Марина. - Не бери близко к сердцу.
- За что?
- Разводятся они. Уходит он от нее.
- А я при чем?
- Тоня сказала, что ты вмешалась.
- Когда?
- Точно не поняла... Вроде он был в лавке, когда ты ей разводиться советовала что ли...
Полина стала лихорадочно вспоминать. Нет, разводиться она не советовала, а вот проучить его уговаривала... А он, значит, это слышал... Ох, как нехорошо получилось! Но... с другой стороны, она же не виновата! Эта Тоня сама жаловалась без конца, а Полина ей хотела помочь! Откуда она знала, что в тот раз ее муж был в той лавке!
... А ведь надо было понять - Тоня тогда ей ничего не отвечала, даже вроде какие-то знаки делала. И да! Все разговор на другую тему пыталась перевести, а Полина не унималась.
Но почему-то Полина не чувствовала себя виноватой.
Какая вина! Вот же - Прощеное воскресение! Ну могла бы эта Тоня с ней помириться? Так нет! Она начала обиды высказывать! А Бог как велел? Прощать! А эта Тонька, видишь ли, не хочет прощать! Ишь!
Да и как угодно! Полина у нее прощения попросила! У нее совесть чиста! Пусть Тонька мучается, что против Бога в такой день пошла и все Причастие Полине испоганила!
Полина гордо ушла из храма. Надо в магазин: постного накупить!
А Антонина плакала в своей лавке. Плакала и молилась. За Полю, за мужа. Муж ей позвонил и сказал, что другую себе нашел, которая не треплется про их семейные отношения!
Антонина хотела сохранить семью.
Она не сердилась уже на Полину. Она просто любила мужа...
Н. Ж.


Рецензии