По фильму на книгу Дины Рубиной Синдром петрушки

         Лев Полыковский: Антуан де Сент Экзюпери сказал: "Мы ответственное за тех кого мы приручили." Высоко ли планка ответственности в фильме Елены Хазанов по Роману Дины Рубиной "Синдром петрушки". С самого начала фильм мне напомнил роман Арчибальда Джозефа Кронина "Замок Броуди". Герой этого фильма отец девущки, человек с крайне низкой социальной ответственностью, ведёт себя почти так как и отец девушки в книге "Замок Броуди", который сделал глубоко несчастной свою дочь. В фильме показано как девушку раздирают два противоречивых чувства любовь к молодому талантливому кукольнику и глубокое одиночество её рядом с ним , доводящее её до психушки. А для молодого кукольника как и в песне "первым делом самолёты, ну а девушки, а девушки потом", творчество всегда или почти всегда на первом месте. Он как герой повести Чехова "Чёрный монах" настолько глубоко ушёл в творчество, настолько истощил себя творчеством , что сделал несчастным себя и свою молодую жену. Творчество стало для него наркотиком, который лишил его социальной ответственности. Он не достиг гармонии между творчеством и жизнью, между творчеством и счастьем. Вот этому и учит меня этот фильм. А я ведь и сам такой в каких-то чертах. Надо себе в этом честно признаться.
        Марина Миртаева: Лев, не могу поддержать т.к. фильм не смотрела - стараюсь не смотреть фильмы по книжкам, которые нравятся...
А вот из трилогии Дины Рубиной эта - "Синдром Петрушки" понравилась меньше всего. "Почерк Леонардо" и "Белая голубка Кордовы" показались интереснее...
Хотя, Дина Рубина стала так крутить сюжет, что, наверное, многим проще посмотреть фильм...
        Tatyana Polyakova: Как здОрово, что фильм чему-то учит ... :) Но книга гораздо глубже фильма и социальной ответственности (по книге) в молодого человека намного больше ...
        Лев Полыковский: Я книгу не читал. Глаза болят и не позволяют. Но я написал то, что я думал по этому вопросу. Если Вы выскажите своё понимание ситуации, я постараюсь его Прокомментировать.
Почему судьба семьи молодого кукольника обречена на трагедию? Молодой кукольник должен был уделить своей жене особое внимание, потому, что над нею довлели наследственное заболевание, которое привело к смерти дочери; особое изощрённо жёсткое отношение к ней отца, которое усилило её психическую нестабильность, и поэтому ей катастрофически не хватало любви и внимания мужа, молодого кукольника. Всё это и повлекло частые её психические срывы и психическое расстройство. Муж кукольник не мог ей уделить больше внимания, потому, что почти всё его время было посвящено творчеству и работе. Вывод муж не мог уделить жене достаточно внимания, жена при таком недостатке внимания не могла сохранить психическое равновесие. Вряд ли даже сколь угодно сильная любовь между мужем и женой в данной ситуации могла помочь сохранить семью. Финальное их счастье, в связи с рождением, наконец, второго ребёнка вряд ли могло привести в будущем к спасению семьи. Ведь , если муж кукольник бросит свою работу и творчество ради спасения семьи, или даже, если существенно уменьшит накал своего творчества , он станет творчески несчастным человеко и это убьёт их семью. Любовь ему здесь не поможет. И в этом трагедия всех талантливых или гениальных людей, для случая сложных любовных отношений.

Светлана Ким : думаю так же.
Лев Полыковский: Как я?

Ольга Мацкевич : Исходя из фильма ... связь между Музой и художникам больше человеческих отношений. Через нее рождается Тайна. Сама Любовь, Жизнь. Мужчина любит как любят образ и историю для него, женщина - как любят ребенка. Но мы не всегда можем выдержать силу действия через нас Тайны (как провода плавятся от слишком большого напряжения). Поэтому в конце фильма Муза и Художник умирают. Остаются только мужчина и женщина. У нее, наконец, есть ребенок. У него - законченная история. И растерянность. Что я без этой силы, прошедшей сквозь меня и как будто оставившей теперь, как я сам оставлял своих кукол с побитыми носами после разыгранной ими битвы?

Лев Полыковский: Вы, Оля, слишком упрощаете ситуацию. У молодого кукольника был смысл жизни, который сводился к его творчеству. Стефан Цвейг говорил: "Когда у человека появляется цель, у него вырастают крылья". У многих творческих людей внезапно пропадало желание творить и они переставали создавать свои творения, Приведу лишь два таких примера: это Михаил Зощенко и Александр Блок. Для Блока это означало, что он перестал слышать музыку жизни. По законам авторегуляции и синергетики, когда у человека пропадает смысл жизни, включается программа самоуничтожения.. Блок писал: "Как тяжело ходить среди людей и притворятся непогибшим и об игре губительных страстей повествовать ещё не жившим". Да, некоторые творческие люди выгорают в творческом плане под натиском жестокой прозы жизни". И это оставляет неизгладимый отпечаток на всей их дальнейшей жизни. Итак, как я понял, молодой кукольник по версии Дины Рубиной превратился из гения искусства в гения любви. Ну если не гения то талантливого мужа. Но есть такая пословица: один и тот же лимон нельзя выжать дважды. И вы сами об этом пишете. "У него законченная история. И растерянность". Так что , если любовь победила, это ещё не значит, что растерянность не приведёт кукольника к ситуации подобной той, в которой оказался Блок в конце жизни и не включится программа его самоуничтожения.
Elena Shstupak: Фильм не заканчивается творческим крахом. Погибла только кукла - копия Лизы, наоборот, намечаются гастроли. Потерпел крах мастер, сотворивший лучшее творение, не принёсшее счастья, но остался артист. Впрочем, он может смастерить ещё много кукол... В жизни творческих людей - не по одному творению,а много ценных, так что гибель куклы - причины семейных неурядиц - это ещё не конец! Это - начало счастья в личной жизни, творческая жизнь также продолжается. И у Лизы, кроме забот о семье, есть и занятия творчеством.Лиза в конце сказала, что и она поедет на гастроли. "Это и моя профессия!" Она училась танцевать, ходила в балетную школу и дальше продолжала своё образование... Я не вижу в конце фильма трагедии.
Лев Полыковский: Дай бог, чтоб случилось так как вы говорите. Я приветствую и книги и фильмы со счастливым оптимистическим концом. Но в реальной жизни судьбы талантов складываются драматически из-за указанных мною обстоятельств (выгорания творческого энтузиазма под натиском суровых обстоятельств жизни и жестоких факторов консервативного влияния на людей враждебного окружения). Никакие события в жизни людей не проходят бесследно и оставляют глубочайший след на их судьбах. Проследите реальные судьбы и страшную участь хотя бы великих поэтов и писателей. Например, даже Максима Горького.
Elena Shstupak: Творческий энтузиазм может и выгорать. Мне кажется, что энтузиазм не может быть постоянным. Он чередуется с периодами спокойствия, застоя. кризиса. При Сталине многих творческих людей погубили, но это времечко прошло. Всё зависит от нас самих, от способностей, а больше от трудолюбия и желания. Я верю в реинкарнацию и читала о том, что гении проживают много творческих жизней, чтобы ими стать.
Лев Полыковский Назовём выгорание творческого энтузиазма творческим кризисом и он происходит в переломные моменты развития личности. У одного это муки творчества и творческие тупики, а у других - жизненные неурядицы, семейные проблемы, конфликт с властными структурами или критиками и оппонетами. Те, которые выдерживают все эти испытания, сохраняя творческий энтузиазм на наивысшем уровне, обладают особым талантом суперустойчивости творческого горения. Они бесконфликты, умеют отстаивать своё мнение и не вступать в конфликты с теми, от, кого зависит их будущее. Они умудряются ладить и с возмутителями их творческого и жизненного спокойствия. Я бы их назвал не гениями конкретного вида творчества , а гениями общения , стабилизаторами спокойствия.
Ольга Мацкевич Льву Полыковскому: Я и не говорила, что их любовь победила, победило человеческое в них. Или так было нужно. Не им, но чему-то большему. Муза и Художник стали мужчиной и женщиной. Высшие силы сыграли с ними гениальный спектакль как с куклами и оставили.. самим себе.
Ольга Мацкевич Елене Щупак: гастроли это не творчество, это его монетизация. И, конечно, он не может создать куклу снова. Потому что он создал образ, а не вещь. Второй раз это уже не творчество, это ремесло. Лимон два раза не выжать, как сказал Лев. Я вижу трагедию. Но она не такая.. знаете, как люди они могут быть счастливы..но это уже про другое.

Лев Полыковский Ольге Мацкевич: Я бы не хотел так жить. без творчества и без любви. Это всё равно что обрезать себе крылья цели жизни и интереса к жизни. И сама по себе на генетическом уровне включится программа самоуничтожения, самоликвидации за счёт постепенного отключения жизненных процессов. Другое дело найти другой вид творчества, более интересный и более гармоничный , который бы вовлёк в творческое действие всю семью кукольника. Это всё равно как новое духовное рождение. Если этот вид творчество ставит своей целью искусство талантливо или даже гениально жить и стать живым примером революционно нового образа жизни, который в тысячу раз привлекательнее творчества кукольника в его предыдущей духовной жизни, это бы, с моей точки зрение , многих бы привлекло. Но возможно ли такое? И были ли в человеческой истории подобные примеры? Я не могу сказать, что я такие примеры знаю.

Tatyana Polyakova Лев, Оленька! :Вы же для чая можете взять новый лимон, если любите чай с лимоном. Его Кукла - это как гениальное стихотворение у поэта. Но нельзя быть гениальным Поэтом, будучи поэтом одного Стихотворения... Уничтожение куклы - это как прививка при вакцинации - на время ослабляя организм, она делает его более сильным и здоровым - Творчески Здоровым!
Лев Полыковский Elena Shstupak: Что касается зрителей, то всё зависит от их воспитания и культурного уровня. Бывает непросвещённый зритель, особенно молодёжь, стремится на низкопробные зрелища не отличающиеся ни высокой культурой ни глубиной мысли, ни нравственной чистотой.
Лев Полыковский Tatyana Polyakova: Здесь получаются такие варианты. 1.Некоторый таланты сочиняют за всю свою жизнь только одну работу, только великую работу. 2.Некоторые авторы считают лучшей работой ту, над которой они сейчас работают. 3. Но окончательные выводы делает история и то, как эти творения выдерживают испытание временем. Есть работы вечные и всегда популярные, а есть творения однодневки. Они могут испытывать временный бум огромной популярности, а потом гаснуть как свечи.
Лев Полыковский В-четвёртых, мне надо подлечить глаза и я буду читать любые книги и буду всегда в теме не только фильмов, но и книг.

Лев Полыковский Tatyana Polyakova: Спасибо, Татьяна, что заставили меня задуматься. Во-первых, из диамата следует, что всякая истина неисчерпаема. Значит исчерпывающая классификация означала бы полное познание того, что нельзя полностью познать. Значит исчерпывающе классифицировать истину невозможно. То есть исчерпывающей классификации неисчерпаемой истины быть не может, потому что исчерпать истину ни в процессе её познания ни в процессе её классификации невозможно. Значит и о избыточности несуществующего говорить нецелесообразно. И тут вы правы.
Tatyana Polyakova Лев Полыковский: Я не вижу в ваших вариантах полной классификации возможных вариантов. Научность - это научность, а не игра в неё. Простите.
Лев Полыковский Tatyana Polyakova: Я не стремился исчерпывающе классифицировать все возможные варианты. Это в данном случае и не нужно. Мне достаточно было показать наиболее значимые. Чем более полна классификация, тем более она противоречива. Вспомните теоремы Гёделя о неполноте формальных систем, которая актуальна не только в математике. Исчерпывающая , избыточная классификация неизбежно приходит к границам применения классификации, когда данная классификация как выражения некоторого теоретического знания вступает в противоречие с реальностью и требуется перехода к более широкой теории.
Tatyana Polyakova: Исчерпывающая классификация не может быть избыточной... :) В Вашем случае классификация, как таковая, вообще отсутствует, т.к. в п. 1 говорится о том, что сочиняют таланты, а в п. 2 о том, что считают некоторые авторы. И тем более это не может быть ответом мне, т.к. я рассматривала вопрос о гениальности, который, я полагаю, и поднимает в своей книге Дина Рубина. Вы книгу не прочли, но в то же время пытаетесь нечто анализировать ( к книге, как таковой, не имеющее отношение...) Лев, я очень уважаю Вас и философскую направленность Вашей мысли, но в данном случае Вы просто не в теме, как мне кажется...
Nina Levinson Лев Полыковский: Низкопробность зрителя и отсутствие понимания там, где не ставятся препоны в угоду автору и исполнителю никчемного, низкого. Во все времена, а сейчас более, низкая чушь поддерживается. Она легче, легкое лучше всплывает. "Всем глупым счастье от безумия, всем умным горе от ума"
Светлана Ким: Каждый по-своему прав. Мы все в пути. Есть Высшая Правда, но и Она не судит.
Nina Levinson Елена Щупак Не всегда творческому человеку, Лена, хватало сил пробиваться сквозь рутину. Рутина оказывалась сильнее, ибо шла и идет"по головам".Рутине не знакомо слово "совесть" из-за отсутствия. Проследите путь многих истинно творческих личностей. Ушли в неизвестность. И только сейчас мы узнаем о многих и восхищаемся. Прискорбно и то, что часто люди, понимающие никчемность новоиспеченных низких исполнителей, не находят силы противостоять тупости и бездарности. К сожалению. И еще. У меня сложилось 3 мнения по поводу книги. 2 раза я прочитала с разным отношением. И третье от фильма. Пытаюсь собрать воедино.
Elena Shstupak Лев Полыковский: Молодёжь пусть развивает вкус! Он развивается лучше. когда человек сам выбирает, что ему смотреть и читать, чем. если кто-то навязывает ему.
Elena Shstupak Nina Levinson: Рутина - это просто нудные ежедневные занятия, без которых не обойтись.Я это имела ввиду. Кто-то перестаёт заниматься творчеством. На это бывают разные причины. У людей - разные вкусы, они могут меняться в течение жизни, развиваться. И популярными становятся не всегда самые талантливые и не при жизни, хотя сложно судить о талантах также, как и о вкусах.
Tatyana Polyakova Лев Полыковский спасибо за то, что Вы столь благородны...
Лев Полыковский Во-вторых, можно выделить по количеству гениальных творческих прозрений варианты: 1.Некоторый таланты сочиняют за всю свою жизнь только одну работу, но великую работу. На большее количество работ им не хватает либо сил, либо времени, либо заинтересованности, либо всего вместе. 2.То же можно сказать о двух, трёх и любого другого ограниченного количества работ. 3.Есть более редкий тип гениев, которые до последних дней создавали целый фейерверк творческих достижений различной степени талантливости.
Лев Полыковский В-третьих, более сложный и неисследованный вопрос: как отличить научность и игру в неё. Про некоторых говорят: они как бы играючи решают самые сложные задачи. Но разве можно сказать, что они решают эти задачи ненаучными или псевдонаучными способами? Ведь их потом проверяют и определяют, что они решили эти задачи верно. Означает ли это, что игровой способ решения научных проблем является одним из методов науки? Не знаю, подумайте сами. Как и вопрос: может ли игра в науку приносить такие же эффективные результаты , как и занятие наукой неигровыми методами? Для примера, один из моих учителей философии (М.А.Слемнёв) на спор написал монографию "Простое и сложное в природе и познании". Мне же всегда трудно давалось решение математических и физических задач.
Tatyana Polyakova Лев Полыковский: А существует ли вообще научность в чистом виде? Возможно, что весь наш мир просто игра Высшего Разума :) . Слемнёв, кстати, был физиком. У меня где-то даже дома есть его книга о познании, с автографом автора, подписанная моему отцу (который тоже был физиком ) А я когда-то студенткой сдавала экзамен по философии Слемнёву.
Лев Полыковский Tatyana Polyakova: Какие сложные вопросы Вы задаёте! Научность - это критерий истинности каких то знаний или исследований. Обычно он сводится к физической наблюдаемости результатов исследований, их опытной проверяемости и теоретической обоснованности. Судите сами: чистый ли это вид критериев научных исследований? Но в науке существуют круг запрещённых проблем. Это аномальные и паранормальные явления и альтернативная наука (например, запрещённая археология, нерелятивистские теории гравитации и т.д.). Мой знакомый из Краснодара Виктор Луценко говорил, что мир - это мировой дисплей на котором конструктор мира рисует события. Слемнёв принимал у меня семестровые (на последнем курсе) и выпускные экзамены по философии в 1972 г. и рекомендовал мне идти в философы.
Nina Levinson Елена Щупак: Не смотря на свой техн. склад, со значением слова "рутина", я знакома. И употребила по своему разумению.
Лев Полыковский Nina Levinson С Вашим мнение относительно низкопробных произведений искусства согласен.
Elena Shstupak "Консервативный распорядок, рабское следование заведенному шаблону, боязнь перемен, нового..." Ну, если такое значение, то, конечно,мало хорошего...
Лев Полыковский В-четвёртых, мне надо подлечить глаза и я буду читать любые книги и буду всегда в теме не только фильмов, но и книг.
Nina Levinson: Книги можно слушать. Часто даже лучше воспринимается.
Лев Полыковский: Надо будет поискать звуковой файл, когда время свободное появится..   


Рецензии