Лук и стрелы

Лук и стрелы.
Взяться за написание этой статьи меня заставило то обстоятельство, что за рубежом, в последнее время люди все чаще отправляются на охоту, вооружившись луком и стрелами. В одной Америке, женщин предпочитающих ходить с этим оружием на охоту намного больше, чем официальных охотников в нашей стране. Хотя ранее я уже немного касался этой темы в статье под названием (Спиральные лабиринты), но думается можно еще раз напомнить об этом, как и при каких обстоятельствах у людей каменного века появились лук и стрелы? Появилось это оружие у людей видимо очень давно, ведь не зря же оно попало, вместе с переселенцами осваивающими землю на все континенты. Наверное, все народы древности, напрямую зависевшие от природы, изначально поклонялись матери земле снабжавшей их своими плодами, и солнцу, которое по их мнению оплодотворяло ее. Вот именно солнце могло в итоге привести к появлению в арсенале людей каменного века лука и стрел. Как это могло произойти, я ранее уже писал в своей статье о каменных лабиринтах. Конечно, прежде я только вскользь коснулся этой темы, теперь же можно более подробно рассказать о появлении этого оружия. Видимо первоначально шаман племени, воткнув в землю небольшую палочку, по движению солнечной тени пытался определить то положение солнца на небе, когда оно будет ближе всего к наблюдателю. Для этого он фиксировал первую точку, а затем, когда светило переходило во вторую половину дня, он отмечал вторую точку, когда тень от воткнутой в землю палки становилась той же длины. После этого ему оставалось соединить обе метки прямой линией, и разделив ее на две равные половины найти то положение когда солнце будет находиться в зените, а значит ближе всего к наблюдателю. Так как солнечная тень, двигавшаяся по дуге не достигала прочерченной прямой линии между двумя найденными крайними точками, шаману приходилось от этой линии к воткнутому в землю колышку класть дополнительно прямую палочку, которая показывала когда божество будет находиться от наблюдателя на наиболее близком расстоянии, а значит, молитвы, и просьбы, обращенные к божественному солнцу будут им лучше услышаны. Чтобы определить время необходимое для общения с божеством, у племенного шамана вскоре появился специальный посох, с рукояткой на конце в виде поперечного сегмента дуги, который он клал сверху на палочку протянутую от прямой линии к воткнутому в землю колышку, с таким расчетом чтобы солнечная тень коснувшись края рукоятки посоха показала время когда можно начинать общение с божеством. Когда солнечная тень, пройдя по всей рукоятке посоха, покидала ее пределы, можно было прекращать общение с богом, так как светило отдалялось от шамана. Чтобы сделать измерения солнечной тени более долговечными, шаман с помощью куска ремешка, или веревки измерял длину описанной концом тени дуги, после чего срезал необходимой длины прямую ветку, и обстрогав ее более толстый конец сгибал ее в дугу, соединив оба конца конструкции веревкой или ремешком. Получалась конструкция, чем то похожая на лук с тетивой. Это приспособление клалось на место, и теперь можно было надеяться, что например сильный дождь не смоет просто нарисованные на земле линии. В принципе такая наглядная конструкция могла пригодиться и при передаче знаний о том, как определить нахождение солнца в зените своему преемнику. Мою догадку хорошо иллюстрирует наскальный рисунок каменного века, на котором изображены два человека лицом друг к другу, держащие в руках конструкции в виде лука тетивой вперед. Правда, ученые считают, что на этом рисунке изображены звездные люди в скафандрах держащие в руках непонятные предметы, так как у них над головами изображены расходящиеся в стороны лучи света, словно они несут на голове прозрачные шлемы. Но древний художник вероятнее всего хотел показать, что крупная фигура, над головой которой изображено более сильное сияние это шаман, голова которого полна божественных знаний, объясняет с помощью наглядного пособия как определить полдень своему преемнику, у которого сияние над головой значительно меньше, да и его фигура обращенная лицом к наставнику мельче. Недалеко от этого ушла и первая Шумерская цивилизация, несмотря на то, что ее отделяют от каменного века целые тысячелетия. Так на Шумерских барельефах можно увидеть крылатый солнечный диск, на фоне которого часто изображается человеческий силуэт с луком в левой руке. Видимо Шумерам сведения пришли из глубокой древности, или они использовали похожую доставшуюся им от далеких предков технологию определения полуденного солнца. А вот посох с поперечной планкой в виде сегмента дуги, с помощью которого можно было определенное время общаться с богом можно увидеть в руках Христианских иерархов, форма которого им похоже досталась от предшественников шаманов. А можно ли на основе этих предположений, в настоящее время узнать, что либо новое, о изобретении лука, и о способе определения полуденного времени? Да можно многое почерпнуть глядя на обычный вроде бы лук. Первое что бросается в глаза это изгиб самого лука. Оружие любого народа изогнуто таким образом, что становится сразу понятно, такую дугу солнечная тень могла нарисовать только в день зимнего солнцестояния или близко к неиу. Поэтому по длине оружия можно с достаточно большой точностью сказать, во сколько часов шаман начинал отслеживать солнечную тень и когда заканчивал эти манипуляции. Например, длинный Английский лук может свидетельствовать, что отслеживание солнечной тени у этих племен начиналось раньше, а заканчивалось позже, нежели у других народов. По длине стрелы предназначенной для каждого лука можно достаточно точно определить, на каком расстоянии от полуденной тени находилась воткнутая в землю палка отбрасывающая тень. В этом случае по длине отбрасываемой зимой тени, можно сказать какой высоты был этот колышек. Точно таким способом, можно с уверенностью сказать, какой высоты был центральный колышек, когда люди научились строить спиральные каменные лабиринты, ведь их постройка начиналась тоже в день зимнего солнцестояния. Причем в том месте, где тень оказывалась в полдень, в кольцевую оградку укладывался более крупный камень. Этот камень в кольцевой структуре имел особое значение, ведь пока тень проходила по нему, можно было общаться с божеством. Даже если на небе была облачность, то заняв такое положение, чтобы солнце находилось над воткнутой в землю центральной меткой, можно было представить, где должна находиться  в данный момент его тень. Солнце не просто рисовало людям схему лука, а по мере приближения ко дню летнего солнцестояния тень все дальше отдалялась вперед, словно намеренно предлагая наблюдателю перемещать вперед и лежащую на земле дугообразную палку с тетивой. При этом шаману каждый раз приходилось все дальше вперед перемещать сам лук, удерживая тетиву на прежнем месте, ведь от нее, к колышку отбрасывающему тень шла еще одна палка, назовем ее стрела, укорачивать которую было нельзя. Вот именно в такой момент, когда шаману приходилось для общения с богом все дальше вперед подвигать сам лук удерживая тетиву на месте и произошел видимо первый непроизвольный выстрел из этого оружия. Выскользнувшая из руки тетива отправила далеко вперед стрелу указывающую полдень. Теперь человеку оставалось только догадаться приделать к летающей стреле небольшой наконечник, превратив ее в небольшой дротик которым можно охотиться на мелкую добычу стреляя в нее с большого расстояния. Конечно, когда пришло осознание того, что божественное солнце подарило людям новое оружие, сразу началось его усовершенствование. Так сам лук видимо стал делаться из более упругой и толстой древесины, да и тетиву пришлось изготовлять из более прочного материала, а вот стрела видимо еще долгое время не имела дополнительного оперения в задней части. Еще в каменном веке, люди похоже понимали малую убойную силу нового оружия, ведь на многих наскальных рисунках можно увидеть сценки охоты с помощью лука. На них можно видеть крупных животных, таких например как олени продолжающих бежать на охотника даже тогда когда у них в груди торчит несколько стрел. Поэтому понятно, что животные больше испуганы, нежели ранены стрелами и охотнику все равно придется добивать их с помощью копья или дротика. Да и первые стрелы без оперения,, вихляли задней частью во время полета, поэтому могли вообще не воткнуться, даже попав в цель. Вскоре после появления в арсенале людей лука и применения его, в меж племенных конфликтах, люди стали придумывать способы как защититься от нового оружия. В результате этого сперва появились щиты, а потом и броневая защита воина. Исторические документы говорят нам, что воина защищенного кольчугой или панцирем было невозможно поразить стрелой из лука. Поэтому в прошлом так ценились Английские лучники способные поразить закованного в броню рыцаря, попав стрелой в смотровую щель его шлема. Даже в описании завоевания Русскими воинами Казанского царства имеется упоминание малой эффективности стрел выпущенных из лука. Там имеется упоминание того, как стрелой выпущенной со стен крепости был ранен в руку Русский воевода. Автор летописи даже называет его имя. Вроде бы небольшая не смертельная рана нанесенная стрелой, через несколько дней воспалилась, рука воеводы распухла как мех с вином, и через три дня человек умер от воспаления крови. Сразу после появления в арсенале людей нового оружия началось его усовершенствование. Не только сам лук стал со временем изготовляться из более упругой и толстой древесины, но изменялись и предназначенные для него стрелы. Так стрела стала оснащаться оперением в задней части сделавшим ее полет более устойчивым, а первоначально наконечник имевший листообразную форму, стал изготовляться с остриями в задней части препятствующими его извлечению из тела жертвы. В арсенале воинов появились даже специальные бронебойные стрелы, наконечник которых имел узкую удлиненную форму способную пробить даже надетую на воина защитную кольчугу. А вот Монгольские воины применяли вообще странные стрелы, наконечник которых в передней части изготовлялся в виде небольшой тяпки,  который наносил противнику более широкие раны, от которых тот быстро истекал кровью. Вообще то, такой наконечник, сперва появился наверное в арсенале охотников, ведь он позволял быстрее овладеть добычей раненой стрелой. Когда древние лекари изобрели специальные щипцы, позволявшие расширив рану извлечь из нее стрелу, наконечник которой имел в задней части специальные острия препятствующие вытаскиванию снаряда из тела, люди придумали еще одно ухищрение, чтобы затруднить такую операцию. Теперь древко стрелы сразу за наконечником специально делалось тоньше, чтобы после попадания в цель стрела ломалась, и наконечник невозможно было извлечь. Был и другой способ оставить наконечник в теле жертвы. Это так называемые составные стрелы, когда наконечник с небольшим сегментом позади него, крепился к древку с помощью соединения паз шип, в результате чего, после попадания в цель основная часть стрелы с оперением просто выпадала из раны, а наконечник оставался внутри тела. Можно  напомнить, что еще в глубокой древности понимая малую эффективность лука люди стали намеренно наносить на наконечники стрел различные растительные или животные яды. Таким способом увеличения эффективности лука, до настоящего времени пользуются некоторые оставшиеся в диком состоянии народы, что позволяет им убивать отравленными стрелами даже таких крупных животных как слоны. Хорошим примером иллюстрирующим применение отравленных стрел может быть отчет Арабского путешественника Ибн Фадлана, писавшего о своем путешествии на берега Волги Багдадскому халифу. Здесь можно найти упоминание о том, как древние Болгары, не имея возможности справиться с крупными хищниками, залезали на деревья, и стреляли оттуда в животных отравленными стрелами. Со временем, постоянные поиски как усилить убойную силу лука привели к появлению нового вида оружия, такого как арбалет. К появлению этого оружия, тоже мог привести магический посох шамана, с помощью которого тот определял время общения с солнечным богом. Если представить, что шаман привязывал рукоять своего посоха, к центральной части лежащего на земле лука то получится, что схему арбалета людям тоже мог подсказать бог. Почти сразу же появились арбалеты трех видов, легкий, средний и тяжелый. Тетива легкого арбалета натягивалась двумя руками. У среднего арбалета имелось специальное стремя для ноги, а на поясе воина висел крючок, с помощью которого заряжалось оружие. У тяжелого арбалета имелась специальная лебедка, с помощью которой тетива оттягивалась назад. Выстрел нового оружия в несколько раз превышал убойную силу лука. Это оружие оказалось настолько мощным, что например тушу оленя стрела из среднего или тяжелого арбалета пробивала насквозь. Теперь надобность в громоздких рыцарских доспехах ушла в прошлое, ведь арбалетчик мог теперь пробить любую самую толстую броню. Хорошим примером применения арбалета может служить Французская Орлеанская дева, которой арбалетная стрела пробила панцирь и вонзилась в плечо. Сразу можно предположить, что в нее стреляли из легкого арбалета,  ведь более мощное оружие  наверняка пробило бы ее на вылет. Из истории известно, что после этого ранения, Жанна нашла в себе силы взять в руки знамя и продолжить штурм города. Новое оружие показалось современникам настолько страшным, что папа Римский предал арбалет анафеме как богопротивное изобретение, которое запрещалось применять на войне. А можно ли в настоящее время предложить что либо, чтобы сделать так любимый западными охотниками лук более эффективным в современных условиях? Ответ на этот вопрос может быть положительным. С самим луком, в настоящее время сделать что либо похоже уже не получится, а вот убойность стрел можно значительно повысить. Корпус стрел в настоящее время выполняется не из древесины как раньше, а из пластиковых или даже металлических трубок. На представленной фотографии показаны стрелы, сделанные из современных материалов. 1. Если часть наконечника стрелы будет находиться внутри специального толстостенного патрона снабженного порцией пороха, на задней стороне которого размещен капсюль воспламенитель, то такое устройство позволит повысить убойную силу стрелы. На задней боковой части такого патрона расположена резьба с помощью которой он соединяется с остальной стрелой. Внутри остальной части стрелы располагается металлический стержень с бойком, который с помощью дополнительной пружины при вворачивании патрона отводится назад. Пружина предохраняет капсюль от случайного накалывания бойком. Только когда стрела вонзится в цель и остановится, стержень с бойком на конце продолжит по инерции движение вперед сожмет пружину и боек пробьет капсюль. Воспламенившийся заряд пороха еще глубже вонзит наконечник внутрь жертвы, а древко стрелы с уже пустым патроном будет выброшено наружу. Таким устройством могут оснащаться не только стрелы для лука, но и для арбалета.
 Использованные материалы.
Стрелы, фото из интернета.               


Рецензии