Образование

                «Бла-бла-бла, бла-бла —  бла-бла!»
                Из открытых источников.
    Подошёл экватор в списке тем, который я составил для «освещения» в сборнике «Терминология». И для тех, кто ещё задаётся вопросом: «А на кой он всё это расписывает?», я хочу пояснить. И упоминание экватора, на корабле празднование его пересечения –  это святая традиция, тут как раз кстати.
Представим нашу страну в виде  корабля, плывущего по волнам времени. И очень многое на этом корабле налажено: сносное питание; обеспечение предметами первой (для всех), второй (для, приблизительно, половины) и третьей (для «избранных») необходимости; организовано трудовое и досуговое времяпрепровождение; медицинское обслуживание и т.д. Правда плывёт он непонятно в каком направлении, но на текущий момент старается доплыть до виднеющегося на горизонте островка – может там окажутся, наконец-то, райские кущи! Могли бы плыть и быстрее, но существует такая вещь как обрастание днища корабля, для реального корабля, морскими обитателями! Ракушками и полипами, которые очень мешают плыть кораблю. И приходится корпус корабля очищать от них. Такими же негативными вещами я считаю то, что описываю, в соответствии со своими знаниями, опытом и мировоззрением, в сборнике «Терминология». Основная же цель, если вы не равнодушны к своим потомкам, это убрать, преобразовать, может и запретить что-то, чтобы они не сталкивались с теми, недостойными человека, явлениями, с чем пришлось  столкнуться их предкам!

  Слово «Образование» - нужное слово. Оно наполнено такими «вещами» как: знание, применяемыми в последующей в практике; социальная адаптация, умение людей жить в сообществе; организация времени  подрастающего поколения, его «заполнения», пока взрослые находятся на работе. Такие получаются три кита.  Который из них главный - мне трудно сказать. Для описания полной картины этой стороны нужно полностью окунуться в эту среду. С дивана трудно разглядеть все нюансы такой сложной структуры. Но мой опыт прошлой жизни,  сведения, почерпнутые из средств массовых информаций, рассказы очевидцев дают мне возможность описать кое-какие проблемы в этой сфере. И основная проблема, которую я написал как эпиграф, это отсутствие членораздельных претензий к РЕЗУЛЬТАТАМ современного образования.

  Давайте представим себе, что школьного образования нет. И ребята школьного возраста   учатся как-то по другому. Например – дома. (Представляете, сколько бы недовольств не родилось!) И, допустим, что выпускная аттестация показывает великолепные результаты. Но дело в том, что обществу не нужны выпускники школ. Обществу нужны специалисты: инженеры, архитекторы, агрономы, врачи и т.д. И, итоговая мысль,  вот я не могу представить, как изменилась бы учение в институтах и академиях. Потому что даже при повальной критике современной школы, учителей и учеников, учебников и пособий, загруженность домашней работой, нет такой же критики про высшие учебные заведения. (Мошеннические и коррупционные схемы не в счёт), никто особо не бьет в набат, что из ВУЗов выходят плохие специалисты. Может этот долгоиграющий сериал – «Плохое образование в школе – даёшь реформы!», нужен очень узкому кругу лиц, связанных с обеспечением своего благосостояния? Которые курируют эту отрасль?
Без сомнения 99% людей за устоявшуюся систему образования. Основа нормальная, но, как и любая сфера деятельности человека, она требует модернизации. Но не в пользу чиновников от просвещения, различных нововведений доходящих до маразма, а толковых, призванных облегчать нашу жизнь. В том числе и в получении ЗНАНИЙ!

    Особый вопрос - ЕГЭ. Если вспомнить что в недалёком советском прошлом литературу (сочинение) превратили в средство отсеивания абитуриентов, для освобождения мест для «своих», то я за него. Про предмет «литература» будет отдельный эпизод. (Русский язык, правописание, знать необходимо и в тоже время пока я стучу по клавиатуре, компьютер мне подсказывает, что я неправильно написал, где поставить запятую, что предложение не согласованно.  Хорошо, что не исправляет!). Тем более что серьезные  учебные заведения вводят дополнительные экзамены для отбора толковых студентов. И ЕГЭ тоже не без греха, но основной путь мне нравиться.
И постепенно мне в голову приходит мысль, что не надо громких слов типа «Реформа». Нужна простая организационная работа. Перед тем как предложить ознакомиться с частными случаями, хочу обратить внимание, что вся эта возня напоминает мне примеры из платной медицинской практики. Когда у пациента обнаруживают букет болезней, которые «нужно срочно лечить!». Причём за большие деньги!
 
                Э П И З О Д Ы.

                Про деньги.

   Почему в настоящий момент, когда есть деньги на олимпиаду, чемпионат мира по футболу, огромные деньги на фейерверки по любому незначительному поводу, содержание многочисленных непонятных «фондов» и «центров», выплат каких-то бешеных гонораров на федеральных телеканалах необходимо разрешать в школах сбор денег «на нужды школы»?  Мало нам расслоение по доходам, огромная разница, среди взрослых, так мы искусственно создаём   расслоение среди школьников. И создаём питательную среду для напыщенных нуворишей, при помощи недалёких  директоров, завучей и учителей, «показать» свою исключительность: «Знайте, нищеброды, своё место!». Особенно возмущает рвение некоторых учителей, которые «долбят» по детской психике, если у родителей не денег на неуёмные «хотелки» работников образования. (Обязательно подрежу язык такой училке). На что же собираются деньги? Из прочитанного в Интернете: на шторы, на подарки учителям, на, я очень удивился, парты! Оформление класса к Новому Году! (вот уж забота) и просто потому, что так можно! Даже на натяжной потолок за 40 тысяч! Так и хочется выйти на Красную площадь и крикнуть: «Позорище правительству, которое есть! И, если всё останется как прежде, трижды которому будет!». Если уж кому-то так хочется помочь школе, в которой учится твой ребенок, откройте специальный, обезличенный, счёт в банке, и  раздавайте реквизиты родителям,  для его пополнения.  Только думаю, что, в такой форме сбора  «пожертвований», вместо полноводной денежной реки, туда будет затекать жиденький ручеёк. Потому что люди у нас такие. Не на кого будет цыкать!
                Запретить порочную практику!
 
                Про деньги.

   То, чем занимаются учителя,  называется образовательные услуги. Может по аналогии с услугами общепита, имею в виду кафе и рестораны, ввести чаевые для  работников образования?


                Про моральное давление.

   В недалеком прошлом учредили организацию «Юнармейцы». Для различных «бла-бла-бла» целей. В своё, советское, время существовала другая военизированная организация-игра «Зарница». И, по моим воспоминаниям, ни у кого восторга не вызывала. Видел в действии отряд юнармейцев, тренирующихся маршировать для парада на День победы в городке районного масштаба. (Кроме них, для проезда в колонне, тренировалась и техника: пожарная машина, машина скорой помощи, МЧС, армейская машина местного военкома). Маршировали школьники хорошо. Наверно не один день этим занимались. И если этим школьникам нравиться такое времяпровождения, это хорошо. Но, зная нашу систему образования и наших людей, думаю, что такие мероприятия и подготовка к нему сопровождалась негативными проявлениями. Выражается это в ПРИНУЖДЕНИИ учеников. Тех,  у которых  душа не лежит к этому делу. Ведь дело происходит так: классный руководитель объявляет о наборе юнармейцев, кто желает участвовать. И, как правило, это единицы. А чаще наступает «гробовая тишина», все выжидают. Тогда наступает время «кнута и пряника». Начинается моральное давление на отдельных учеников. Заканчивается это тем, что когда запишут желающих и поддавшихся, то у остальных падает камень с души: «Пронесло!». Но падая, этот камень оставляет заметный след в душах будущих граждан: «Не высовывайся! Отлынивай! Пусть другие отдуваются!». У поддавшихся же появится моральный дискомфорт: «Заставили!». (Почему-то мне в голову приходит сравнение с развлечением у некоторых помещиков позапрошлого века –крепостной театр). И если организация «Юнармейцы», реально, будут использоваться только так, то становиться грустно – опять показуха! А для школьников любящих военное дело есть кадетские школы.

                Про воспитание.

   В шестом классе, где учился мой сын, классный руководитель объявила, что в воскресенье будет субботник около Дома культуры. Пришли только два ученика. Не было и классного руководителя!

                Про организацию учебного процесса.

   Прочитал в Интернете как дочка репетитора обходится без дополнительных занятий (по другим предметам).    Всё очень просто. На уроках она занимается этими самыми уроками. Пока её одноклассники зависают в сетях, она слушает преподавателя, вникает в суть темы, задает вопросы, если что не понятно. Если есть возможность, например, идёт опрос учеников, она, ответив первой, выкраивает себе время для выполнения домашней работы по предыдущим урокам. Приноравливается к работе учителей, к их стилям работы. Человек осознал, что раз уж приходиться посещать школьные занятия, надо работать на них. Чтобы потом не тратить время и деньги на репетиторов. И у неё не было проблем ни со свободным временем, ни со знаниями – легко поступила в университет. И для неё реформы образования такая же далёкая тема как жизнь на Марсе. (Исследователи Марса тоже ухлопали уйму денег, но нашли только что-то похожее на скелет, оболочку, какого-то микроба). Рассказал эту историю жене, а она сказала, что тоже старалась так учиться! Прошло много лет с тех пор, а хорошее дело не стареет!

                Про учебники.

   Раскладывая книги, после переезда, наткнулся на старый учебник по химии, выпущенный лет пятьдесят назад. Оказалось, что его бережёт жена.   По этому учебнику ей было очень легко учиться. Химиком он не стала. Но учебник вспоминает добрыми словами. Ещё я наткнулся на справочник по физике. Маленький, толстенький, приятно взять в руки. Его уже покупал я, когда учился в институте. И мне пришла мысль, что с тех пор как выпустили этот справочник, ничего не прибавилось ни в физике, ни в химии,  для изучения их  школьниками. Соответственно эволюция учебников, за такой длительный срок,  должна была выработать такой учебный материал, который бы осваивался с лёгкостью. Но только слышу и читаю о какой-то сумасшедшей загруженности школьников.

                «И где это нам пригодится?»

   Моя жена, будучи студенткой института связи, она  училась на заочном отделении, приехала на сессию. Среди прочих предметов была и химия. Её вела женщина в возрасте и делала она свою работу так, что мало кто её  понимал. Моя жена постаралась помочь своим однокурсникам и на перемене  объясняла пройденный материал. И как-то преподавательница застала её за этим занятием. В конце сессии нужно сдавать зачёт. Так моя жена сдала зачёт с седьмого! раза. Хотя с первого раза получили зачёт все её однокурсники. Самое интересное, что на следующий год химию отменили! За что человек мучился?

                Про учителей.

   Прочитал, что проходит конкурс «Учитель будущего», в виде командных соревнований. И тут же появилась мысль: «Где же для таких учителей взять учеников будущего?» А?

                Про фейковые названия.

   На первом канале есть передача «Умники и умницы». Вот яркий пример того, как подменяются понятия. Что замечательного в том, что человек выучит много разных дат, историй, мифов и т.д.  Особого ума здесь не нужно – нужна лишь хорошая память. Поэтому передачу надо бы по делу назвать «Зубрилы и зубрилки». А «умники и умницы»  это те  ученики, которые участвуют в олимпиадах по таким предметам как физика, математика, биология, химия и информатика. Где необходимо применить те знания, которые у них есть, в творческом исполнении. И попутно хочу отметить такой факт. В передаче очень часто упоминается слово «престижно». В умственных способностях учеников, участвующих в этой передаче,  конечно, никто не сомневается. Но считать «престижной» рутинную посольскую работу, получат например «нотой  протеста» в лицо, это перебор. (Кстати, в передаче участвуют  много толковых девушек с Кавказа, но я сомневаюсь, что после окончания даже этого «престижного» вуза  они куда-нибудь поедут).  И гнильца, которая присутствует в смысловом значении названия передачи,  потихоньку развращает молодое поколение. (Я ещё её смотрел потому, что раньше были задания по русскому языку.)

                Про рейтинг.
 
   Не знаю, на что это влияет, но иногда проскальзывает  в статьях упоминание рейтингов школ. И в связи с повышением рейтинга директора школ требуют не ставить итоговые плохие отметки. И соответственно: учителя, жертвуя своим свободным временем, старались подтягивать знания слабых учеников; учителя, заглушая свою совесть, завышали оценки и отстающим и отличникам; учителя, наплевав на своё психологическое состояние, терпели невоспитанных школьников и хамоватых родителей; учителя, забыв про своё человеческое достоинство, выполняли массу бюрократической бумажной работы, не приносящей никому, кроме составителей таких документов, ни пользы, ни удовольствия.  Дополнительно. Мой зять учился в рядовой школе райцентра. (Родители у него не учёные). А сейчас он кандидат технических наук. Плюньте на эти рейтинги. Только желание и старание, при наличии соответствующей головы, поможет ученикам добиться желаемых результатов! 

                Про дисциплину.

   Как-то, в свою бытность работы преподавателем  информатики в ПТУ, выпускникам технических вузов это разрешалось, вывел из класса за предплечье одну девушку – мешала вести урок. Получил вызов в милицию, на допрос. Всё окончилось без последствий для меня, как-то рассосалось. И я часто читаю такие же истории про школьную жизнь – учителя ничего не могут сделать с неадекватными учениками. И раз министерства издают такие непонятные распоряжения - нельзя выгонять из класса – то может при министерствах и районо организовать такие классы, куда сплавлять таких учеников. Уж в министерствах наверняка знают, как справится с такими учениками, раз выпускают такие распоряжения. В школах это превратилось в беду такого масштаба, что некоторые учителя, да масло ещё подливает администрация, не выдерживают и увольняются. Ну, или, опять создавать школы для трудновоспитуемых школьников.

                Про школы вундеркиндов.

   В моё советское школьное время, я слышал о так называемых «школах для одарённых». Туда набирали способных учеников для более «усиленному» обучению по предметам математика, физика,  химия.  Специально я не следил за работой таких школ. Но через какое-то время, не больше десятка лет, узнал, что они не оправдали своё предназначение. Одна из оценок работы таких школ была такая: ребята превратились в заносчивую элиту. Наверно не было и педагогического успеха, раз такие школы закрыли. Хотя  учителя , несомненно, там были первоклассные. Но что-то не срослось. (Почему-то вспоминается роман «Мальчики», про хор мальчиков. Один мальчик, солист, выделялся среди них, его называли: «Советский Робертино Лоретти». Но пришло время и природа наделил исключительным голосом другого мальчик, когда он стал юношей!)

                Про новаторские учения.

   В 70-ые или 80-ые годы прошлого века очень популярен был один преподаватель математики в каком-то областном городе. Он придумал такую методику, что математику знали все его ученики. В  вузы поступали, где был этот экзамен, все. Эту методику публиковали, изучали, хвалили, в конце концов.  Но прошли года и об этой методике ни слуху, ни духу. Конечно, в прошлом героями газет были труженики села и города, образования, науки, а сейчас «звёзды», олигархи, криминалитет. Но какие-то следы этого педагогического изобретения должны же были остаться. Ничего не слышно. Кстати, ничего не слышно и про его учеников, имел ли такой хороший задел продолжение в их трудовой деятельности. И тут невольно задумаешься – нужна ли вообще революция в обучении. Если наравне с образованием ставится простая цель: держать подрастающее поколение в «стаде», до достижения ими призывного и студенческого возраста -  то боюсь, что не нужна!

                Про научные степени.

   Заглянул в Википедию: доктора педагогических наук,  пару сотен человек точно есть. Кандидатов наверно в три раза больше. Возникает вопрос:  для чего они нужны, для чего их на протяжении нескольких десятилетий плодили, если в настоящее время только и слышно, что педагогика в школах заменяется тренировками, приписками, показухой и т.д. Конечно, можно покопавшись в специализированных журнал, найти высоконаучные рассуждения, что делать в такой ситуации, которая сложилась в наших школах. (А может только на страницах Интернета!).  но что-то мне подсказывает, что все их рассуждения, этих высоко продвинутых учёных, подходят  для более-менее идеального общества. Какового в ближайшем будущем не наблюдается. Ещё хочется отметить одну вещь связанную с научными степенями. В последнее время появились такие научные деятели как доктор политических наук, какого-то болтуна так представили, и доктор богословия. Я уверен, что результаты их исследований осядут мёртвым грузом в архивах, не принося пользы обществу даже на копейку.  А за степени выложи им хорошие рубли. (Я думаю и про многих гуманитариев с учёной степенью можно это сказать).  Может такое  положение дел в нашем обществе, одно из его составляющих, как плесень на сыре, глубоко пускает в него корни, отравляя весь кусок ?

                Про литературу.

  Если посмотреть сколько авторов зарегистрировано на сайте Проза.ру, более 300 тысяч, и сколько размещено публикаций, свыше 8 миллионов, то можно сделать вывод, что с литературой у нас всё в порядке. К сожалению, литература как предмет не имеет чётких критериев оценки и поэтому может быть использована, а в советское время это было правилом, для «отсеивания» нежелательного абитуриента при сдаче экзамена. (Удивительно, но факт! Этим занимались люди изучавшие Толстого, Достоевского, Чехова!  Не даром экзамен по сочинению шёл всегда первым). С предметом «Родная речь» всё понятно – приобретаются навыки письма и чтения.  Зачем нужно было вводить предмет «Литература»? Ничего кроме идеологической подоплёки не приходит в голову. Люди и до введения в учебную прграмму этого предмета читали, и писали, книги. Для меня вывод только один – отменить экзамен, к ЕГЭ, по литературе. Ввести зачёт. Но вопрос, конечно, спорный. И много что ещё можно понаписать.
      Не может подросток, сколько ему не разжёвывай, понять психологию взрослого человека!


                Про патриотическое воспитание.

   Среди всяческих школьных заморочек есть и такая: «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Если взглянуть на образовательный процесс с профессиональной точки зрения, то мы увидим, что медиков учат люди окончившие  медицинский институт, инженеров – окончившие технические вузы, военных – военспецы из военных училищ и академий. А где должен «обучаться» человек, чтобы учить других «патриотизму»? В Советском Союзе такими, по моему мнению, были ВПШ – высшие партийные школы. Но в итоге, большинство из этих выпускников, предало идеалы коммунизма. А в современной России я вообще не вижу таких организаций. По идее этим должны заниматься педагогические институты, но перешедшие, частично, на платную форму обучения,  они выпали из патриотической  струи. (Да и кто в школе достоин показывать пример патриотизма? Единицы). Армия? Миллиардные коррупционные скандалы. Партии? Смешно! Да и вообще, существует ли в природе этот самый патриотизм, или это набор общих слов, на самом деле скрывающий следующий смысл: ПОДЧИНЯЙСЯ ВЛАСТИ! Власти Сталина и Гитлера, Брежнева и Рейгана, Путина и Евросоюза. ТАК ЧТО ЕСЛИ ВАС БУДУТ МУЧИТЬ ЭТИМ СЛОВОМ, ТРЕБУЙТЕ ЛИЦЕНЗИЮ НА ПРАВО ОБУЧЕНИЯ «ПАТРИОТИЗМА». (Боюсь что в будущем, устав от «непонятливого» народа, власти примут закон «Об оскорблении патриотизма!»)

                Про поповедение.

   Наткнулся, давно эта тема никакого шума не поднимала в  СМИ, на упоминание «Истории мировых религий» в школе. Конечно, история «дырки от бублика» имеет огромное «воспитательное»  значение для оболванивания подрастающего поколения. И вспомнился мне эпизод, из советских времён, когда на телевидение пригласили Ворошилова. На встречу с Ворошиловым, в музей, пригласили, а на самом деле привели, ЧЕВЕРОКЛАСНИКОВ. Почему их? Потому что наши доблестные журналисты подозревали, что среди старшеклассников мог оказаться продвинутый ученик, да со смелым языком, который бы стал расспрашивать про гражданскую войну, по раскулачивание, голодомор, расстрел маршалов, 37-ой год и тому подобное. И передачу не выпустили бы в эфир.(Но вероятнее выгнали бы любопытного, с последующем вызовом родителей куда надо!). Или Ворошилов бы помер перед телекамерой. И, если, предмет «Истории мировых религий» ввести в старших классах, вопросов и смеха будет столько, что вести предмет, преподавателю,  будет невозможно! Так что, «давайте тренироваться на кошечках!».

                Про «проекты».

    В настоящее время в школьную программу были внедрены так называемые «проекты». Проектами обычно занимаются родители учеников, поэтому отзывы только отрицательные. Конечно, подготовка, в идеале, должна способствовать, коротко: «бла-бла-бла-бла». На самом деле эта притянутая за уши «вещь», способствует только разработке методик для списывания чего-нибудь из сетей. Может следующая история и не совсем подходит к этому эпизоду, но я с полным основанием могу назвать это «проектом», хотя раньше в школе такого слова мы не применяли. Когда я учился в восьмом классе, в нашей школе устроили соревнование по баскетболу. И один продвинутый мальчик, сын заместителя министра МВД республики, предложил выходить в «фирменных» майках. Мы скинулись на майки, сделали трафарет, как смогли, на груди, по дуге, написали KINGS. И так выходил на все игры. Кроме финальной - нельзя советским ученикам выходит в майках с иностранными словами. По приказу директора школы. Это был «проект», которым я горжусь – мы его придумали и сделали САМИ! Это было в далёких шестидесятых годах. Зато  сейчас ходи в чём хочешь!

                Про штрафы.

    Дурдом! Школа обязана принять всех первоклассников, которые территориально относятся к ней по прописке – с одной стороны. С другой стороны необходимо соблюдать санитарные нормы при расстановке парт в классе. Но если учеников много, то соблюсти нормы  НЕВОЗМОЖНО! И приходит высокая комиссия, замеряет параметры и, как - будто это что-то изменит, выписывает штраф администрации. Помощи – ноль! Совет, как поступить – тишина! И комиссия, с чувством исполненного долга, гордо удаляется. Штраф возвращается в бюджет, вместо того, чтобы работать на организацию учебного процесса!

                Про объём знаний.

    Задумался о такой проблематике – почему в школе изучают именно столько учебного материал и именно столько лет. Понятно, что именно такой подход устанавливался в течение десятилетий. Но почему бы не сократить число лет учёбы в школе с тем, чтобы перенести процесс получения необходимых знаний в стены высшей учебной школы – институты и т.д. Тем более что сами вузы сократили для бакалавров срок обучения до четырёх лет. И таким образом, базовые понятия основных дисциплин, необходимых для дальнейшего обучения в вузе, они, вчерашние школьники, будут получать непосредственно в учебном заведении, которое было выбрано ими для получения специальности – появляется моральный стимул более серьёзно относиться к учёбе. С одной стороны разгрузятся школы, с другой – институты сами будут составлять перечень предметов и тем, необходимый им в изучении спецпредметов на старших курсах. Но сначала необходимо исследовать степень соответствия объёма учебных предметов в школе к их использованию при учёбе в вузах. А вот вопрос из вопросов: почему «эволюция» не проявляется в сфере школьного образования. Судя по публикациям загруженность учеников и учителей зашкаливает! Хотя по прошествии стольких лет после окончания мной школы не появилось принципиально новых знаний (основной блок, для школьников). Создается такое чувство, что школьники нужны, чтобы была работа у учителей, были какие-либо заслуги административных работников перед департаментами образования, нужны призывники для военкоматов. А знания и так дойдут до тех учеников, кому они нужны!


Рецензии