2. Если Бог и ветер того захотят

ЕСЛИ  БОГ  И  ВЕТЕР  ТОГО  ЗАХОТЯТ

В 20-е годы ХVII века, которые пришлись на пик правления короля Густава, состояние флота Швеции было далеко от совершенства, а главной причиной тому при дворе выставляли будто «вдруг откуда-то» свалившиеся несчастья. Например, только за четыре года Швеция «почему-то» потеряла 15 (!) самых крупных военных кораблей, но отчего случились те потери?

В 1625 году сразу десять кораблей, крейсировавших в Рижском заливе,  неожиданно налетевший шторм унес на мелководье и разбил. Главной причиной такой морской трагедии является далеко и не только природная стихия, а - ограниченные парусные характеристики кораблей. Ведь любое парусное судно строится, точнее - должно строиться! - «под» ветровую и водную стихию открытого моря с ее резкой изменчивостью направления ветров и возможность штормов.

Отсюда значит, что не только корпус, но и парусное вооружение должно уже изначально и как минимум конструктивно отвечать таким «вызовам природы», а системы  управления им позволять быстро «ложиться в галс» и таким образом хотя бы выживать и сохранять корабль и его команду как «боевую единицу». Если это важнейшее качество в конструкцию корабля уже на стадии его проектирования  не заложено, любое  внезапное изменение направления ветра «кладет» его в дрейф на мель, к берегу на скалы или в открытое море — на растерзание  стихии. О том, чтобы свести зависимость от ветровой стихии к минимуму и водить парусники под максимально острыми углами к ветрам при этом нет и речи.

Отсутствие именно такого важнейшего мореходного качества, как быстрая  смена галсов для флота, курсирующего в шхерах и береговых фьордах северной Балтики и, в частности, побережья Швеции, с их узкими фарватерами заставляло подолгу держать корабли в неподвижности в ожидании попутного ветра в ином фьорде «как в трубе». И, к примеру, несколько миль от Стокгольма с его гаванями до открытого моря могло «стоить» месячного плавания, в то время как «оставшееся целое» море до порта на южной стороне Балтики корабль при попутном ветре проходил за несколько дней.

А вот еще трагедии по этим же причинам.
В 1628-м году плюсом к тем разбитым десяти менее чем за месяц флагманский корабль «Кристина» адмирала Класа Флеминга опять же во время шторма в Данцигском заливе столкнулся с другим шведским кораблем, потерял управление, был выброшен на берег и разбился. В стокгольмских шхерах у Викстена сел на мель и затонул корабль «Рикснюкельн». В первом же плавании, отойдя от причала в Стокгольме всего на 1200 метров, затонул новый королевский корабль «Васа», о чем речь впереди.

И, заметим, эти тринадцать фрегатов стали жертвами природных стихий, сводящих к нулю все затраты на их строительство и содержание. И только оставшиеся два из пятнадцати утраченных: флагманский корабль «Тигерн» и другой большой корабль «Сулен», можно - и то очень условно! -  отнести к боевым потерям 1627 года. Первый был захвачен польским флотом в бою у побережья Польши, другой через несколько минут... взорвала сама команда, дабы избежать участи плена

Конечно, события тех лет на Балтике, вызванные поначалу конфликтом между Густавом Адольфом и его двоюродным братом, польским королем Сигизмундом, а позднее 30-летней войной католиков и протестантов на континенте, принесли шведскому флоту кое-какие «дивиденды» перевозчиков войск и их снаряжения. Но в основном благодаря...  попутным ветрам. Сам же флот, как «боевая единица» государства, как был, так и продолжал оставаться со всеми его грозными пушками и гордым парусным «оперением»... набором скорлупок от грецких орехов в полной власти волн и ветров. Как говаривал на этот счет шведский генерал-фельдмаршал Карл Карлссон Юлленъельм:»Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят».


Рецензии
Очень интересно читать, если учесть, что несколько раз видела "Васу" и фильм о поднятии смотрела. Больше всего даже не корабль поразил, а сопутствующая ему история людей.

И еще один интересный факт-я фотографировала в музее, и на всех фотках есть такие как блестки,как будто мошки блестящие летают. Мне кажется, что это какие-то микроорганизмы от древесины корабля. Все таки 333 года под водой пролежал. А может и неупокоенные души..

Швеция- это моя "голубая" мечта. Я там просто дышу-воздух особенный какой-то, и атмосфера покоя и стабильности. Буду читать Ваши морские северные приключения!Я рада, что нашла прозу "по душе".

Юлия Какауридзе   07.12.2020 14:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия, за отзыв с некоторым почему-то запозданием. Очень хочется снова там везде побывать, да теперь скорее увы уже. Там другой мир, другой воздух - взрослой страны взрослых людей...
Успехов! Захаживайте.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   12.01.2021 06:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.