1977. УРАЛ. Военным праздники-что лошадям свадьба!

По просьбе моего удаленного в Морле (Франция)
друга Романа-Роберта РАССВЕТОВА печатаю главы
из РОМАНА "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ" (УРАЛ, 1977).

...Город-герой Нижний Тагил-40, знаменитая на весь мир 21-я боевая ракетная позиция, 966-й ракетный полк. Три 43-метровые бетонные шахты с королевскими ракетами 8К64У, последнее чудо академика, после чего он целиком "ушел в космос" (надо было обогнать американцев и первыми запустить в космос человека - и 12 апреля старший лейтенант ГАГАРИН совершил свой героический полет).
Почему город-герой? Да военные городки дивизии не снабжают нормально вот уже лет пять - масло, сахар, мясо, водка - по талонам - первый секретарь Уральского обкома товарищ Ельцин Борис ввел, а мы все равно живем и доблестно несем боевое дежурство по охране нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик!
 Почему 21-я площадка знаменита на весь мир?
В 1966 со второй ракетной шахты в акваторию Камчатки был произведен пуск ракеты с болванкой. Она должна была попасть в четырехугольник 200Х400 метров. А она попала в самый центр - в оранжевый буй!
Президент Франции  генерал Де Голль
 был настолько сильно изумлен,
 что тут же вывел Францию из военной организации НАТО. Два капитана - Игнатов и Гвоздков - получили высокие правительственные награды. Первый получил орден Боевого Красного Знамени, а второй - орден Красной Звезды. Тогда орденами награждали очень редко - не то что сейчас! Эти награды сыграли злую шутку с ними - обоих не пустили в военную академию, и до сорока лет они  прослужили капитанами, хотя менее способные их товарищи окончили академию и стали майорами, а потом и полковниками...
Я служил в отделении капитана Гвоздкова.
И так как я был МОЛОДОЙ ЛЕЙТЕНАНТ, то по старой военной традиции все праздники были моими. До моей смены - то есть до прихода новых людей, лейтенантов из Серпуховского или Пермского высших военных командно-инженерных училищ.
Пара лейтенантов прибыла - я уже губы раскатал,
но тут поступил приказ командира дивизии -
немедленно отправить обоих лейтенантов в Оренбург!
 Настолько быстро, что сам командир полка подполковник Савенок прибежал к нам на подземный командный пункт и лично вручил лейтенантам приказ генерала, пропуск на выезд в город и даже билеты на поезд (тогда они были БЕЗ ФАМИЛИЙ и данных паспорта или удостоверения личности офицера).
 Им даже не разрешили прибыть в военный городок и собрать хотя бы личные вещи (улица Зеленая - пять пятиэтажных домов, магазин, школа, клуб, детсад) - барахло и мебель из их квартир на другой день были отправлены в контейнерах на станцию в город Нижний Тагил другими офицерами.
Всех офицеров поразила дикая спешка!
Как будто июнь 1941 года.
 СПРАШИВАЕТСЯ - зачем такая ГОНКА?
Что с того, если лейтенант прибудет к новому месту службы на день позже?!
 Он простой советский лейтенант, инженер, каких в дивизии несколько сот.
 Не врач, не ученый, не чемпион.
 Обыкновенный лейтенант, который
 даже не успел сдать на допуск  к самостоятельной работе. Хорошо хоть, что своих жен они не успели притащить с собой на Урал. Те остались с маленькими детьми в родных местах - в Риге или Харькове.
Приказ главкома ракетных войск стратегического назначения генерала армии Владимира Федоровича ТОЛУБКО - каждый выпускник высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск должен быть женат, - только тогда ему дадут в гарнизоне квартиру.
Кто временно не женат, как я, например, квартиры не имеют,
 хотя на знаменитой улице Зеленой имеется много свободных.
 Слух жуткий прошел -
генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев при смерти - он отсутствовал на 25-м партийном сьезде целых три дня, и за него отчетный доклад читал диктор Игорь Кириллов! Ему потом Золотую Звезду вручили (за чтение доклада).
А люди у нас, в России и в СССР, всегда охотно верили  слухам.
Потому что СЛУХИ - САМЫЙ ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ!
И все старые капитаны начали в сорок лет спешно увольняться,
 не желая служить дольше, то есть лишние два-три года -
 до полной выслуги в 25 календарных лет!
Они рассуждали здраво:
 помрет добрейший генсек
 и маршал дорогой Леонид Ильич БРЕЖНЕВ, а на его место придет кто-то из окружения - министр Устинов или главарь КГБ СССР товарищ Андропов-Фликкенштейн, и так гайки закрутит, что ни вздохнуть, ни мявкнуть!!
 И неизвестно еще главное -
будет ли новый генсек давать
 квартиры бесплатно военным?
 А может прикажет доплатить одну треть за жилье деньгами?
 Или даст квартиры отставникам не в желанном Подмосковье,
 прекрасном Киеве или хлебном городе Харькове (обе столицы
 Москва и Питер отпали еще в 1968 году), а в
голодном Весьюганске, сибирском Томмоте или Чите?!
Офицеров для несения боевого дежурства и так не хватало, а тут еще такой жуткий слух! Напрасно генерал, командир дивизии, взывал к чести и совести офицеров и коммунистов - его мало кто слушал!
ЧТО ТОЛКУ ОТ ШИРОТЫ МИРА, ЕСЛИ ДАВИТ БАШМАК?!
Что толку от прибавки лишних 30-40 рублей к военной пенсии, если квартира - главная ЦЕЛЬ и ЦЕННОСТЬ жизни любого советского офицера-предпенсионера - ускользнет, словно птица счастья завтрашнего дня, звонко крыльями звеня, из-под самого носа?!
Зашевелились даже те, кому до пенсии остался всего год!
Начальник отделения капитан Валентин Устинов даже написал рапорт с просьбой
о понижении в должности (с капитанской на лейтенантскую), наивно рассчитывая, что так ему легче будет уволиться из армии!
 МЫ всей группой уговаривали "старого дурака" целую неделю - остаться и дослужить ОДИН ГОД до пенсии в свои сорок лет! Уговорили, но генерал рассвирепел и решил наказать несколько "старых оборзевших в корягу капитанов", чтоб другим неповадно было! Капитана Устинова он отправил за Алта-Ату на базу в пустыню, где вода в бочках привозная. Некоторых других сослал еще дальше.
НО у всех жены и дети остались в городке -
перетерпеть год - это не как у декабристов!
Генерал имел в виду старших
и еще не старых лейтенантов
возрастом чуть выше тридцати лет, но которые вдруг начали массово ложиться в госпиталь, где жаловались 39 врачам (среди которых 14 подполковников) на свои болезни - от редкого тогда опущения почки и массового радикулита до всяких разных и необычных болячек типа миомы (болезнь матки у женщин), о чем со смехом потом замполиты и особисты (а вот  этих служивых мокрой палкой не выгонишь из армии на гражданку) рассказывали всем в клубе на подведении итогов.
 Смех смехом, но две недели офицера
 в госпитале ОБЯЗАНЫ ОБСЛЕДОВАТЬ!
 А боевое дежурство по охране нашей Родины от империалистов и озверевших маоистов никто не отменял, и потому молодым и дурным (здоровым и неопытным лейтенантам) пришлось пахать "ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ" - было такое патриотическое движение при Брежневе.
И потому ДЕЖУРИТЬ оставшиеся офицеры стали по семь суток.
Вместо трех или четырех по приказу министра обороны.
А молодые лейтенанты (офицер в полку считается МОЛОДЫМ,
 пока не получит очередное звание - старшего лейтенанта),
 особенно ХОЛОСТЫЕ, стали дежурить по десять суток.
Как всегда, многочисленные и голосистые замполиты и освобожденные комсомольские работники начали УБЕЖДАТЬ всех офицеров, что "НАДО НЕМНОГО ПОТЕРПЕТЬ!"
Потом эти великие слова все граждане СССР,
 а потом и новой Россиянии, слышали много раз -
 сначала от говорливого генсека Горбачева,
 продажного Мишки Меченого, потом прэзидента Ельцина, алкаша и самодура (при Брежневе на Урале он был ПЕРВЫМ секретарем обкома партии и такие выкрутасы и загогулины придумывал, что народ не знал что делать - плакать или смеяться), а потом и из уст нашего "светлейшего и умнейшего" или "наимудрейшего" гаранта...
ПРАЗДНИКИ в армии не любят.
Даже скажем так - не выносят!
На праздники империалисты всего мира совершают разные провокации.
 Как, например, 1 мая 1960 года - тогда американский высотный самолет-разведчик U-2 летчика Пауэрса вторгся (не первый раз) в воздушное пространство СССР - на Урал, чтоб сфотографировать наши аэродромы и ракетные шахты.
НО был сбит - к величайшему изумлению Белого дома!
На  НОВЫЙ 1977 ГОД мы, ракетчики, ничего необычного не ждали.
Как сказал герой одного фильма - СТАБИЛЬНОСТЬ НАСТАЛА.
Правда, мы тогда еще не знали, что скоро -
 17 февраля - китайские голодные и алчные хунвейбины нападут на дружеский нам ВЬЕТНАМ - в отместку за разгром полпотовских банд в Камбодже-Кампучии. Но дальше 17 километров они не продвинуться, потому что министр обороны СССР маршал Дмитрий Федорович УСТИНОВ скажет китайским товарищам: еще шаг - и мы будем в Пекине!
Это подействовало на них как бочка холодной воды
 на пьяного или удар хорошей дубиной по дурной голове.
А пока все готовились к встрече Нового года!
Меня как молодого и тупого в полку
(замполит сказал - сделай тупую рожу)
 отправили в дивизию в военторг за карамельками для солдат. Надо было закупить пять ящиков! И дураку понятно, что в одни руки столько никому не дадут, разве что командиру дивизии генералу или начальнику тыла дивизии полковнику Золотарю!
Я по совету старых офицерских кадров,
 что до меня занимались такими делами,
 попер сразу в кабинет директора магазина и сказал ей, что мне приказано командиром полка подполковником Савенка купить у нее за наличные деньги двадцать пять ящиков конфет!
Она подняла голову от деревянных счет и бумаг и переспросила:
"Сколько-сколько?! А ну повтори, лейтенант!"
Я как и учили меня старые капитаны, сказал:
" Два или пять ящиков конфет!"
На что она ответила:
"А мне послышалось, что двадцать пять!"
И тут же добавила - "алкаша Алексея потянуло на сосательные?!"
И отрезала:"Больше трех ящиков не дам!"
Я подсказал ей (опять же по совету бывалых офицеров):
"Давайте десять ящиков, но не свежих, а лежалых! Тех, что по бумагам у вас списаны! НО мне они будут проданы за треть цены! А солдаты сожрут всё - на халяву. И всем будет хорошо! "
Строгая дама приятной наружности в свои сорок лет, наверное, впервые за время службы улыбнулась:"А ты, лейтенант, однако, не такой уж дурак, как я вначале подумала! Приятно иметь дело с такими продвинутыми людьми! Так как твоя фамилия? Мне в ведомость надо записать. Да и запомнить на всякий случай. Новый год ведь будет через год снова!"
И она выдала мне пятнадцать ящиков залежалых конфет, что хранились на складе, наверное, со времен Хрущева или раннего Брежнева. За 20 процентов прежней стоимости.
Я расплатился, погрузил ящики в машину - и мы расстались, очень довольные друг другом. Ценный груз в полку, как я и ожидал, вышел принимать сам Савенок.
Как человек недоверчивый -
 "Сам себе не верю - хотел перднуть да навалил в штаны!"
(тут обязательно надо было смеяться всем) - он взял первый ящик, внимательно осмотрел его, потом то же самое проделал со вторым и третьим.
"Странно, - сказал он замполиту, - все ящики целые! Обычно сопровождающие груз ящики вскрывают - дорога дальняя, проголодались, а потом говорят, что хотели проверить груз! Вот такие умники сейчас завелись! Все жулики и воры!"
Я стоял и молчал.
 А что я мог сказать?!
 "Ну че молчишь, лейтенант? Ведь чувствую я, что дело здесь не чисто! А вот представь себе, ума двинуть не могу! Может сам скажешь? Мне просто интересно!"
И я скромно сказал, глядя ему прямо в глаза:
"Если пить, то не спирт, а коньяк или даже вино БОРДО, как знаменитый философ Карл Маркс, а воровать, так золото вагонами, как верховный правитель России адмирал Колчак, а если бабу трахать - так молодую красивую принцессу!"
Он посмотрел на меня и спросил: "Ну, а ты что своровал?!"
Я громко ответил:"Ящик конфет, господин полковник!"
Савенок после академии был почему-то всего лишь подполковником, но очень любил, чтоб все подчиненные его звали полковником - тогда у него лицо замасливалось, и он сразу прекращал материться!
 Все знали эту слабость - и пользовались.
Савенок сказал замполиту:"Пересчитай ящики. Может он и вправду ящик украл!"
Замполит пересчитал :"Пятнадцать ящиков. А должно быть пять!"
Савенок не поверил: "Это тебе с пьяных глаз показалось! Я сам пересчитаю!"
Залез в кузов грузовика, откинул полог - три раза пересчитал.
Выходило пятнадцать ящиков, хотя он дал деньги всего на пять!
"Так! Рассказывай!" - Приказал он.
"Я из лесу вышел, был сильный мороз! Гляжу - поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. А с нею бабенка лет двадцати. И вдруг раздевается и в прорубь - бух! Я думал топится - от несчастной любви, а она моржует! Закаляется значит! Здоровье укрепляет!"
Савенок вытаращил на меня глаза, а потом сказал:
"Не смешно. Я в 1942-м тоже моржевал. От немцев в снегу прятался. С тех пор кашляю. НО ты в сторону не уводи. Ты мне расскажи, КАК УКРАЛ десять лишних ящиков?"
И  обращаясь у замполиту, сказал как отрезал:
"Я тут ни причем! Ты посылал этого лейтенанта! Ты и отвечай!
 А меня вообще со вчерашнего дня в полку не было!"
Теперь замполит вытаращил глаза:"В меня за шо?!"
Я не стал им рассказывать
как вместо пяти ящиков конфет купил пятнадцать, к тому же платежную ведомость или товарно-транспортную накладную мне директриса не дала, а я тогда и не знал про такую. Главное - конфеты я доставил!
 Остается добавить, что конфет тогда хватило всем солдатам и еще немного досталось прапорщикам - для этих ХАЛЯВА и САЛО были самыми  приятными и нежными словами на свете!
А мне приказано было замполитом идти спать, чтобы в 20 часов 31 декабря  ЗАСТУПИТЬ ДЕЖУРНЫМ ОФИЦЕРОМ по казарме. А в час ночи МОЖНО ИДТИ СПАТЬ. До 6 часов утра. И на том спасибо - обычно дежурному спать разрешено меньше (по уставу - с 1.00 до 5.00 часов).
НОвый год прошел весело.
 Солдаты веселились от души - конфет наелись и чаю напились с сухарями!
 Начпрод полка старлей Витя Тарасов аж похудел (с 45 до 40 кило?), потому как вместо откорма дорогих ему свиней пришлось сухари сушить для солдат!
А они, по мнению Тарасова, хуже свиней - жрут всё подряд, особенно мусульмане с южных гор. Даже сам Савенок изумлялся их аппетиту (особенно узбеков и таджиков) - "Такое складывается мнение, что вас в армию специально отправляют, что вы тут наконец нажрались и приучились каждый день умываться с мылом!"
Наконец в час ночи все солдаты угомонились, всё было сьедено
(что недоели - унесли в карманах) - казарма погрузилась в храп!
Теперь нам, офицерам, можно всхрапнуть.
Мы с капитаном Валентином Германовичем пошли в общежитие. Ему было далеко за 30 лет. Он был в таком возрасте, когда предпочитают не высовываться, инициативу не проявлять, а как можно тише дотянуть до сорока лет и уволиться - а потом уехать в родные края, в Белоруссию!
Он был капитаном и потому считал себя вправе меня учить жизни.
На этот раз - по дороге в общежитие - он возмущался, что он, капитан советской армии, получает деньгами в пять раз меньше, чем его двоюродный дядя, тоже белорус (он говорил бЯлорус), старший сержант войска польского!
Моя комната и комната для дежурной смены находились рядом.
Перед закрытием двери трезвый и потому страшно злой капитан Германович сказал: "Учим мы тебя, дурака, лейтенант, учим да всё зря! Не постиг ты премудростей армейской жизни! Вот Новый год - а я трезвый как кузнец Вакула! А ты даже не вздрогнул! Эх, так и помрешь ты лейтенантом, как мне кажется!"
 И он со злостью хлопнул дверью.
Тут хлопнешь - Новый год, а он трезвый!
Да еще лейтенант несознательный попался!
Я выждал полчаса, пока он уснет, достал последнюю из серии бутылку грузинского коньяка АРАГВИ (купил в отпуске в знаменитом тогда магазине СОЛНЦЕ В БОКАЛЕ), налил в стакан и понес капитану Германовичу.
Постучал в дверь, вошел и протянул сонному капитану стакан:
"С Новым годом тебя! На вот, выпей за мое светлое будущее!"
А в ответ угарный мат: "Да чтоб ты всрался! И воды не было!"
Я с отчаяния выплеснул ему коньяк под кровать,
 на деревянный пол и пошел к себе спать...
Утром после развода в девять часов капитан Германович подозвал своих двух дружков старлея Эдика Шевцова (36 лет) и капитана Шакирова (38 лет) и начал им жаловаться  на "несознательного лейтенанта", который в час ночи принес ему воды!
Они втроем долго меня журили, потом Шакиров вдруг сказал:
"Не верю я, что Петька тебе воды принес! Может спирту?!"
Дело в том, что командир группы старший лейтенант Валера Черепов доверял мне, как единственному в полку трезвеннику, ключи от своего сейфа - там хранились служебные документы и канистра медицинского спирта, ректификата.
"Да что я спирт не отличил бы по запаху?!" - Возмутился Германович.
"Так чё ты под кровать ему вылил?!" - Эдик и Шакиров взяли меня за бока,
 как у Высоцкого два здоровенных мужика.
Правда, эти были худыми и жилистыми.
 В отличие от розовощекого капитана Германовича.
 Почему-то все любители выпить - как правило, худые и стройные!
"Стакан коньяку. Грузинский марочный. АРАГВИ называется!"
"Ах! Ох!" - Разом выдохнули оба. И потащили меня в общежитие.
"Мужики, вы куда?!" - Заголосил вдруг капитан Германович, видя, что его товарищи с очень решительным видом тащат упирающегося лейтенанта совсем в другую от казармы сторону!
"Да мы прогуляемся! А ты продолжай! У тебя хорошо получается. Душевно. Прям как у батюшки в церкви!" - И продолжили тащить меня в общежитие.
"Так ты, лейтенант, говоришь, стакан ему налил и после отказа вылил под кровать! А в бутылке что осталось? Грамм триста коньяку? Ни фига себе! Так, двигай ногами пошустрее! У нас нервы на пределе!"
Мы зашли ко мне в комнату в офицерском общежитии, я разлил из бутылки остатки коньяка - всем троим по 100 грамм, разрезал яблоко и предложил отметить Новый год! Они выпили, крякнули и целый час мучили бедного капитана Германовича.
А он не знал что сказать в ответ!
Только оправдывался:
"Да я думал, что лейтенант мне воды принес! Да я всю ночь мучился - запах стоял такой, что с ума сойдешь! Да что вы меня ругаете? Я и сам не свой - это ж додуматься надо - вылить на пол коньяк?!"
... С тех пор я прослужил с ними еще несколько лет,
 много раз угощал их спиртом и вином (водка при
Ельцине НА УРАЛЕ была по талонам - с 1977 года),
 но всякий раз дело заканчивалось одним и тем же:
"А вот тот стакан коньяка нам был бы в самый раз!"


Рецензии
Ох, уж этот спирт! Когда я работал в Байконуре, то в спирте спецовки мыли - так его было много вокруг. Трубопроводные системы ракетной точки перед сдачей обезжиривали с помощью спирта, по моему, гидролизного, закачивая его туда цистернами. Затем сутки выдерживали и потом сливали в промстоки. Вот этот сливающийся из труб спирт растаскивали по канистрам, фляжкам, бутылкам и пили его до посинения.

Виталий Овчинников   22.03.2020 11:39     Заявить о нарушении
Спирт гидролизный - вонючий, его было много - по сто кило выдавали.
А вот ректификат высшей степени очистки (96,6 процента) - давали по три литра в месяц на чистку золотых и серебряных разьемов (он не оставляет белесых следов). Мне как самому непьющему командир группы доверял ключи от сейфа, а старые капи таны орали: Лейтенант, именем революции, налить ветеранам по сто грамм! Ну смотри, мы тебе напишем карахтеристику!

Петр Евсегнеев   22.03.2020 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.