Путь от блудницы до святой -1
Звездам было угодно, чтобы дочь бедного актера прошла путь от дешевой проститутки до византийской императрицы, а потом и вовсе была причислена к лику святых...
Актриса Маргарита Терехова блестяще сыграла царицу Феодору в фильме «Русь изначальная», где ее героиня каждый раз предстает совершенно иной — кокетливой, умной, жестокой… Сразу становится ясно — не зря ее полюбил могущественный правитель Византии Юстиан, которого столь же великолепно сыграл Иннокентий Смоктуновский, считал равной себе и сделал своей соправительницей.
Основным источником сведений об императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история», написанный через два года после ее смерти. В XVII веке данную работу совершенно случайно в запасниках обнаружил директор Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни. Едва ее представили широкой публике, как сразу начались долгие дискуссии, особенно это касалось жизни Феодоры до того, как она вышла замуж за базилевса.
Позже некоторые исследователи и вовсе отказались верить всему, что Прокопий Кесарийский написал. Однако спорить с ним нет смысла. Дело в том, что при жизни писатель служил секретарем при полководце Юстиниана Велизарии и являлся свидетелем многих событий, которые потом описывал.
Но тем не менее считается, что «Тайная история» написана им «желчью, а не чернилами». Причина лежит на поверхности. Прокопий оказался в опале у своего хозяина и потерял благосклонность двора. Так что труд его довольно необъективен, особенно шестая часть «Юстиниан — воплощение дьявола».
Однако историки не считают трактат недостоверным источником, хотя бы потому, что многие из приведенных им сведений, особенно это касается политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.
Российский и советский византинист Федор Успенский в труде «История Византийской империи» признает, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший довольно полно эпоху Юстиниана.
Кроме известного труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».
Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.
Трудности делали ее красивее
Итак, будущая царица Византии родилась около 500 года в семье служителя константинопольского цирка зверей Акакия. Считается, что ее родиной был Кипр. Отец довольно быстро умер и оставил в жуткой бедности свою вдову и трех маленьких дочерей. К слову, потом этот факт из биографии Феодоры будет старательно скрываться, а ее отца в записях станут именовать сенатором.
Дабы не умереть с голоду, молодая вдова выходит замуж второй раз, а девочки начинают зарабатывать работой в цирке. Подростки трудятся гимнастками и акробатками, разносят воду зрителям, вытирают плевки с пола… В общем, не чураются никакой работы…
Источники утверждают, что у Феодоры было очень крепкое здоровье и она никогда не знала усталости. Ее сестры довольно быстро увяли, а вот она, в отличии от них, не взирая на довольно жесткий образ жизни, лишь расцветала.
Ее внешность называли ангельской. К тому же девочка настолько была обаятельной, что ей не требовалось как это делали другие, петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах. Феодора в совершенстве овладела самым главным — умением повелевать мужскими страстями. В итоге, тот, кто был с ней хотя бы раз, жаждал овладеть ею вновь и вновь…
Все тот же Прокопий утверждает, что в юности Феодора работала гетерой. Кроме того, она вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов — «Комито (ее старшая сестра, - авт.) уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала ее».
А далее писатель и вовсе сообщает неприличные сведения: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли «пехотой». Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела». Но чтобы Прокопий не писал нелестного о будущей императрице, тем не менее он признает: «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от нее в восторг».
Феодора из борделя
На сцене Феодора всегда находилась в центре внимания В самый неожиданный момент она могла подать остроумную реплику и всегда умела рассмешить зрителя. При этом могла заставить его замереть от малейшего движения или намека на движение. В зале замолкали и с нетерпением ожидали — что сейчас устроит эта юная актриса!
В те времена в Византии имелся театр под откровенным названием – Порнай, именно там и блистала Феодора.
Вот что пишет Прокопий:
«Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <...> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».
По Константинополю ползли довольно мерзкие слухи — блудница постоянно рожает детей и топит их в море... Уже потом, когда Феодора стала царицей, шли разговоры, что к ней из дальнего монастыря приходил сын. И она, дабы никто не прознал этого, уж больно похож оказался на нее юноша, приказала выколоть ему глаза… Но это случится гораздо позже. А пока ее ненавидят, проклинают, наделяют обидными прозвищами, типа «Феодора из борделя», а она словно в насмешку делалась только краше и краше…
Свидетельство о публикации №220030200598