Часть 9 Дьявол

Глава 1
  Марина решила не откладывать в долгий ящик предложенную возможность. Уже через день после встречи с выпускниками они с Иришкой ехали по адресу, написанному Ритусом на альбомном листе с рисунком девочки и мужчины. Марина вылезла из автобуса, посмотрела по сторонам: ничего, что хотя бы отдаленно напоминало ЭСВ. Она обратилась к проходившей женщине, спросив, как ей найти Белых Константина Андреевича. Женщина объяснила, куда следует идти. Марина оказалась на знаменитой поляне. Она подошла к молодому лейтенанту и спросила Белых.
- Вам нужен Белых? - переспросил Юра. Обычно спрашивали командующего ЭСВ, Бланки, а тут Белых.
- Да.
- И зачем он вам?
- Ритус сказал, что он мне поможет.
Юра переваривал информацию. Неизвестно, сколько времени это заняло бы у него, но подъехал Константин Андреевич. Он перенял недоумевающий взгляд Юры.
- Топорков не приезжал? - Костя подошел к лейтенанту и отдал честь Марине.
- Нет, - протянул Юра. - К вам, - и указал на Марину.
- Вы Марина? - спросил Белых.
- Да.
- Ритус звонил. А вот и Борис Александрович. Подождите немного.
Костя подошел к Дьяволу и что-то начал говорить. Тот удивленно посмотрел на Белых: сбрендил что ли, но промолчал. Выслушав, мало что поняв, согласно кивнул головой.
- Марина, знакомьтесь, это Борис Александрович.
Дьявол пожал протянутую руку.
- Он отвезет вас в гарнизон и покажет жилье. Не заняты два коттеджа – выбирайте любой, - продолжал между тем Костя.
- Хорошо. Сколько времени это займет? Мы успеем на обратный рейс? - спросила Марина.
- Мы? - удивился Борис.
- Да, я с дочерью. Ириша, иди сюда, - Марина ласково позвала дочку, спрятавшуюся за изгородь. Девочка не двигалась. Марина подошла к ней: дочка приклеилась к матери больной ручкой, и они подошли вместе.
- Привет.
Дьявол серьезно рассматривал девочку, протянул ей руку. Ирина, подумав, все-таки вложила свою ладошку в его. То же самое сделал и Костя.
- Откуда вы знаете Ритуса? - спросил Дьявол по дороге в гарнизон.
- Познакомились позавчера. Мы были на встрече выпускников, Наташа пришла с мужем.
Дьявол резко нажал на тормоза. Развернувшись всем корпусом, спросил:
- Вы хотите сказать, что знакомы с Коброй, т.е. с Воропаевой?
- Я ее одноклассница.
- Шутите? - Дьявол даже подпрыгнул.
- Нет.
- Ну, знаете!
До самого пункта назначения Дьявол молчал. По приезде он показал им два коттеджа, построенные недавно. Начали осмотр с того, что поменьше. Иришка по-прежнему прижималась к матери искалеченной ручкой.
- Я не боюсь, - вдруг сказал Дьявол, глядя на девочку.
- Чего не боитесь? - полушепотом спросила Ира.
- Твоей руки. И обзываться не стану.
Он открыл перед Мариной дверь.
- Марина, а кто вы по специальности? - Борис сменил тему.
- Дизайнер.
- Никогда бы не подумал.
- Почему?
 Они обошли весь дом и возвратились на крыльцо.
- В моем представлении дизайнер – это... Спорим, ты сюда не заберешься? - Дьявол запрыгнул на перила террасы и, покачивая ногой, добавил, - трусиха!
Ира отлепилась от мамы и полезла на перила. Они были высокими, без руки неудобно, Марина хотела помочь, но мужчина отрицательно покачал головой – не надо. У Иры не получалось. Дьявол спрыгнул с перил и жестко сказал:
- Если не будешь пробовать снова и снова – так и останешься трусливой калекой!
Ира не поднимала головы.
- А можешь научиться – и тогда никто не покажет на тебя пальцем. Моя сестра, например, выбрала второй вариант. Она готова была разорвать меня на части всякий раз, когда я заставлял ее сделать лишний шаг.
- И что? - с недоверием спросила Ира.
- Человеком стала. Правда, в ее представлении я все тот же противный брат, которого не мешало бы удавить.
- У нее не было руки? - заинтересованная Ира сделала шаг в сторону Дьявола.
- Руки у нее на месте, но от рождения одна нога короче другой. Сильно. Знаешь, при ходьбе напоминала утку. Ты хоть за маму можешь спрятаться – никто и не догадается о твоей ручке, а тут. Но ничего... Она выросла, поумнела, сделала несколько операций. Хромота, конечно, осталась, но приличная.
- Сколько ей лет?
- Тридцать.
- Такая старая?
- Фу. Нельзя говорить о женщинах, что они старые.
- Почему?
- Неприлично.
- А как же тогда говорить?
- Она большая девочка.
Дьявол сел на ступеньки террасы и закурил. Ира думала недолго – села рядом.
- Дружить будем? - спросил мужчина.
- Да.
- Вот и хорошо. Дьявол, - представился он. - А ты?
- Кто Дьявол?
- Я. Меня друзья так зовут. Например, та чокнутая, одноклассницей которой является твоя мама, - Кобра.
- А Ритус?
Дьявол усмехнулся:
- У него много кличек.
- Какие?
- По-моему, я не говорил, что мне нравится разговаривать с сопливыми девчонками, сующими свой нос куда не следует.
- Мам, он обзывается, - Ира оглянулась на Марину.
- Не приставай к дяде, - ответила Марина, - Мы и так отвлекли его от дел...
- Во-первых, ты ябеда, - перебил ее Дьявол, - а во-вторых, твоя мама права. Я сейчас занимался бы делами, а вместо этого приходится разговаривать с сопливой девочкой. Ой, она дерется. Ой, больно, ой, помогите...
Дьявол стоял в нескольких метрах от крыльца и пытался увернуться от разъяренной девочки, которая набросилась на него с кулаками.
- Ты маленькая хулиганка, погоди, я с тобой справлюсь. Вот только, ой. Ты стукнула меня по животу. Ну, все, пигалица, держись...
Дьявол растопырил руки, страшно зарычал. Ира взвизгнула и спряталась за маму.
- Трусишка, выходи.
Дьявол присел на корточки и поманил к себе девочку. Та выглянула из-за мамы, но покачала головой. Дьявол поднял глаза на Марину, уловив ее смущение, сказал:
- Объявляю перемирие. Согласна, пигалица? Идем смотреть следующий дом.
- Думаю, нам этот понравился. Правда, Ириш?
Марина посмотрела на дочь. Та утвердительно кивнула.
- Тогда осмотримся вокруг, - сказал Дьявол.
- Я первая! - Ира помчалась обегать дом.
Марина улыбнулась в след дочери.
- Спасибо.
- Меня благодарить не за что. Просто Ритус знает о проблеме моей сестры и послал с вами того, кто мог бы помочь Ире.
- Но вас...
- Косте звонил Ритус, а уж Костя в свою очередь мне, чтобы я приехал. Я даже не знал, зачем приехал, пока не увидел вашу дочку.
- Вот как, - удивилась Марина.
 Они шли не спеша по тропинке, выложенной плиткой, за дом. Увидели Иру, которая побежала к речке, направились к ней.
- Вы служите в ЭСВ?
- Да.
- А Ритус?
Дьявол усмехнулся, но промолчал. Марине стало интересно.
- Вы специально избегаете ответа на мой вопрос?
- А вы точно решили остаться здесь, в гарнизоне? - в свою очередь вопросом на вопрос ответил Дьявол.
- Да, похоже на то.
- Что ж, желаю удачи. - Дьявол как-то озадаченно огляделся вокруг, затем задержал взгляд на Марине. - Вам придется многому научиться, Марина, здесь, в ЭСВ.
- Мой муж был военным.
- А я сейчас не о том, кем был ваш муж, - жестко оборвал ее Борис. - Я не ответил вашей дочери, не отвечу вам. Хотите знать? (Он испытующе посмотрел женщине прямо в глаза) Действительно, хотите узнать не ради любопытства, а ради знания? Даже если от этого знания будет зависеть ваша жизнь? Тогда вам очень многому придется научиться... А Ритус... Ритус и есть ЭСВ, а ЭСВ  - это Ритус. Он Ворон, Сатана, Учитель. Выбирайте любое название, которое понравится.
- Кто он для вас?
- Сатана!
Марина почувствовала, как мурашки побежали под блузкой.
- Вы отдаете себе отчет в том, что говорите?
- Разумеется. Я большой мальчик. Много чего видел и знаю, кто такой Сатана, - Борис говорил четко, не спеша, давая возможность осознать значение произнесенных им фраз.
- Ваш друг не произвел на меня такого впечатления...
Дьявол рассмеялся.
- Наивная дурочка... Ладно, это я так – отступление от темы. Теперь по существу. Помимо всех моих достоинств, о которых вы слышали до этой минуты, как-то знание о проблемах калек, у меня есть еще одно. Я, вообще-то, врач. Думаю, было бы неплохо сделать Ире протез. Он ей поможет.
- На протез нужны деньги.
- Если вы останетесь здесь, то проблем с протезированием не будет.
- Хорошо.
- Я понаблюдаю вашу девочку, сделаю кое-какие анализы, подберу протез, - думаю, к сентябрю она сможет отправиться в школу, как все дети.
Дьявол посмотрел на подбегающую Иру.
- Мам, я есть хочу, - сказала она.
- Придется потерпеть, моя хорошая, - ответила Марина.
- Не стоит ждать. Давайте, я отвезу вас в кафе.

  Через несколько дней Марина с Ирой поселились в гарнизоне. Марина вновь почувствовала вкус жизни: суета, сто тысяч дел и все надо успеть, улыбающаяся дочка – и тоска потихоньку отступила.
  Они несколько раз посещали больницу. Борис тщательно обследовал руку – что можно придумать в подобной ситуации, показывал варианты протезов.
  Когда Ира первый раз увидела руку, она испугалась и вскрикнула от ужаса: неужели ей придется носить эту неживую пластмассу. Она ведь и вправду поверила в сказку. Во всяком случае, дворец у них с мамой появился. В тот вечер Ира пришла домой подавленная, на следующий день наотрез отказалась идти в больницу. Марине ничего не оставалось делать, как позвонить медсестре Топоркова. В тот же день приехал Борис. Марина не впустила его в дом, извинившись, вышла на крыльцо, сказала, что Ира переживает и не хочет общаться с врачами.
- Простите, это я виноват. Я знаю, что и для взрослого бывает шок, когда видит себя один на один с протезом, а тут ребенок. Хорошо. До завтра. Я приеду к вам с другом. Не волнуйтесь, все будет хорошо.
  На следующий день Дьявол приехал с Рихардом. Они прошли в дом. Увидев насупившуюся девочку, Дьявол улыбнулся, но, увы, получилось не очень.
- Зд... Зд-рав-ст-вуй-те.
Рихард, как всегда в незнакомой обстановке, терялся и немел.
- Садись, - Дьявол показал Рихарду на диван. - Пигалица, принеси человеку сока или воды.
Он хмурился все больше и больше – совсем не так и не то. Черт его дернул. Марина заметила его выражение лица и предложила:
- Давайте пить чай. Тем более, что вы наши первые гости, а мы с Иришей еще не отмечали новоселье. Борис Александрович, достаньте, пожалуйста, вон ту коробку, там должен быть сервиз. Нет, не ту, левее. Спасибо. Я сейчас.
Марина сервировала стол, Ира принесла стакан с соком и протянула его Рихарду. Тот, взяв стакан, лишь кивнул головой.
- Помочь? - спросил Дьявол у женщины.
- Да. Придвиньте стулья. Хорошо. Ириша, ты поставила чайник?
Девочка утвердительно кивнула.
 Разговор не клеился. Марина не понимала, зачем Борис привел незнакомца. Наконец, она не выдержала и спросила:
- Вы тоже военный?
Рихард от неожиданности чуть не выронил чашку.
- Да, - выдавил он сквозь зубы.
- Иногда дьявольски не хватает Ритуса. Он бы нашел, что сказать, - перебил его Борис. - Видите ли, я не просто так пригласил Рихарда к вам в гости. Так сказать, с умыслом. Рихард, покажи руку.
Молодой человек побледнел, но все-таки положил на стол руку-протез.
- Как видишь, - Дьявол обратился к Ире, - ты даже не заметила. Он настолько хорошо обращается с ней, что никому не придет в голову, что она не настоящая. Более того, никому в голову не придет, что Рихард почти не говорит. Ему хватает односложных ответов.
Рихард протестующее покачал головой, но Дьявол не заметил или почти не заметил.
- Что скажешь?
Ира недоверчиво посмотрела на руку.
- Потрогать можно?
Рихард согласно кивнул.
- Тебе больно?
- Н-нет.
- А мне больно, особенно перед грозой.
- Бы-ва-ет.
  Ира вздохнула и, прижимаясь к плечу Рихарда, заплакала. Взрослые сидели не двигаясь. Дьявол невольно передернулся. Рихард посадил девочку к себе на колени. Она все еще шмыгала носом, но потихоньку успокаивалась.
- Почему ты плохо говоришь?
- Кон-н-ту-зия.
- Ясно. Мой папа и брат погибли. Папа закрыл собой маму, а брат меня. Так страшно, больно. Все вокруг горит, рушится, а Саша... Я видела, как ему оторвало ноги, и все кишки прямо на меня...
  Рихард прижал к себе девочку. Марина закрыла глаза: смерть снова встала перед глазами. Она никогда не слышала того, что сейчас сказала Ира. Выходит, ей повезло куда больше, потому что все время была без сознания. Она очнулась только в госпитале, а Ира видела их, мертвых, в крови, разорванных на куски.
  Дьявол почувствовал, как Марина обмякла на диване – обморок. Выругавшись про себя самыми последними словами, начал приводить женщину в чувства. Ему и в голову не пришло взять с собой нашатырь. Сбрызнув водой, он легонько похлопывал ее по щекам. Женщина очнулась.
- Решили прилечь? - Дьявол не собирался жалеть. - Или, может, соблазнить нас с Рихардом? К вашему сведению, у него невеста, а я не пробиваем.
- Извините, - Марина поправила волосы, одернула блузку. - Неловко получилось.
- В ЭСВ не любят сантименты, тем более обмороки. Зарубите это себе на носу, - все так же жестко продолжал Дьявол.
- Хорошо, - покорно согласилась Марина.
- Эй, пигалица, хватит уже жалеть себя, - окликнул он Иру.
- Я не жалею...
- Жалеешь, жалеешь. Тебе часто хочется умереть вместе с отцом и братом.  А кто же тогда с матерью останется? Ты  о ней подумала?
- Ты жестокий! - выкрикнула Ира.
- Меня прозвали Дьяволом не только за глаза.
- Ты и, правда, Дьявол.
  Как бы-то ни было, но протез сделали. Первые недели Ира боялась его, но пересиливала себя в основном из-за Дьявола, который ей совершенно разонравился, хотя и в первый раз понравился не очень. Однако он был ее лечащим врачом – не отвертишься.
  Другое дело – Ритус. Ира часто вспоминала его. Интересно, а он о ней вспоминал или уже забыл давным-давно. Почему он не приходит в гости? И вообще, он в гарнизоне? Иру волновала предстоящая новая жизнь, и она не была против разговора с умным человеком, таким, как Ритус, пусть он и взрослый – у каждого свой недостаток.

Глава 2.
  Марина часто вспоминала слова Бориса о том, что ЭСВ далеко не рай. Оказалось, что здесь свои правила, порой, необычные, порой, жестокие. Прежде всего ее ошарашило, что за разглашение каких бы то ни было сведений об ЭСВ полагалась смерть. Ни штраф, ни уголовная ответственность – смерть. Марина судорожно сглотнула комок в горле в тот момент, когда подписывала договор о приеме на работу.
  Озадачил ее и пункт договора, по которому она обязалась быть морально устойчивой.  Белых, а именно он подписывал договор от лица ЭСВ, разъяснил ей, что за аморальное поведение могут в лучшем случае выгнать из ЭСВ, а о худшем Марина спрашивать не стала.
- Мы с большим сомнением относимся к лицам женского пола в ЭСВ. Речь не идет о половой дискриминации, однако женщины наивно полагают, что в месте, где много мужчин, легко выйти замуж. В ЭСВ чрезвычайно редки разводы. Скорее, это исключение, нежели правило. Вы здесь по рекомендации Ритуса, - продолжил Костя после небольшой паузы, старательно подбирая слова, - видите ли, это тоже накладывает на вас соответствующие нормы поведения.
- Я поняла, - перебила его Марина, почувствовав, что военному не приятно говорить о том, чтобы она держала язык за зубами по поводу жизни Наташи и Ритуса.
  Марина не жаловалась. В принципе, ее все устраивало. Главное, Иришка ходила в школу, где над ней никто не смеялся. Ее саму же уважали за подчеркнуто сдержанное отношение к Ритусу и Наташе. Она никому не говорила, что Воропаева ее бывшая одноклассница, а здесь она оказалась не без помощи Ритуса. У Марины появилась нормальная работа, которая ей нравилась. Дом – ее собственный. Пожалуй, желать большего грешно.

  Марина читала книгу, когда раздался телефонный звонок. Она невольно вздрогнула – кого так поздно – двенадцатый час ночи.
- Не разбудил? - голос Топоркова подозрительно хрипел.
- Нет, я еще не спала, - ответила Марина, не подозревая о причине такого позднего звонка. Если что с Иришей – так они были на приеме два дня назад, и тогда он сказал, что все в порядке.
- Чем занята? - снова спросил он.
Марина скорее почувствовала, чем расслышала, что он выпил, судя по всему, из горла.
- Читаю.
Ей не хотелось спрашивать, зачем он звонит. Месяцы жизни в гарнизоне показали, что здесь не следует торопить события; если кому-то что-то надо...
- Не хочешь заняться сексом? - спросил он, снова отпивая из бутылки.
Марина задумалась, но лишь на мгновение.
- Нет.
- Тогда извини.
  О странном звонке Топоркова Марина думала всю следующую неделю. Самое удивительное заключалось в том, что в тот момент ее ответ был искренен. Однако все последующие дни она, как женщина, ожидала продолжения – его не последовало. Спустя несколько дней у Марины появился новый проект, которым она увлеклась настолько, что  свободного  времени не оставалось, так что о разных там звонках ей попросту некогда было думать.
  Спустя месяц они с Иришей отправились в больницу на осмотр. Топорков был вежлив в меру, вернее, груб (вряд ли кому в ЭСВ хватит духу сказать о приятных манерах  Дьявола в обращении). Он как всегда, назвав Иришку пигалицей, осмотрел ее руку, повертев девочку в разные стороны, осмотрел протез, оказался недоволен (можно подумать, он когда-нибудь бывает доволен).
- Где руку поцарапала?
Ира посмотрела на руку, но ничего на ней не увидела.
- Эту? - Дьявол указал на протез.
- А, эту. Споткнулась и упала на асфальте, - девочка поморщилась, когда Марина начала застегивать протез у нее на плече.
- Не прошло и года, а протез поцарапан. Может, еще и сломать попробуешь?
Ира что-то прошептала одними губами в тот момент, когда Дьявол стал записывать в карточке.
- Не мешало бы лучше воспитывать дочь.
Он даже и не взглянул на Марину. Женщина сочла лучшим промолчать.
- Через месяц, - сказал он все тем же недовольным тоном.
- Хорошо. Спасибо и до свидания.
   Всю последнюю неделю Марина чувствовала, что с ней творятся непонятные вещи. Она ловила себя на мысли, что безразличие Топоркова ее задевает, подумала даже, что звонил ей не он. Но это точно был он, его номер, голос, стиль речи. Наконец, она не выдержала и позвонила ему сама.
- Здравствуйте, Борис Александрович.
- Здравствуйте.
- Я не вовремя? - Марина услышала совсем уж недовольный голос мужчины.
- Да, что с того?
- Извините, я...
- Только не надо женских вздохов типа «ой» да «ай». Чего надо?
- Я хотела уточнить, это вы звонили мне ночью полтора месяца назад?
- Я был пьян?
- Судя по всему, да.
- Тогда я.
Марина помолчала, не зная, как продолжить.
- Вы выяснили интересующий вас вопрос?
В его голосе не слышалось никаких интонаций, кроме раздражения.
- Мы не могли бы встретиться и... обсудить.
- Что? Когда и как будем совокупляться?
Марина, услышав столь «пылкие» слова, поклялась, что убьет себя за глупость, но ее размышления были прерваны.
- Назначайте время и место и не вздумайте отказываться – я не из тех, с кем можно играть в кошки-мышки.
  Марина проклинала себя за все, ведь знала, что он за человек. Не зря же Дьяволом назвали. Люди дали кличку, чуть ли не на груди написали – не подходи – опасно, нет же, подавай приключения. Ну, чего тебе, глупая дура, не хватало?
  Марина шла, не обращая внимания на ветер, который яростно рвал ее демисезонное пальто. Она знала, что на улице зябко, но ей необходимо освежиться перед встречей с Дьяволом. Взглянув на часы, женщина прибавила шагу – вряд ли ему понравится, если она опоздает хотя бы на минуту.
  Дьявол сидел в ресторане, просматривая меню. Когда вошла Марина, обратил внимание на ее бледный вид, но недовольства с лица не убрал, лишь взглянул на часы – на две минуты раньше назначенного времени: боится или...
- Здравствуйте.
Он встал из-за стола, помог женщине сесть, отодвинув для нее стул.
 - Спасибо.
 - Почему руки красные? - перебил ее Дьявол.
 - На улице немного прохладно, - Марина потерла руки.
 - Немного? - Дьявол посмотрел в окно, где ветер решил опрокинуть все вверх тормашками, но продолжать не стал.
  Они заказали ужин. Дьявол молча пил коньяк и спокойно отправлял в рот кусок за куском. Марина лишь пригубила вино и еле ковырялась в тарелке с салатом.
- Зачем заказывать траву, если не есть ее, а если не есть ее, зачем заказывать?
Марина в нерешительности остановилась:
- Я не совсем уяснила вашу фразу.
- Почему бы не заказать что-нибудь съестное?
- Я не голодна.
Она промокнула салфеткой губы и положила вилку.
- Женщины неподражаемы, - с сарказмом протянул Дьявол.
- Что вы имеете в виду?
- Сколько... я бы сказал, выдуманной слабости.
- Простите, если оскорбила ваши чувства, но я не пытаюсь изобразить, как вы сказали, выдуманную слабость, - возмутилась Марина.
Дьявол ухмыльнулся:
- Так-то лучше.
Он отпил еще коньяка и сказал:
- Приступим. Я вас слушаю.
Он в упор посмотрел на Марину. Ей так хотелось смешаться, покраснеть, но тогда он принял бы ее поведение за выдуманную слабость, а это было неправдой: слабость самая настоящая.
 - Вы мне звонили.
- Мы это уже выяснили. Что дальше?
Марина не отвела глаз: пусть не думает, что испугалась его.
- Ничего, - она пожала плечами.
Дьявол помолчал, потом, усмехнувшись, спросил:
- Вам захотелось секса?
- Нет.
- Нет?
- Нет.
- Тогда почему вы здесь?
- Вы сказали, чтобы я не вздумала отказаться от встречи.
- Да, действительно, припоминаю... - Дьявол отпил несколько глотков: положение весьма странное. - В принципе, я ничего не имею против, если вы выйдете за меня замуж.
Марина посмотрела на стакан: много выпил или нет.
- Выпил я, по моим меркам, очень мало, - он перенял ее взгляд. - А вот заниматься сексом с вдовой  военного в ЭСВ не так просто, как может показаться на первый взгляд.
- Простите, я отлучусь.
  Марина вошла в дамскую комнату. Женщина посмотрела на отражение в зеркале: она ли это и ее ли уши слышат то, что слышат? Но отражение никуда не уходило и другое не появлялось: весьма впечатлило – шизофрении не наблюдалось. Она вернулась за столик.
- А вы весьма прилично держитесь, если учесть, что услышали от меня, - Борис искренне улыбнулся.
- Выходит, доктор, я не безнадежна?
- Да еще и шутить изволите? - Борис засмеялся. - Впечатляющее начало, но оставим шутки на потом.
Он снова посерьезнел, нахмурился и принял свой обычный недовольный всем миром вид.
- Мои условия таковы. Во-первых, я как муж буду брать тебя, когда захочу, где захочу и как захочу. Не волнуйся, я не извращенец. Во-вторых, ты никогда не будешь меня «пилить», как это делают все жены без исключения. В-третьих, ты не будешь предохраняться пять лет – хочу детей. В-четвертых, терпеть не могу, когда женщина надевает штаны – будешь носить платья. Если еще что-то придумаю, внесу в брачный договор, пока хватит этих пунктов.
- Всего ничего, - Марина покачала головой.
- Распишемся завтра. Завтра же переедете ко мне.
- Ничего, что я еще не дала согласия? -  как бы между прочим поинтересовалась она.
- Ничего, - серьезно ответил Дьявол. - Если бы ты была настроена категорически против, то вряд ли вернулась сюда после дамской комнаты. Ты уже освоилась в ЭСВ и, думаю, поняла, что после нынешнего посещения ресторана в моем обществе к тебе не подойдет ни один мужчина и на пушечный выстрел.
- А вдруг кто-то влюбится в меня по уши? - перебила его Марина.
- Во вдову военного, потерявшую сына на войне, имеющую дочь калеку, лечащий врач которой Дьявол, женщину, которую сопровождал все тот же Дьявол, а привел в ЭСВ Сам? - уточнил Борис. - Даже если отбросить моральные кодексы ЭСВ… Хотя, происходят же извержения вулканов - Помпея, например... или землетрясения – Карабах... - Дьявол неопределенно пожал плечами и снова отпил  коньяка.
- Условия, насколько я могу судить, принимаются только с одной стороны? - уточнила Марина.
- Ну, почему же. Твое условие, к примеру, выносить мусор из дома или чистить ботинки я тоже принимаю.
- Терпеть не могу нечищеные ботинки, - с иронией сказала Марина.
- Вот видишь, я угадал твои мысли, - Дьявол упорно делал вид, что не понимает подтекста женщины.
- А как насчет Иришки?
- А что может быть насчет пигалицы?
- Ей не нравится, когда ты ее так называешь, - нахмурилась Марина.
- Придется смириться. Я не умею сюсюкать с детьми.
- Тем не мене хочешь пятерых.
- Будем надеяться на шестерых, во-первых. К тому же, их воспитанием станешь заниматься ты.
- У меня работа.
- И что?
- Бред какой-то...
Марина откинулась на спинку стула. Дьявол молчал.  В зале заиграла медленная музыка.
- Потанцуем? - Борис решительно поставил стакан и поднялся, протягивая руку женщине.
- Давно не танцевала, - но согласилась.
Они медленно кружились в танце в затемненном полупустом зале. Почувствовав крепкие руки на своей талии, Марина закрыла глаза: как ей не хватало мужского плеча, чтобы можно было чуточку прислониться к нему, ощутить силу, исходящую от тела, даже запах коньяка.
- Все в порядке? - спросил Борис.
- Да, просто голова закружилась. Наверно, выпила лишнее.
Борис точно помнил, что она и половину бокала не выпила. Усаживая  женщину после танца за столик, он снова нахмурился, потом резко сказал:
- Уже поздно, пора домой. Иришка с кем?
- Одна, - созналась Марина.
- Ей не страшно в такую погоду?
Марина промолчала: сам же сказал, попробуй не приди.
- Что ты за мать?!
Дьявол потребовал счет.
  До дома доехали за несколько минут, которые прошли в полной тишине. Борис сухо попрощался, бросив напоследок:
- Завтра к обеду пришлю машину.
- Я не успею собраться.
- У тебя вся ночь впереди...
 
  Совместная жизнь у Бориса с Мариной, надо сказать, при ближайшем рассмотрении могла показаться странной, а если не странной, то чрезвычайно странной.
  Для Марины Борис оказался полной загадкой. Во-первых, она спустя немного времени поняла, что он любит ее. Во-вторых, он ни разу не намекнул на свои чувства. В-третьих, он делал все возможное, чтобы показать себя с самой что ни на есть плохой стороны.
  Преимущество Марины было в том, что в своей жизни она уже была любима, и ее трудно обмануть напущенной грубостью. Она с удовольствием отказалась от брюк, так как платья ей нравились самой. «Пилить», как когда-то выразился ее теперешний муж, она никого не собиралась; по характеру мягкая и спокойная, она просто не умела это делать, да и не за что было, во всяком случае, пока. Что касается реплики все того же теперешнего мужа относительно «когда захочу, где захочу и как захочу», то она не против. И как бы он не пытался нагрубить, к примеру: «Не пора ли выполнять обязанности жены. Марш в постель, женщина», в постели-то он как раз и давал понять, насколько она дорога ему. Столько нерастраченной ласки и нежности таилось в нем.
  И главное, в этом Марина была уверена, Иришка ему не безразлична. И пусть он приносил и протягивал девочке новую книжку со словами: «Не понравится – выбросишь», Марина знала, что книжка дочке понравится, потому что она интересная. И пусть ворчал, что от сладкого зубы портятся, но сам же каждый день покупал любимые Иришкины конфеты. И пусть называл ее пигалицей, но помогал вырезать из бумаги кусочки аппликации, ведь с одной ручкой это совсем не простая задача. И сам же учил ездить на велосипеде. И сам же спешил помочь подняться с земли – протез не хотел слушаться. И сам же пинал чертов велосипед – уронил девочку. Вот и сегодня, придя домой начал ворчать.
  Марина делала на кухне пирожки. Она уже почти закончила, когда хлопнула входная дверь: наверно, Иришка пошла гулять, хотя обычно она говорила маме.
- Это что такое?
Марина обернулась: в дверях стоял муж.
- Добрый вечер, хотя для тебя рано.
- Что значит, рано? Ты кого-то ждала? Может, любовника?
- Нет, - Марина пропустила колкость мимо ушей, - Просто ты рано и все.
- Чем ты занимаешься? - нахмурился Борис.
- Пеку пирожки.
Марина убирала остатки муки со стола.
- У нас кончились деньги?
- Нет.
- Магазины закрыты?
- Нет.
- Тогда зачем пирожки?
- Затем, дорогой, чтобы их съесть, скушать, слопать, как тебе захочется.
- Если бы я захотел домашних пирожков, я бы завел не жену, а кухарку.
Марина улыбнулась.
- Теперь я точно знаю, для чего заводят кухарок.
- Не вижу ничего смешного, - Борис нахмурился еще больше. - Посмотри на себя, даже волосы в муке.
- Ничего страшного, всего лишь немного экзотики в твоем доме.
Марина подошла вплотную к мужу и положила мучные руки ему на плечи.
- Не хотите стряхнуть с меня?
Борис схватил женщину в охапку и хотел уже задушить в поцелуе, но Марина успела прошептать:
- Ириша.
Борис выглянул в дверь: там никого не было видно, но где уверенность, что ребенок не выбежит в самый неподходящий момент.
- Ну-ка, пошли в ванну, - заявил он приказным тоном, увлекая за собой жену. Закрыв дверь на крючок, он начал целовать женщину. Когда услышал стон, прошептал:
- Постарайся не кричать...
Через несколько минут он поставил ее на пол.
- Ты прокусила мне плечо.
- Ты же сам сказал, чтобы я не кричала, - Марина погладила плечо, где показались капельки крови. - Прости.
- У тебя не горят эти чертовы пирожки?
- Не знаю.
- Так поди посмотри...
  Поздно вечером, когда девочка уже крепко спала, а мужчина и женщина лежали в истоме после посещения Венеры, она слушала биение его сердца: оно никогда не обманет.
- Мне хорошо.
Ответом стала тишина.
- Боря, почему ты стараешься быть не тем, кем являешься на самом деле?
- Я такой.
- Не лги, пожалуйста, - она устроилась удобнее на его плече. - У нас будет маленький.
Ответствовала снова тишина.
- Скажи же что-нибудь.
Мужчина лишь поцеловал женщину в голову.
- Может, еще в лоб?
Он нашел ее губы, целовал долго и страстно. Оторвавшись, наконец, прохрипел:
- Пора спать, женщина, - и отвернул от себя, хотя и прижал к своему телу.
  Марина уже давно спала, а Борис так и не смог заснуть до утра. Он не хотел покидать постель, в которой лежала Марина, да к тому же и не мог: она лежала на его руке.  Утром, однако, женщина начала ворочаться, и Борис, боясь соблазниться на весьма раздражающие потягивания жены, решил встать. Он вскипятил чайник, намазал бутерброды, когда услышал за спиной всхлипывания. Обернувшись, увидел Иришку.
- Что случилось? - нахмурился отчим.
- Я думала здесь мама, - призналась девочка.
- Нет, она еще спит.
Он подошел к девочке и присел на корточки.
- Что?
- Ничего, - она снова всхлипнула и зашлась в своем всхлипе.
Борис хотел по привычке прикрикнуть на нее, но остановился и тихо спросил:
- Может, я смогу помочь?
Девочка отрицательно покачала головой.
- Но я хочу тебе помочь.
- Мне приснился страшный сон.
Борис обнял девочку и привлек к себе.
- Ничего, это всего лишь сон.
Она снова зашлась, всхлипывая. Сердечко билось как бешеное.
- Ириша, - тихонько позвал он
- Очень страшно. Я мокрая...
- Ничего страшного. Сейчас приготовлю ванную.
  Марина, выйдя из комнаты, услышала плеск в ванной – Борис купается - и решила зайти к Иришке.
- Что случилось?
Марина смотрела на мужа, стаскивающего постель с кровати дочери.
- Плохой сон.
- О, Господи, опять...
- Такое было?
- Да. Ей было четыре... Они с Сашей ходили в соседнее село и упали в  яму. Их искали трое суток...
- К врачам обращались?
- Нет.
- Что делали?
- Олег каждый вечер баюкал ее на руках, рассказывал сказки, пел песни. Она засыпала у него, потом перекладывали в кроватку.
  За завтраком сидели молча. По лицу мужа Марина поняла, что он о чем-то напряженно думает. Может, не следовало ей говорить об Олеге.
- Думаю, вам лучше уехать в деревню, - сказал, наконец, Борис.
- Зачем? - удивилась Марина.
- Там свежий воздух.
- Здесь воздух ничуть не хуже, - заметила Марина.
- У пигалицы каникулы.
- Я не хочу в деревню, - Ириша пропустила мимо ушей слова о том, что она пигалица.
- Почему?
- Надо мной опять будут смеяться.
- На дураков не обижаются, - нахмурился отчим.
- Они кидаются палками и камнями.
Борис крякнул.
- Ну, ладно, тогда поедешь со мной.
- А мама куда? У нее же выходной?
- Мама пойдет в больницу, - строго ответил Борис, заканчивая все расспросы. - Быстро собирайся, пигалица.
Когда Иришка вышла из комнаты, Марина поинтересовалась:
- Это приказ?
- Тебе надо в больницу.
- А просто сказать нельзя?
- Я не говорю... прошу... очень.
 
  Марина с Иришкой гостили в деревне у своих. На вопрос родителей, как ей живется с новым мужем, которого они в глаза не видели, она неопределенно пожала плечами.
- Все лучше, чем одной.
На вопрос, а как там вообще (в ЭСВ) и вовсе промолчала.
  Приехал брат с семьей в отпуск. Не то, чтобы Марина не любила его. Просто не хотелось шума, а избежать его в обществе Андрея – дело не простое. Вот и сейчас, выпив лишнего, Андрей бурно спорил с отцом относительно последнего футбольного матча. Аня, жена, от греха подальше ушла спать.
  Марине спать не хотелось. Она пыталась разобраться в своей жизни. Несколько недель назад казалось, что у нее только-только стало налаживаться – куда там. Все рухнуло в одночасье. Если раньше боль утраты и рана дочери не давали жить спокойно, теперь добавилось другое. Что именно, женщина не понимала, но сердце щемило каждый день, а каждую ночь снились кошмары, как тогда, перед гибелью близких. Почти полгода до обстрела, унесшего жизни мужа и сына, она просыпалась в холодном поту, не помня, что именно ей снилось, иногда от собственного крика. Олег успокаивал, говорил, что это просто женские страхи – ничего более. Ничего более... Теперь страх шел откуда-то изнутри, он еще не полностью завладел ею, но Марина различала его смутные очертания. Порой она сжималась в комок. Поделиться было не с кем.
  Марина сидела на ступенях дома, смотрела на лампочку, вокруг которой роилась мошкара. Она вот также, прельстившись блеском, ринулась в ЭСВ – как же, обещан дворец. Марина не пыталась разузнать об ЭСВ, считая, что неведение даст возможность спать спокойно. В таком случае вряд ли стоило связываться с Дьяволом. Никто же не просил, не требовал. Сама сделала выбор. Сама. Да, нет, она не против.... Но недосказанность между ними одолевала все больше. Возможно, сказывалось ее нынешнее состояние. Поделиться бы с кем-нибудь. С кем? С Наташей? Поймет ли? Они в гарнизоне встретились пару раз, перебросились незначительными фразами – не больше. Да, Наташа хорошо знала Бориса, чрезвычайно хорошо. Знала его как Дьявола, но молчала.
  Голоса в доме стали громче. Марина собралась покинуть насиженное место, но поздно спохватилась. В распахнутой настежь двери стоял брат. Покачиваясь, он пытался закурить.
- О, сестренка, привет. Чего невеселая? - Андрей уселся рядом, грузно положив руки на ее плечи. - А где твой? Могла бы и познакомить. Что это, понимаешь, за муж, который глаз не кажет новой родне? Видали мы таких мужей… Вот Олег был человек...
- Андрей, - мать стояла в двери с полотенцем, - хватит людей будить. Ночь на дворе, а ты никак не угомонишься. Спать пора. Пойдем, Марина. Что-то Иришка плохо спит, видно, разбудил непутевый.
- Мать, ты не понимаешь...
- Это ты не понимаешь. Уймись, нехристь.
  Марина понимала, что Андрей прав. Муж обязан был познакомиться с новой семьей, а он за две недели ни разу не позвонил. На следующий день она позвонила сама и без обиняков сказала, что приехал брат и желает с ним познакомиться, и не только он.
- Ты приедешь? - спросила Марина.
- Да.
- Когда?
- Сегодня.
Дьявол был не в восторге от предстоящей встречи, но деваться некуда. Он сразу нашел дом Марины: Наташа объяснила, как доехать. Около дома никого, хотя нет, за углом мелькнула чья-то косичка – не иначе пигалица.
 - Пигалица.
Иришка услышала недовольный тон отчима, но обрадовалась ему.
- Привет.
- Привет.
- Ты?
- Я.
- Я тебя не ждала.
- Разве мать не сказала?
- Нет.
- И где она?
- На огороде.
- Чего она там забыла?
- Картошку полет.
- Я ей... Ну-ка зови ее сюда.
Пока Ира бегала за Мариной, Дьявол придумывал кару на голову жены. Когда же он увидел ее, все мысли улетучились из головы. Сдвинутые брови поползли вверх, изображая причудливые дуги.
- Не понял...
- И тебе здравствуй.
- Это что за вид? - Дьявол уставился на босую жену, которая пыталась отряхнуть грязные руки.
- Нормальный.
- Я отослал тебя сюда не огород полоть, а мозги проветрить.
- Одно другому не помеха.
- Рожать тоже на огороде будешь или в дом забежишь?
- Со мной все в порядке...
- Ну, конечно. Нам ведь восемнадцать – раз плюнуть. Почему в брюках? По-моему...
- Я не ждала тебя так рано.
- Ах, простите. Может, пока меня нет, и любовник вас посещал, Марина Юрьевна?
- Нет, Борис Александрович, до любовника я пока не додумалась.
- Не додумалась.
Лицо Дьявола перекосилось в злобе. Шутка, к которой пыталась свести разговор Марина, не получилась.
  Мать, наблюдавшая из окна за разговором, вздохнула: не повезло дочери. Она вышла на крыльцо и поздоровалась с зятем. В ответ услышала хриплое «Здрасьте».
  Борис сидел поздно вечером на скамейке позади дома и злился на себя, Маринку, ее родственников. Не умел он поддерживать ничего не значащую беседу, не умел делать вид, что не замечает взглядов, бросаемых на него с оценкой, не умел говорить комплименты женщинам, не умел смешить детей, не нравился ему футбол, и не было ему никакого дела до того, когда пойдут дожди, каким будет урожай, кто победит на выборах в Америке, будет ли повышение заплаты в России. Он хотел побыть с женой, почувствовать ее запах, зарыться в ее волосах, попенять пигалице... Не тут-то было...
- Привет. - Ира примостилась рядышком.
- Чего надо, пигалица? Тебе пора спать.
Ира пропустила слова мимо ушей. Она знала по опыту, что иногда стоит промолчать, и он ничего не сделает. Девочка с ногами забралась на скамейку, положила голову на колени отчиму. Она чувствовала, что ему сейчас плохо, наверное, так же, как ей, когда дразнятся дети при ее виде.
- Ты никому не понравился.
- Я не кукла, чтобы нравиться.
Борис бросил окурок. С досадой сжал кулаки.
- Зачем маму обидел?
- Не хотел.
Девочка затихла. Она почувствовала, как он погладил ее волосы, прикрыл рукой.
- Не холодно?
- Нет, - соврала она.
- Нет?
- Нет.
- Женщины неподражаемы.
  Он посадил девочку на колени и прижал к себе. Ребенок снова затих, покоясь под надежной защитой. Когда Иришка заснула, отчим не сразу отнес ее домой: идти туда не хотелось. Мать Марины, выйдя на улицу, увидела, как мужчина гладил белокурую головку внучки: поди разберись, какой он на самом деле. Может, и вправду они виноваты. Да пропади проподом и огород, и все хозяйство. Так ведь Марину не заставляли, да и не знали, что она в положении... Она позвала зятя в дом.
  Утром Борис не стал задерживаться. На единственную попытку Марины заговорить о том, чтобы остаться им с Иришкой, он вопросительно поднял брови.
- Я не по-русски сказал? Живо собирай вещи.
  Марина не захотела устраивать скандал, понимая, что если останется, - тоже ничего хорошего не будет. Андрей приехал на весь отпуск, каждый день выслушивать его бредни, а теперь к ним прибавятся оценки ее мужа, встречать сочувствующие взгляды Ани или матери – увольте.
  Они ехали не разговаривая. Спустя час Марина попросила:
- Останови машину, пожалуйста.
Борис затормозил. Марина выскочила на обочину, пытаясь восстановить дыхание. Тошнота подкатывала под самое горло. Этого только не хватало.
- Дыши глубже.
Она обернулась – Борис рассматривал носки своих ботинок.
- Можно мне побыть одной?
- Нет.
Борис упрямо смотрел в сторону, лишь скулы напряглись. Марина закрыла глаза и попыталась перенестись далеко-далеко – она ведь думала, все тяготы позади... Почувствовав на плечах его руку, вернулась на обочину.
- Прости. Мариш, поедем.
Остаток пути прошел без потрясений. А на следующий день Борис сообщил, что нашел место, где Марина сможет неплохо отдохнуть.
- Почему ты хочешь меня отослать с глаз долой? - удивилась она.
- Что за глупый вопрос? Как я буду иметь любовницу, если ты в гарнизоне?
- У тебя есть любовница? - покачала головой Марина.
- Разумеется, и не одна. А что нельзя?
- Боря, я сейчас возьму скалку и ей скажу, что можно, а что нельзя.
- Чего-чего? - опешил Борис.
Но Марина не собиралась пропускать фразу относительно любовницы мимо ушей. Она и вправду достала скалку, и вправду стукнула ей мужа по плечу.
- Больно, - взвился он.
- Разумеется, дорогой.
Она снова стукнула его, но уже по голове.
- Ой, ведь шишка будет. - Борис попятился назад, неуклюже пытаясь закрыться рукой от разъяренной женщины.
- Замечательно, желательно побольше и поярче. Я покажу тебе любовниц. Я тебе таких любовниц покажу, что мало не покажется. Забудешь...
 - Мариш, да ты что? - Борис перехватил ее руку, занесенную над его головой, притянул женщину к себе. - Поверила что ли?
Она попыталась вырваться – не пустил.
- Все, все, тихо, не надо. Ты победила – побила мужа скалкой, надавала ему тумаков. Не надо, маленькая, не вырывайся. - Он прижимал ее к себе.

  Марина с дочкой гостила у Рихарда, в семье которого случилось горе. Ася потеряла ребенка и теперь переживала утрату настолько болезненно, что Рихард стал беспокоиться за ее рассудок…


Рецензии