Теннис

      История эта произошла в то милое для моего сердца время, когда вера в светлое будущее манила покорением мира и уверенностью в завтрашнем дне. В восемнадцать лет, после окончания техникума, я устроился на работу в пермскую контору Стройбанка СССР. В восьмидесятые труженики копили средства в сберегательных кассах, и на этом фоне от слова "банк", хотя бы и строительный, повеяло на меня приятным ароматом загнивающего запада и посулило непыльную и денежную работу. На деле же оказалось, что Стройбанк - скучнейшая организация, которая занимается проверкой смет и выделением финансирования. Перспектива ежедневно копаться в толстенных справочниках и сверять расценки вызывала тоску, а небольшая зарплата молодого специалиста добивала окончательно.

Единственной отдушиной был перерыв на обед, во время которого появлялась возможность порезаться в настольный теннис в просторном холле. Но, как вскоре выяснилось, желающих заменить горячий супчик в столовой партией в пинг - понг оказалось немного. Пришлось взять инициативу в свои руки и предложить начальству провести турнир по настольному теннису среди работников. На удивление, главный инженер принял мою идею с восторгом. Он приспустил очки на кончик носа, вышел из-за стола и долго тряс мою руку.
-Это замечательно, - сказал он. - Скоро чемпионат Областного совета профсоюзов, и мы наконец-то сможем послать туда нашего представителя, и я обойдусь без выговора. Молодец! Составляй турнирную таблицу...
Коллеги смотрели на меня с ненавистью. Тратить обед на игру никто не хотел. Женщины, перекусив в столовой, мчались в магазины, с надеждой поживиться выкинутым в продажу дефицитом, а мужчин в конторе, кроме меня, было ещё трое: главный инженер, водитель Витёк и часто выпивающий инженер Андрюша - вылитый Винни Пух. Главный инженер обедал дома, и его пришлось вычеркнуть из таблицы. Вслед за ним выпал Витёк, так как он возил шефа домой. Оставался только Андрюша. Но в обед он ходил в пивной бар "Нептун", где тратил выданный женой рубль на две кружки разбавленного пива и подсохший кусочек хлеба с половинкой крутого яйца и ароматным серебристым ломтиком сельди иваси. Хотя мой опыт игры в настольный теннис закончился в пионерском лагере восемь лет назад, я стал победителем в нашем соревновании.

Дело было не в моём мастерстве, просто участники турнира подходили ко мне и просили поставить им проигрыш, ссылаясь на неотложные дела. А обыграть подвыпившего Андрюшу, постоянно роняющего ракетку, не составило труда.
Путь на чемпионат Облсовпрофа был открыт. Тщеславие победило разум, и уже через два дня все мои родственники, друзья, знакомые и малознакомые знали, что я единственный из всей конторы удостоен высокой чести. Радость омрачилась появившейся проблемой. Как человек абсолютно далёкий от спорта, я не имел в гардеробе спортивного костюма. Конечно, у меня где - то валялось шерстяное трико с вытянутыми коленями, но надевал я его пару раз в году, когда нас посылали в подшефный колхоз на уборку картошки. После долгих поисков я обнаружил штаны в кладовке, но надеть их уже было нельзя: моль нашла им лучшее, с её точки зрения, применение. Судя по количеству мельчайших дырочек, становилось ясно, что это мерзкое насекомое не только обедало моим трико, но и устраивало настоящие пиршества с приглашением гостей. Потому что так изрешетить ткань в одиночку просто невозможно!

Мечта о лёгкой победе на чемпионате по теннису накрывалась медным тазом. И я уже хотел смириться с проблемой, но тут я вспомнил о Вовчике. Володя, по прозвищу Сморода, был старше меня лет на пять и жил в соседнем доме. Как мы с ним познакомились, я уже не помню, да и не мудрено, ведь общих интересов у нас не было. Так, приятели: «привет - привет», «как делишки?» - и разбежались. То, что у Володи есть спортивный костюм, я знал точно, ведь частенько видел его в нём.
"Хорошая идея, - подумал я. -Попрошу у него костюм. Комплекция у нас примерно одинаковая, а то, что он пошире в плечах, так это не важно...
На моё счастье Сморода был дома. Он внимательно выслушал меня в коридоре, и, улыбаясь, хмыкнул:
-И вся проблема? Ну, ты даёшь! Дам, конечно, только постарайся сильно не уделать, он мне ещё пригодится. А обувь есть?
-Конечно! - воскликнул я. -Кеды "два мяча".
Володя заржал. Не засмеялся, а именно заржал так, что мне даже послышался цокот копыт.
-Уморил, сосед, - сказал он успокоившись. - "два мяча" - это не вариант. У тебя какой размер?
-Сорок второй.
-Нормально. Мои подойдут. Тебе костюм синий или красный?
Я растерялся окончательно: не избалованный изобилием, я и подумать не мог, что у Смороды аж два спортивных костюма.
-А какой лучше?
-Да оба хорошие. Синий - шерсть, красный - эластик.
Слово «эластик» я не знал, поэтому решил рискнуть.
-Давай красный.

Володя ушёл в комнату и через пару минут вернулся с цветастым пакетом, из которого торчал спортивный костюм. На пакете были изображены алые женские губы, сжимающие пуговицу от джинсов "Вранглер".
"Ничего себе, - подумал я. -Ведь такой пакет на толкучке стоит три рубля, а он так, запросто, в него вещи складывает".
Володя перехватил мой взгляд и сказал:
-Короче. Тут костюм, футболка, кроссовки. Победы тебе, сосед!
-Спасибо, - ответил я и пожал ему руку.
Дома я рассмотрел форму. Костюм был очень красивый: сочно-красный, по рукавам и бокам штанов шли три белые полосы, слева на груди вышит герб Союза, а на спине большими белыми буквами надпись: "СССР". Кроссовки были чёрные, с тремя жёлтыми полосами. Мягкий валик, расположенный внутри, ровно ложился под изгиб ступни.
Я примерил костюм и посмотрелся в зеркало. Всё было идеально. Я взял ракетку, выданную на работе, провёл по пупырышкам пальцем и улыбнулся.
-Советский спортсмен к соревнованиям готов, - отрапортовал я и салютовал своему отражению.

 Дворец спорта находился в трёх остановках от моего дома, и хватило бы пятнадцати минут, чтобы преодолеть это расстояние. Но разве можно было нацепить такую шикарную экипировку и остаться незамеченным? Накануне соревнований я разработал свой маршрут, следуя которому, я потратил бы на дорогу два часа, проехал через весь город и засветился в трёх трамваях, троллейбусе и двух автобусах. Садиться на свободные места в транспорте я не собирался. В планах было пройтись по салону пару раз, а потом встать в центре, чтобы меня было видно со всех сторон. Потом я позвонил всем знакомым и попросил прийти во дворец и поддержать меня.
День соревнований не задался с утра. Во — первых, пошёл дождь, и пришлось поверх костюма надеть плащ, и идея тащиться через весь город не имела смысла. Во — вторых, у входа во дворец спорта меня ждал только Андрюша-Винни Пух: желающих поболеть за меня больше не нашлось. Мы разделись в гардеробе и зашли в большой зал, где стояли теннисные столы. Народу было много. Спортсмены разминались: прыгали, приседали, размахивали ракетками. Гомон стоял такой, что закладывало уши. Мы подошли к столу регистрации. Администратор выпучила глаза, окинула меня взглядом, поздоровалась и поставила галочку в списке напротив моей фамилии.

И тут мне показалось, что я оглох. Вокруг повисла полная тишина. Я посмотрел на Андрюшу. Он сунул палец в ухо и судорожно тряс рукой. Мы переглянулись и повернулись к залу. Народ с интересом разглядывал нас.
-Бить будут? -шёпотом спросил Андрей.
Я почувствовал лёгкую дрожь под коленками и ответил:
-Думаю, нет.
-А чего они? - опять спросил Андрюша и громко икнул. - Может, у меня ширинка расстёгнута? Или ещё чего...
-Здравствуйте! - громко сказал я замолкшей толпе. Народ отреагировал по-разному: кто - то ответил, кто - то махнул рукой, и через секунду все продолжили свои дела.
Я повернулся к администратору, которая протянула мне синий талон с печатью.
-Это талон на питание, после соревнования пойдёте в кафе "Спутник".
-А мне талончик? - спросил Андрюша, продолжая икать.
-Вы участник? - уточнила администратор.
-Нет. Я тренер – представитель, а значит, положено.
-Хорошо, - ответила она и записала Андрюшу в журнал.
После жеребьёвки нас развели по парам. Моя соперница Татьяна представляла профсоюз фабрики Гознак. Приятная пожилая женщина, судя по возрасту, годилась мне в мамы и, как я предполагал, не представляла для меня угрозы: ведь я был намного моложе и проворнее.

 Из цветного пакета с пуговицей от джинсов "Вранглер" я вытащил ракетку. Татьяна недоуменно посмотрела на неё, открыла кожаный чехол "Адидас" и достала свою. Пришёл черёд моего удивления. В отличие от моей новенькой, с коричневыми пупырышками ракетки, её была абсолютно гладкая и неприятно чёрная.
"Вот дура, - подумал я. - Как она собралась играть такой затёртой, лысой ракеткой?"
Судья подбросил монетку: право первой подачи досталось сопернице, а я выбирал сторону. Мы встали у стола. Татьяна подкинула шарик и легко взмахнула рукой. Шар летел ровно, я даже предположил, куда он опустится, и встал наизготовку. Но не тут-то было. Шарик, едва коснувшись стола, полетел совсем не туда, куда я ожидал, и спрыгнул на пол. Подача была проиграна, как, впрочем, и вся партия: в сухую, со счётом одиннадцать ноль.
Татьяна улыбнулась и протянула мне руку, я пожал её и улыбнулся в ответ.
-Вы в сборной по какому виду спорта? - спросила она.
Пока я соображал, про какую сборную она говорит, Андрюша, стоявший рядом, быстро ответил:
-По шахматам.
Он взял меня под локоть и вывел из зала.

В кафе "Спутник" мы уговорили администратора, и вместо положенного обеда он отоварил наши талоны четырьмя бутербродами с копчёной колбасой и кувшином крюшона. Мы с Андрюшей говорили о разном, но тему тенниса старались избегать.
Вечером я принёс Смороде пакет с формой. Стоя в коридоре, я рассказал ему всё, что произошло в зале: и об улыбчивом администраторе, и о спортсменах, молчаливо разглядывавших нас, и о работнице Гознака Татьяне.
Володя заржал, как и в прошлый раз. Успокоившись, он спросил:
-Пиво чешское будешь?
-Конечно, - ответил я.
-Проходи, сейчас принесу, - сказал он, и ушёл на кухню.
Я зашёл в комнату и замер. Вся стена была увешана вымпелами и медалями на разноцветных лентах. На высокой этажерке стояли наградные кубки, штук тридцать, разной величины, от небольшого до огромного, размером с самовар.

Я молча опустился в кресло.
Зашёл Володя, он протянул мне открытую бутылку, сел рядом и сказал:
-Хочу тебя успокоить, шансов победить у тебя не было. Я Таньку знаю, она мастер спорта по настольному теннису. Говорят, что её вьетнамская ракетка стоит, как машина. Шар закручивает так, что даже специалисты не могут рассчитать траекторию полёта.
-Так она же на Гознаке работает, - удивился я.
-Ты чего такой наивный? Она не работает, она числится, как и все профессиональные спортсмены в городе. Ты что, этого не знаешь? Хоккеисты "Молота" - рабочие на заводе Ленина, футболисты на Свердловском... Я вот, к примеру, в армии служу — капитан!
-А как же соревнования? - удивился я.
-Ты, видимо, в спортивной теме вообще не тямаешь, - сказал Сморода и отпил пива из бутылки. - Первенство Облсовпрофа - серьёзное соревнование, и все фабрики, заводы, конторы присылают на них только профессиональных спортсменов, если нет своих, нанимают.
-Зачем? - удивился я
-Ну, ты чудак! Для славы.
-Так это же нечестно!
-Если все выставили спортсменов — значит, честно! Думаю, что ты там один был такой простой.
-Поэтому на меня все и смотрели?
Сморода захохотал.
-Слушай. Пермь не такой большой город, и мы все, профессиональные спортсмены, знаем друг друга. А если люди, которые живут спортом - мастера и кандидаты в мастера - видят незнакомого человека в костюме сборной Советского Союза? Конечно, они удивлены...
-Сборной Советского Союза? - опешил я, залпом допил из бутылки и поставил её на пол.
-Да, а ты не знал?
-Нет.
-Ну, тогда смотри. -Сморода поднялся, взял с полки журнал «Советский спорт» и протянул его мне. - Читай!

Фотография улыбающегося Володи занимала всю страницу. На следующем развороте шёл текст: "По мнению читателей нашего журнала, чемпион Советского Союза в беге на четыреста метров, мастер спорта СССР Владимир Смородин признан лучшим спортсменом года".
Я поднялся и тихо сказал:
-Пойду, я Володя. Спасибо тебе за костюм, ну, и прости меня.
-За что? - удивился он.
-За то, что не знал, кто ты.
Володя усмехнулся.
-Не смеши, теперь же знаешь.
В коридоре он протянул мне пакет с пуговицей от джинсов "Вранглер".
-Там подарок для тебя, потом посмотришь. А со спортом надо дружить. Понял?
-Понял, - ответил я и пожал ему руку.
 
Дома я достал из пакета белую футболку с тремя красными полосами на рукавах. Слева на груди был вышит герб Союза, а на спине большими красными буквами надпись: "СССР".

Футболка смотрелась впечатляюще, но выйти в ней на улицу я так и не решился...



01.03.2020
 
 
 
 


Рецензии
Живо, анекдотично, реально - в одном флаконе!
Да и исполнено в стиле и духе соцреализма. Мне импонентно!

Я занимаюсь спортом всю жизнь. И малый теннис, и лёгкая, шахматцы, баскет, волейбол, бадминтон. Но не будем о уровне.
Выше второго ни по одному из выше перечисленных.

Зато с зимними видами абсолютно никак.
История, подобная вашей случилась со мной в тех же 80-х на лыжных бегах курортного Миргорода. Я долго отнекивался, но меня, заводного во многих делах, не принимали всерьёз и таки впервые поставили на скользящие доски... Ужас!-))

Со знакомством, коллега ...по спорту!-))

Игорь Наровлянский   06.07.2020 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Игорь! К сожалению, мой интерес к спорту в тот раз и закончился!

Олег Черняк   06.07.2020 19:01   Заявить о нарушении
Возможны ж и иные точки соприкосновения.
Забегайте, обсудим!-))

Игорь Наровлянский   06.07.2020 19:56   Заявить о нарушении