Гид по театральной Перми

От Пермских богов до Культурной революции

Своеобразие города определялось разными факторами. Сначала – географическим положением: широкая судоходная Кама, в отсутствие сухопутных дорог, была водным путём, по которому осуществлялось освоение Урала и Сибири, а затем отправлялись в центр плавучие караваны с пушниной. В месте впадения в неё речки Егошихи был построен медеплавильный завод, давший начало будущей Перми. Промышленность и торговля – вот два первых «кита» города, получившего свидетельство о рождении в 1723 году. Планировка и строительство города осуществлялось по методу Петербурга: улицы прокладывались либо параллельно Каме, либо пересекались с ними под прямым углом. Пермь становится «перекрёстком» на пути из Европы в Сибирь и обратно. По Сибирскому и Соликамскому трактам (теперь улицы города) идут на каторгу арестанты. (По легенде, именно декабристами был разбит сквер около городской тюрьмы). Пермь тоже становится местом ссылки. Именно ссыльный поляк Пиотровский открывает в городе первый книжный магазин (1856). На перекрёстке 19 и 20 веков Пермь испытывает настоящий культурный бум, и в итоге обзаводится собственным Театром (1870) и Университетом (1916). И это третья опорная конструкция, на которой держится город. В Перми сильна литературная мифология. Пермяки всерьёз уверены, что действие «Трёх сестёр» Чехова происходит в Перми, а сестры Циммерман, содержавшие гимназию – прообразы трёх сестёр. Практически доказано, что пастернаковский город Юрятин из «Живаго» - это Пермь. Пермяки гордятся своей Художественной галереей, где выставлены уникальные Пермские боги – деревянные скульптуры христианских святых, с узнаваемыми коми-пермяцкими лицами, собранные по северным сёлам. Пермские боги и пермский балет – культурные бренды советского периода, которые во многом стали следствием второй волны культурного «вторжения», а именно эвакуации в Пермь Кировского балета и Русского музей в годы войны. В 2008-2012 годах в городе происходит «культурная революция» (третье «вторжение»), возглавляемая Борисом Мильграмом и Маратом Гельманом, при поддержке губернатора Олега Чиркунова. Меняется облик города, меняются культурные тренды.
Город получил «прививку» актуального искусства– это сказалось и в появлении Музея современного искусства, и в изменении городской среды (от пресловутых «красных человечков» до «Длинных историй» на многокилометровых пермских заборах), и в фестивальном буме («Белые ночи в Перми», «Текстура», «Пространство режиссуры», «Территория», «Большая перемена», «Флаэртиана», «Дягилевский фестиваль», «Моноfest» и др.), и в появлении новых арт- и театральных пространств.
На сегодняшний день, театральная Пермь открыта для новых театральных форм и способов их организации. Самыми современными театральными организмами являются, как ни парадоксально, Опера и Театр-Театр – наиболее «возрастные» и заслуженные. Это связано, в первую очередь, с креативным художественным руководством (и с финансированием, конечно). Современная драма находит себе место на камерных площадках негосударственных и студийных театров. Привычным стал жанр читки (прежде в всего в «Новой драме»). Появились пермские спектакли-«бродилки» («Location»). Всё чаще возникают отдельные акции и перформансы в независимых локациях, таких как завод Шпагина, частная филармония «Триумф», Центр городской культуры. В то же время часть театров находятся в «зоне стабильности» - ТЮЗ, театр «У моста». Театральная жизнь пестра, у зрителя есть выбор между традицией и новыми формами. Самый неоднозначно воспринимаемый спектакль на сегодня – «Пермские боги» Волкострелова в Театре-Театре.


ПЕРМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Старейший театр города. Открылся в 1870 году оперой Глинки «Жизнь за царя». Каменное здание театра, построенное в 1878 году, претерпело несколько реконструкций, и остаётся одним из самых красивых зданий города. А окружающий его Театральный сквер – одно из самых любимых мест пермяков. И даже белый непременный Ильич смотрится здесь уютно и по-домашнему. Это старый центр города, Всё рядом – и первая аптека, и первый книжный магазин, и библиотека, и почта. В квартале от театра располагается хореографическое училище, появившееся здесь в годы войны, благодаря эвакуации в Пермь (тогда Молотов) Кировского театра. В 1970-е годы Пермский балет стал брендом, а в 1990-е в театре заявила о себе новая оперная режиссура. С 2011 по 2019 годы театр возглавлял Теодор Курентзис, который сделал его местом культурного паломничества, принёс театру несколько «золотых масок» (оперы «Королева индейцев», «Травиата», «Жанна на костре» и др.), поднял на небывалую ранее высоту уровень Дягилевского фестиваля, но одновременно взял курс на разрушение репертуарного театра. В итоге его знаменитые спектакли шли крайне редко, иногда после премьеры исчезая из репертуара на полгода и больше. После ухода маэстро, в афише театра остались «Сад осьминога» и «Путешествие в страну джамблей» - современные спектакли для детей, другие оперные постановки «периода Курентзиса» законсервированы. Зато восстанавливаются прежние названия («Так поступают все женщины»). В театре сильная балетная труппа, представляющая «Баядерку» и «Шахерезаду», нынешних номинантов на «Золотую маску», балеты Баланчина. В репертуаре театра спектакль-променад Location, явно вдохновлённый променадами Римини протокол (Remove Perm). Театром в данное время руководит директор Андрей Борисов, советником по творческим вопросам стал музыкальный критик Дмитрий Ренанский, главным режиссёром – Марат Гацалов.
В старинном театральном здании чувствуется атмосфера прошлого века – лестницы, зеркала, ковры. Балконы, ярусы, партер и амфитеатр, расписной плафон-потолок и прекрасная люстра. По поводу театрального буфета мало что имею сказать, обычно на посещение его не хватало времени. В театре продаётся стильная сувенирная продукция. Вообще, дизайн афиш и логотип театра стильный и современный. В 2020 году планируется начать строительство новой сцены театра, концепция которой уже представлена пермской общественности.
Адрес театра: Петропавловская. 25а. Пообедать и выпить чашечку кофе можно на Сибирской, выше театра, а также свернув направо по улице Ленина – там целый квартал заведений общественного питания – на любой вкус и карман.


ПЕРМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР-ТЕАТР (до 2007 – театр драмы) был организован в 1927 году, на основе Театра рабочей молодёжи. Бывшие ТРАМовцы и составили ядро труппы. Театру был отдано одно из красивейших зданий города – особняк Любимовой (сейчас там располагается ТЮЗ), где драма провела 30 счастливых лет своей жизни (1952-1982). Старые театралы ещё помнят балкон (сейчас он исчез, помещение перестроено под требования детского театра), где можно было за 20 копеек в последнем ряду посмотреть в пятый раз «Сирано де Бержерака», «Стеклянный зверинец» или «Продавца дождя». Театром последнюю четверть XX века руководил Иван Бобылёв, который сделал его центром притяжения пермской интеллигенции и студенчества. В 90-е времена переменились, системный кризис накрыл и пермскую драму (с трудом осваивавшую огромное, стеклобетонное строение на эспланаде). Новый период начался в 2004 году, с появлением у руля театра Бориса Мильграма, который предъявил городу две первых премьеры – оперу «Владимирская площадь» (режиссёр В.Пази) и собственную программную «Чайку» - заложив, таким образом, два ведущих репертуарно-эстетических курса обновлённого театра – курс на музыкальный спектакль (для широкого зрителя) и курс на авангард (для реализации режиссёрских амбиций). Эти линии иногда сходились в одной точке, но чаще расходились. Театр поменял название и дизайн, обзавёлся собственным оркестром и омолодил труппу. Открылась «зелёная улица» для режиссёров-экспериментаторов. В 2008 году малая сцена театра была переформатирована в «Сцену-молот» (молот – во многом символ Перми: от парового молота – советского символа города, до его названия в период 1940-57 годов – город Молотов) – площадку для постановки российской «новой драмы» («Собиратель пуль» Ю.Клавдиева – один из первых спектаклей). Прошло 15 лет. За это время театр стал обладателем нескольких «Золотых масок», получил признание театрального сообщества, вырастил поющую труппу. Воспитал своего зрителя. Стал осторожнее подходить к приглашению постановщиков. При всём при том, последние премьеры театра демонстрируют устойчивое следование заявленному ранее курсу: мюзикл «Винил», рок –опера «Джесус крайст», музыкальный спектакль «Летучий корабль» (зрительские радости и гордость труппы), «Пермские боги», «Конец игры» Беккета, «Дом Бернарды Альбы» (территория актёрских и режиссёрских поисков). Сцена-молот поменяла концепцию – теперь это пространство для работы молодых сил труппы – режиссёров-магистрантов, студентов и недавних выпускников Бориса Мильграма-педагога.
Что нужно смотреть. 1.Мюзиклы: «На всякого мудреца довольно простоты» (несмотря на ироничную музыкальную обёртку сохранил горькую начинку драматурга, прекрасные костюмы, достойные актёрские работы); «Джезус крайст» (этапная музыкальная работа для театра, Альберт Макаров в роли Иуды); «Винил» (возможности новой трансформирующейся сцены, молодая энергетика «стиляг»), «Летучий корабль» (постановка Дамира Салимзянова, а значит – весело, азартно, драйвово, и молодые актёры в главных ролях). 2. Немюзиклы. «Дом Бернарды Альбы» (очень красивая визуальная составляющая, неожиданно «светлая» режиссёрская концепция трагедии Лорки). «Пермские боги» - эксперимент Волкострелова и Перетрухиной, сопряжение театра с музеем. Попытка создать особую среду, создающую возможность контакта сегодняшнего пермяка и его безымянного коми-пермяцкого предка (ставшего моделью для деревянной скульптуры), ощущение себя частью чего-то древнего и одновременно сегодняшнего.
В буфете можно выпить чашечку кофе с пирожным (обойдётся в 300 рублей), а также приобрести брендовую сувенирную продукцию театра.
Адрес театра: Ленина, 53. Пообедать можно в кафе «Гала» - на противоположной стороне улицы Ленина, либо в KFC (ТЦ «Пирамида»).


ПЕРМСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ бы создан в 1937 году и первые двадцать лет не имел собственного помещения, функционируя как передвижной коллектив. Лишь в 1959 году он въехал в здание бывшего Пересыльного замка постройки конца XIX века (как раз на Сибирском тракте, по которому прошли и народовольцы, и последующие поколения ссыльных), перестроенного под театральные нужды. Так в Перми появилось одно из самых удобных сценических помещений для театра кукол. Театр развивался в общем русле советского театра кукол, ориентируясь на театр им. С.Образцова. В 1983 году в Пермь приехал режиссёр Игорь Игнатьев с художницей Анной Игнатьевой. Этот творческий тандем привнёс собственную неповторимую эстетику и определил дальнейшее движение коллектива. Удивительно, что в театре до сих пор живёт спектакль «Маша и медведь» в постановке Игнатьевых. Другое яркое режиссёрское имя – Александр Янушкевич (представитель белорусской «кукольной» школы), возглавлявший труппу в 2014-2016 годах. Вместе с художницей Татьяной Нерсисян он поставил не только знаменитую «Толстую тетрадь», принёсшую театру «Золотую маску», но создал настоящий театральный «воображариум». В настоящее время театром руководит Дмитрий Вихрецкий, который взялся за дело основательно, солидно, по-хозяйски (при нём обновился фирменный стиль театра, началась долгожданная реконструкция здания, омолодился состав труппы), а своей художественной задачей (как просматривается) определил создание оригинального репертуара, опирающегося на серьёзные литературные тексты (многие ставятся в куклах впервые) и экспериментируя в жанре мюзикла – «Вино из одуванчиков», «Волшебный напиток», «Крошка Цахес».
Что нужно смотреть. «Меня зовут Лёк» (тонкий, нежный спектакль Янушкевича о жизни мотылька). «Не любо – не слушай» (народная феерия Вихрецкого по сказам Шергина), «Левша» (изобретательное сочинение с использование кукол и предметов в режиссуре Петра Зубарева).
Адрес театра: Сибирская, 65. Ближайшее место для обеда – «Хуторок» на Сибирской, через дорогу от театра.

 
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ появился в Перми в 1964 году и первое время «квартировал» вместе с театром кукол в здании бывшего Пересыльного замка, а в 1987 года вселился в историческое здание постройки рубежа XIX-XX веков - особняк Любимовой. Как всякий детский театр советского времени, ТЮЗ выпускал подростковый и детский репертуар. В 1980-е подули ветра перестройки, а в Пермь приехал молодой и амбициозный режиссёр Михаил Скоморохов, со своей командой актёров. Ему-то и суждено было совершить переворот в ТЮЗе. Первый же спектакль «Ах, Невский!», по мотивам петербургских повестей Гоголя, предъявил зрителю другой (молодёжный и взрослый) репертуар и новую (для того времени) не-бытовую эстетику. Потом были «Кандид», «Багровый остров», «Идиот», легендарные «Вальпургиева ночь» и «Чонкин». С тех пор прошло тридцать лет. Период «бури и натиска» давно закончился. Театру остро не хватает современных пьес для разговора с подростками. Из последних названий на это претендует только «Гудбай, Берлин!». В коллективе несколько лет назад начиналась традиция режиссёрских и драматургических лабораторий, но она была прервана. При всём при том, театр продолжает держать планку в тех жанрах, которые он хорошо умеет делать. И лучшие спектакли по-прежнему поставлены Михаилом Скомороховым.
Что смотреть. «Золочёные лбы» - лукавая, но и с грустинкой, сказка-лубок о русском характере. «Господа Головлёвы» – история известного семейства, в центре которой оказывается не Иудушка, а «друг маменька» - печальная и местами светлая (замечательная актёрская работа Елена Бычковой). «Сказка про ёжика и медвежонка» - какой-то очень личный и философско-лиричный спектакль. Смотреть его приходят маленькие зрители с родителями, и театр серьёзно, без назидания и сюсюканья говорит с ними о жизни.
Адрес театра: Екатерининская, 68. Пообедать можно на Сибирской улице (от театра влево). Либо пойти вправо по Екатерининской, которая через два квартала выведет вас к Комсомольскому проспекту. А там всё есть.


Театры БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА и ТЕАТР У МОСТА – дети «перестроечных» 80-х. Оба театры авторские, созданные яркими, пассионарными личностями. Одного из них– Евгения Панфилова – давно нет в живых, другой – Сергей Федотов – по-прежнему во главе, созданной им империи.
Театр БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА, заявивший своей эстетической платформой танец модерн, отсчитывает свой возраст с 1987 года. Среди самых известных работ театра – «Бабы. Год 1945» (группа Балет толстых, «Золотая маска»), «Клетка для попугаев», «Ромео и Джульетта» и др. Евгений Панфилов был хореографом, художником, исполнителем своих балетов. После ухода мастера из жизни, коллектив продолжил работу под руководством Сергея Райника. Театр долго искал своё новое лицо, приглашая для сотрудничества молодых современных хореографов. Кажется, в последнее время усилия начинают приносить свои плоды.
Что смотреть. Вечер одноактных балетов «Литературный курс» (идея и постановка Дмитрия Антипова, который вдохновлялся не только текстами Агаты Кристи, но и живописью Пикассо и Магритта). «Ромео и Джульетта» (хореография Евгения Панфилова).
Адрес офиса: Петропавловская, 185. Своей прокатной площадки театр не имеет. Чаще всего спектакли театра можно видеть на сцене Дворца им Гагарина (ул. Мира, 39).


Театр У МОСТА открылся в 1988 году, тогда только что опубликованным «Мандатом» Н. Эрдмана, и за три десятилетия прошёл путь от скромного любительского коллектива, занимавшего закуток Дворца телефонного завода, до широко известного «мистического» бренда, выстроившего в здании бывшего клуба свой маленький Версаль. Здесь особый репертуар – Гоголь, Булгаков, Макдонах (открытый театром для российского зрителя). Всё, что несёт в себе зерно иррационального, открывает «бездны», пугает и сводит с ума – получает здесь право на воплощение. Тут и «Дракула» с «Мефистофелем», и Достоевский с Салтыковым-Щедриным, приправленные ноткой Гофмана. Впрочем, находится место и для Чехова с Шекспиром. Хотя, на мой взгляд, Горький здесь смотрится более органично.  Театр обладает собственной эстетикой – это такой «реализм эпохи постмодерна», в котором натурализм актёрского существования густо замешан с жанровым абсурдом. В арсенале театра имеется «Золотая маска».
Что смотреть. Прежде всего, спектакли по Макдонаху – «Калека с Инишмана», «Череп из Коннемары», «Красавица из Линэна».
Адрес театра ул. Куйбышева, 11. Ближайшие точки общепита находятся чуть выше театра, на ул. Монастырской.
НЕГОСУДАРСТВННЫЕ ТЕАТРЫ


По старшинству первым следует назвать «Большую стирку», заявившую о себе в 1992 году. Театр был создан режиссёром Дмитрием Заболотских как «контрактный», поэтому он не имеет постоянной труппы, как и собственного помещения. Его с полным основанием можно назвать литературоцентричным, поскольку основой спектаклей чаще становится качественная проза («Танго» по Набокову), поэзия («Чёрным по белому» по Саше Чёрному), а иногда и документ («Вся Пермь», «Техника молодёжи»). В последние годы здесь сформировалась своя творческая команда, состоящая из актёров разных театров города.
Что смотреть. «Техника молодёжи» (очень смешной и ностальгический спектакль о советской утопии, основанный на материалах журнала «Техника молодёжи»). «Брут. История собаки» (выдающаяся актёрская работа Александра Смирнова).
Спектакли театра можно увидеть в помещении Дома актёра. Адрес: Ленина, 64. Ближайшие места, где можно поесть – «Хуторок», «Чайхана», «Пельменная №2», ТЦ Колизей, ТЦ Айсберг.


Камерный театр «Новая драма» возник как самостоятельный творческий проект Мариной Оленёвой и её учеников, вышедших из театра-студии КОД и Пермского института культуры. Первый спектакль – «Август» (2002) по пьесе Т. Хмелёва. Отличительные признаки театра – крохотное пространство, дух студийности, современный репертуар и открытость к новым эстетическим веяниям. Знаковые спектакли – «Облом-off», «Пеньки», «Пленные духи», «Лейтенант с острова Инишмор», «Летели качели».
Что смотреть. «Летели качели» (удивительно точная современная интонация, лёгкость существования актёров, точные и остроумные режиссёрские метафоры). «Море» (Перевод и режиссура Арсения Бехтерева, выпускника Марины Оленёвой, а ныне студента курса Андрея Могучего в РГИСИ. Первая постановка пьесы Юна Фоссе в России).
Адрес: Сибирская, 29. Дворец детского (юношеского) творчества города Перми, 3 этаж.


Театр кукол «Карабаска» состоит всего из двух человек – режиссёра и актёра Андрея Тетюрина и актрисы (она же директор) Натальи Красильниковой. Коллектив существует с 2004 года. Поскольку у театра нет собственного помещения, то увидеть его спектакли можно чаще на различных театральных фестивалях, чем в родном городе. «Карабаска» сотрудничает с лучшими режиссёрами и художниками «кукольного» театрального сообщества – Сергеем Брижанем, Верой Задорожней, Евгением Ибрагимовым, Олегом Жюгждой.
Что смотреть. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (спектакль-номинант «Золотой маски»), «Прошу разрешения на жизнь» (тонкий, нежный спектакль о хрупкости человеческой жизни – для самых маленьких).
Актёров театра «Карабаска» можно увидеть также в спектаклях Пермского театра кукол.


Театр кукол «Туки-луки» организован актёром Пермского театра кукол Сергеем Кудимовым из выпускников своего заочного курса ПГИК, в 2006 году. В настоящее время костяк театра по-прежнему составляют его ученики, хотя мастер ушёл из жизни. «Туки-луки» - прежде всего команда молодых людей, которые всё делают сами – режиссируют, играют, пишут пьесы, создают куклы и декорации, шьют костюмы, сочиняют песни. В этом их сила, в этом их уязвимость. Это единственный из негосударственных театров Перми, работающий регулярно, наравне с государственными репертуарными театрами. У него свой, «окраинный», зритель, поскольку прокатная площадка находится не в центре города (в отличие от других театров). В спектаклях театра ценна особая искренность и музыкальность.
Что смотреть. «Маленькие трагедии» (соединение живого плана и кукол разных систем), «Записки сумасшедшего» (моноспектакль Ярослава Колчанова), «Люди и птицы» (уличное шоу на ходулях).
Адрес: 1) Мира, 39. Малый зал ДК Гагарина. 2) Качалова, 10. Каморка «Туки-луки» (совсем маленькое пространство с особым репертуаром для самых маленьких).
Ближайшее место, где можно перекусить – ТЦ «Столица».
В последние пару-тройку лет театральная жизнь города оживляется и разнообразится за счёт появления всё новых независимых проектов и коллективов. Пока неясно, кто из них останется на карте города, а кто исчезнет, их творческие «физиономии» ещё только складываются. Поэтому разговор о них – впереди. Подождём.


ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ
Международный Дягилевский фестиваль (с 2003 года). Создавался Георгием Исаакяном как международный симпозиум «Дягилевские чтения», с театральной программой. С 2012 года, под руководством Теодора Курентзиса, превратился фактически в фестиваль-лабораторию актуального музыкального искусства. Имеет высочайший уровень, огромный резонанс и очень дорогие билеты. Ближайший фестиваль состоится 12-21 июня 2020 года.
Международный фестиваль моноспектаклей Моноfest (с 2014 года) является наследником проекта 1990-х «В начале было слово…». Ближайший фестиваль состоится 22-25 мая 2020года.
Международный фестиваль Мартина Макдонаха проводится раз в два года с 2014 года. Это проект театра «У моста» и Сергея Федотова. Ближайший фестиваль пройдёт 1-7 октября 2020 года.
Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональный театров
POST ФАКТ прошёл впервые 4-8 октября 2019 года. Он был задуман и осуществлён Борисом Мильграмом и Олегом Лоевским как конкурсный показ спектаклей, попавших в лонг-лист «Золотой маски». Кроме того, там была предложена серьёзная программа работы со зрителем. POST ФАКТ занял место Международного фестиваля «Пространство режиссуры» (2007-2018), имевшего беспрецедентное влияние на театральное искусство Перми. Вероятно, с точки зрения создателей, идея исчерпала себя. Но всё-таки очень жаль «Пространство». Будет ли POST ФАКТ иметь продолжение? Об этом пока не сообщается.
Традиционными для пермского театрального сообщества являются краевые фестивали, организацией которых занимается местное отделение Союза театральных деятелей – «Волшебная кулиса» и «Солёные уши». «Волшебная кулиса» является вторым этапом краевого фестиваля-смотра премьер сезона профессиональных театров «Театральная весна», который имеет 70-летнюю историю. Раз в два года лучшие спектакли театров края собираются в Пермь на конкурный просмотр. Пятнадцатый по счёту фестиваль прошёл в ноябре 2019 года. «Солёные уши» - ежегодный фестиваль театральных капустников профессиональных театров края. Весной 2020 года пройдёт XIV фестиваль, посвящённый творчеству Ильфа и Петрова.


Рецензии