Загон
Накануне выпал первый настоящий снег. За конец октября и первые две недели ноября снег выпадал несколько раз, но уже на следующий день солнце съедало его подчистую. А этот точно был настоящий. Весь день крупные белые хлопья медленно сыпались со свинцово-серого неба и плавно оседали на промёрзшую землю. К вечеру снегопад прекратился, и всё было покрыто пятисантиметровым рыхлым саваном.
Как хотелось отправиться в лес по такой пороше! Но, хотя я и был в отпуске, у меня была назначена встреча с директором химлесхоза в посёлке Ертарский. Скрепя сердце пришлось ехать. Встреча состоялась и к обеду все вопросы были решены. На обратном пути вспомнил, что у деревни Малый Рамыл находилось поле с озимой пшеницей, и решил осмотреть его. Зайцы таких мест не пропускают. Свежая зелень злаков была хорошим лакомством.
Обширное поле озимых на севере примыкало к деревне, на западе – к сосновому лесу, на востоке – к автодороге. Посреди южной стороны располагался берёзовый колок, заболоченный внутри, с непролазными зарослями тальника и тростника. Объехал поле со стороны леса и колка. Из леса всего два отдельных выхода и захода зайцев, зато со стороны колка поле сплошь истоптано. Понять сколько здесь было косых за ночь просто невозможно. Объехав колок вокруг, встретил только единственный выходной след на вспаханное поле. Выходит, что все лопоухие остались на днёвку в колке.
Всю обратную дорогу думал о том, как завтра организовать в колке охоту. Будний день, все на работе, знакомых отпускников нет. И только уже на окраине посёлка вспомнил о двух закадычных друзьях, рыбаков-охотников Саньку и Лёху. Уж эти-то найдут возможность поехать, тем более, что Санька держит хорошего гончака. Заворачиваю к его дому. На лавке у входной двери лежит раскрытый рюкзак, рядом к стене прислонено ружьё. И тут же на гвозде висит вниз головой совершенно белый заяц. Хозяин стоит у собачьей будки.
Гончак лежал в будке, выставив только голову, положенную на передние лапы, и казалось, дремал. На моё появление никак не отреагировал.
-- Здравствуй Саша! – протянул ему руку. – С полем тебя!
-- И тебе не хворать! – устало ответил он – Вот, пытаюсь собаку покормить. Варнак так ухайдакался с непривычки, что еле лапы до дома доволок, и даже косточку не желает погрызть.А ведь целый день ничего не ел. С ранья, затемно ещё, с Лёхой за железку подались. Разве можно было такую чудо-погоду упустить! Славно побродили и по беляку принесли. Мало нынче следов.
-- А я как раз по этому делу. Нашёл я под Рамылом местечко, где зайцев жуткое количество. И думаю, что надо там шороху навести, пока не прознали другие. А с кем это лучше делать, как не с тобой, Лёхой и Варнаком.
-- Нет, Кузьмич, не дело говоришь. Мы-то с Лёхой, как пионеры, всегда готовы. А Варнак… Варнак не готов. Уж его-то я изучил вдоль и поперёк. Завтра он отлёживаться будет Подумай сам, каково ему сейчас, считай, месяцев десять просидел на цепи. Такая нагрузка! Я тебя послушал, и так думаю надо сделать… загон надо устроить!
-- Да я уж дорогой думал об этом. Где ты на завтра загонщиков найдёшь: все знакомые охотники на работе.
-- А зачем нам охотники? Нам загонщики нужны. И желательно без оружия. Когда нибудь загонщики у нас зайцев добывали? Вот, вот, и я говорю, они даже и зайцев-то не видят.
-- И что?
-- А то! Есть у меня в Рамыле знакомый татарин… Не охотник совсем, но на такие дела он с удовольствием подписывается. У татарина три сына…
-- Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак…
-- Ты чего это? – оторопел Санька.
-- Ершова цитирую. “Конька-горбунка» в детстве читал?
-- Причём тут горбунок какой-то! Я вполне серьёзно! Лучшего варианта нам всё равно не придумать! Старший сын только-что из армии, средний школу заканчивает, а младший в восьмом учится.
-- Ладно, ладно, не кипятись! Уж и пошутить нельзя. Принимаю я твой план, согласен. Поехали к Лёхе.
-- Никуда я не поеду! Голодный, как собака, да патроны надо позаряжать. Двойкой снаряженных почти не осталось, а я на зайца только с такой дробью хожу. Езжай один. Лёха чё, его пальцем на охоту помани, всё бросит… а с татарином я созвонюсь.
Едва рассвело, а мы уже под лай собак въезжали в деревню. Санька сидел впереди и показывал дорогу. Подъехали к большому рубленному дому с высокими воротами. Посигналили. Выбрались из машины. Вышел невысокий мужичок в ватной телогрейке и серой кроличьей шапке. Поздоровался за руки сначала с друзьями, затем со мной. При этом выдал такое длинное замысловатое имя, что я его моментально забыл. Следом появились два парня, очень похожих на родителя. Представлять их хозяин не стал.
-- Среднего брать не стал, -- как бы извиняясь, сказал он –-- ему хорошо учиться надо, в институт поступать. Ну, что, поехали? – И первым полез в машину.
По дороге обсудили все вопросы, касающиеся предстоящей охоты. Договорились гнать колок с юга на север, то есть от пашни до озимых. Охотиться до шести добытых зайцев: по одному на каждого согласно разрешительным нормам. Установили время начала загона.
И вот загонщики доставлены на место, стрелки расставлены по номерам. Санька с Лёхой по краям колка, я –посредине. Между нами метров по семьдесят. Невелика добыча заяц, но адреналин уже в крови, чувствуется лёгкий мандраж. Время!! Голосов загонщиков ещё не слышно, а со стороны номера Лёхи выстрел.
Напряжённо смотрю внутрь колка. Что-то мелькнуло в кустах. Ружьё само взлетает к плечу. Сойка! Ей-то что здесь надо! Успокаиваюсь. На пределе слышимости слышу спокойные голоса, лёгкое постукивание палок по стволам.
Молодцы загонщики, знают своё дело. Неопытные бы орали во всю глотку и молотили бы палками, что есть силы. Заяц из под таких загонщиков вылетает с лёжки и пулей летит, куда газа глядят его косые. А так, зайчишка спокойно встанет, оглядится, прислушается и тихонько, с остановками почапает от тревожащих звуков в более тихое место.
С номера Лёхи дуплет. Почти сразу стреляет Санька. Голоса и стукаток всё слышнее. Я напряжён до предела. Снова выстрел от Саньки. Ещё! Впереди, передо мной хрустнуло, мелькнуло что-то тёмное высокое. Ага, загонщик. Слышу кашель. Неужели охота закончилась, а я даже зайца не увидел? Вдруг вижу: на меня летит большой белый ком. Вскидываю ружьё, но стрелять нельзя: по директрисе загонщики. В доли мгновения заяц проносится метрах в пяти мимо меня и вылетает на поле с озимыми. Плавно веду за ним ствол, отпускаю метров на двадцать и жму на курок. Выстрел. Заяц в прыжке переворачивается через голову и больше не встаёт.
По одному выходят разгорячённые загонщики. Машу им руками, подзывая на свой номер, а сам направляюсь в поле за зайцем. Возвращаясь вижу, как на дорогу выходит Санька. Ружьё на спине, в каждой руке по зайцу, висящему вниз головой. В это время со стороны Лёхи раздаётся выстрел. Лёху на номере не вижу, видимо зашёл в лес. Всей толпой идём к нему. На номере ружьё, прислонённое к берёзе, а под ним два беляка. А вон и сам охотник, маячит далеко на вспаханном поле. Возвращается с зайцем.
Не доходя до нас начинает рассказывать, азартно размахивая свободной рукой. – Слышу, Кузьмич стрелил, потом кому-то помахал руками и в поле подался. Вижу, зайца поднимает, ну, думаю, и мне пора. Наклоняюсь за своей добычей, а сам зачем-то в поле глянул. А там!! По пахоте, в сторону сосняка длинноухий скачет огромными прыжками. Уже до него за полста метров. Вскинул ружьё, упреждение поболе взял и долбанул. Гляжу, а косого-то и нет. Что за чертовщина? Даже глаза протёр. И только потом сообразил, что не промазал. Ружьё поставил к берёзке, пошёл искать. Вот он, красавец!
-- Охолонись, и перестань трещать, как худая сорока, -- остановил поток восторга Санька. Клади своего красавца рядом.
Итак, что мы имеем? Шесть человек, шесть зайцев и конец охоте.
-- Как это? Ещё и обеда нет! -- громко завозмущался Лёха. -- Мужики, давайте ещё раз прогоним, только поперёк. Зайца тут прорва! Наверно со всей округи на озимь собрались.
Санька только развёл руками и неуверенно посмотрел на меня. Загонщики молчали, но видно было, что они на стороне Лёхи. Решать предстояло мне.
-- Во первых, мы заранее договорились, что согласно нормам отстрела берём только по зайцу на каждого участника охоты. Зачем ты сразу трёх отстрелял? – ехидно спросил я -- А во вторых…
--Что во-вторых? – запальчиво выкрикнул Лёха.
-- А во-вторых, во-вторых оглянись!
С автодороги на просёлочную дорогу медленно сполз УАЗик и направился в нашу сторону. Из машины вышло трое, в охотничьем снаряжении, но без оружия. Тугулымцы. Двое мне были шапочно знакомы. Водитель остался за рулём.
-- Вот, оказывается, кто здесь охотится! Друзья – неразлучники, и Кузьмич с ними! – воскликнул старший, поздоровавшийся первым – А мы-то гадаем, кто же нас опередил. Вижу, норму вы уже набили! Что-ж, поздравляем с полем! Получилось как в анекдоте: кто не успел, тот опоздал.
-- А вы что поздно?
-- Да, понимаешь, мне рано утром позвонили из совхоза, что в этом месте зайца полно. Пока по работе освободились, пока собирались, то да сё, вот и припозднились. Теперь пустыми возвращаться – обречённо махнул он рукой.
-- Что так пессимистично? Время ещё есть, пару загонов успеете сделать. Зайцы тут явно ещё остались. Мы-то ведь закончили, мешать вам не будем, сейчас уедем.
-- И то верно! – повеселели прибывшие охотники -- Может и повезёт…
Не знаю почему, но эта охота запомнилась наиболее ярко.Были ведь и другие, не менее удачные загонные охоты, но они остались в памяти в разряде обычных, ничем не примечательных.
Свидетельство о публикации №220030200133
Зинаида Крюкова 03.03.2020 18:52 Заявить о нарушении