Обратная сторона толерантности

                Обратная сторона толерантности

   Язык -это сложная знаковая система, построенная на условностях. Дело в том, что люди на условиях общественного договора и традиций сами определяют какое звучание обозначает данный предмет  или явление. Для нас  яблоко является   конкретным фруктом, потому что  общество договорилось, что такое звукосочетание определяет этот фрукт.  Был бы исторически сложившийся  иной договор, и  фрукт имел бы другое  звучание.
  Мы живем в эпоху постмодерна и толерантности, которые вмешиваются в наш язык.  Так негра называют  афро -американцем, чтобы не напоминать о рабстве и сегрегации.  При этом в Африке существует государство Нигерия и его название не оскорбляет никого.
   В данном случае остановлюсь на слове "старуха".   Мне предложили заменить его  термином "пожилая гражданка". Получается  разночтение. Что значит "гражданка"?  Это женщина, вступившая в общественные отношения с государством и социумом и наделенная определенными правами и обязанностями. Пожилая  - значит довольно долго прожившая на свете и получившая определенный жизненный опыт. Пожилая гражданка - это мудрая женщина, способная оценить  ту или иную ситуацию  и дать адекватную оценку происходящим общественным явлениям.  Пожилая гражданка - это положительный член общества,  способная лишь к позитиву. За ней не стоит криминал и она выполняет воспитательные  функции в обществе.
    Старуха -это старая женщина, не имеющая  реального отношения ни к социуму, ни к правовой системе. Старуха- существо не защищенная, не понимающая   происходящих  вокруг нее общественных явлений.  Вспомним   русских писателей, которые не считают зазорным употреблять этот термин.  А.С. Пушкин писал :" жил старик со своею старухой у самого синего моря" или  " Старуха  Изергиль"   у А.М. Горького, или  вспомним  В.С.Высоцкого :" паруса, словно груди старухи", " а беззубые старухи их разносят по домам". Если исходя из толерантности заменить старуху на пожилую гражданку, то получится бессмыслица. И.С. Тургенев связывает термин "старуха" с  понятием человеческой судьбы": Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Ах! — думаю я... — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться»
  В любом споре  сначала надо выяснить  терминологию: кто  и что понимает под данным словом.  Иначе  будет как у тех слепых мудрецов, которые дотрагивались до слона. Тот, кто держал хвост, говорил, что слон -это вревка. Кто трогал ногу- заявлял, что слон- это колонна. Кто брался  за ухо, считал, что слон -это бумага...
 По этому поводу у меня  есть такое стихотворение
       Опоссумы
Жили-били опоссумы
Ох, умны, ох умны.
Не задавались вопросами,
Не зная, как их зовут.

Бегали с утконосами,
Глупыми, несносными.
Бегали с утконосами.
Не зная, как их  зовут.

Прыгали с кенгурятами,
Веселыми ребятами,
Прыгали с кенгурятами,
Не зная, как их зовут.

Лазили вместе с коалами
Добрыми малыми,
Лазили вместе с коалами
Не зная, как их зовут.

Бились с собаками дингами,
Рыжими спинками.
Бились с собаками дингами,
Не зная, как их зовут.

Что же случилось далее,
В Австралии, в Австралии?
Прибыл на шхуне дядя Кук,
Сказавший, как всех их зовут.
 
 
 


Рецензии