Учитель, перед именем твоим

В апреле исполнилось  восемьдесят лет  учителю физики Шамординской средней школы  Козельского района  Николаю Михайловичу Гудкову.  Мне посчастливилось учиться у него , когда я был учеником 10-11 классов. Позднее, эта школа стала Каменской . В 70-е годы, когда я работал инспектором РОНО,( районного отдела народного образования), не раз присутствовал на его уроках , каждый раз  испытывая чувство уважения  и преклонения перед этим человеком.  В него были влюблены все ученики школы : и те, кто занимался, и те, кому предстояло учиться у него. Николаю Михайловичу было тогда 42 года.
Высокий, стройный, всегда аккуратно одетый , безукоризненно выбритый  с непоседевшим еще ежиком волос на голове , со строгим, но не нахмуренным , а скорее сосредоточенным взглядом , он появлялся в школе, и его сразу же окружали ученики: что-то спрашивали, показывали тетради с вариантами решения задач , схем ламповых и транзисторных приемников , рассказывали что-то свое.
Он терпеливо внимательно всех выслушивал,  давал краткие, точные ответы.
Часто, не входя в учительскую , шел в свой физический кабинет, о котором, как я сейчас понимаю в условиях нынешнего финансового кризиса,  нынешние преподаватели физики могут только мечтать.
В кабинет Николай Михайлович  вложил все свои богатейшие знания и свою душу.
 В школе ввели тогда еще сейчас забытый предмет" Основы электротехники", который без подлежащей материальной базы невозможно преподавать. Но у Николая Михайловича в кабинете было все. Хотите соединить обмотку электродвигателя " звездочкой", хотите " треугольником"? пожалуйста, работайте! В кабинете был тогда полный набор современной тогда аппаратуры, авометры, различные выпрямители, приборы по статике, оптике, динамике, электричеству  и так далее.
Помню, как мы тогда  безусые юнцы, собирали  ламповый, а затем транзисторный приемники . В классе выполнялись  не только все демонстративные  опыты по программе , но и все лабораторные работы  и опыты. Работающий под руководством Николая Михайловича лаборант оказывал учащимся  посильную помощь при выполнении практических занятий.
 Вспоминаю все это, и становится грустно, что в наши школы уже много лет не поступают физические приборы а сам московский " физэлектроприбор" приватизирован " прихватизаторами" и используется  совсем не по назначению.
 А Николай Михайлович уверенно вел  своих учеников вперед дорогой знаний  , и каждый из нас видел,  что мы на уроках физики, электротехники растем, что мы не просто знаем предмет, а много можем сделать самостоятельно.
 Лишь позднее мы поняли, что Николай Михайлович не просто внушает нам уверенность в  себе, но и помогает выбрать профессию. Тогда и передо мной стоял выбор : идти ли после окончания музыкальной школы  в музучилище, или по примеру  своего погибшего дяди , который преподавал математику в Сухиничском районе, поступить в пединститут, который окончил, кстати и мой отец, работающий директором Серено-Заводской , а   позднее директором Козельского интерната и потом директором  Сосенской восьмилетней школы.
У, конечно, важнейшую роль в моем выборе стать учителем математики и физики  сыграли Николай Михайлович и учительница математики Вера Яковлевна Кузина.
 Математика, любил повторять Николай Михайлович , бесспорно, царица, и в то же время служанка всех  наук  Физика же служит путеводной звездой  в ошеломляющем хаосе впечатлений , знаний, мыслей идей восприятия мира , учит извлекать из него конкретные истины,  учит видеть закономерности,  дает в конечном итоге целостную, гармоничную и , если хотите, разумную картину мира.
После уроков Николая Михайловича  физика перестала  быть для нас нагромождением фактов  и формул.

Разрозненные, казалось бы, факты  органически выстраивались в целостную картину , и перед нами раскрывался прекрасный  и одухотворенный мир природы , который нужно беречь и которым нельзя руководить ( именно тогда делались попытки  поворота рек и продвижения кукурузы к Северному полюсу.)
 В те 60-е годы в учебнике физики, по которому мы учились не были отражены многие вопросы . Учебник писался в 50-е годы и такие вопросы как  полупроводники, элементы теории относительности  не вошли в учебник.
  Поверхностно также в учебнике была отражена тема переменного тока . Все эти издержки и взял на себя Николай Михайлович , и сделал это с блеском.В его изложении теория относительности Эйнштейна, а , как известно,  эту теорию в силу ее " безумности"  не сразу восприняли и физики-теоретики,  поразила наше воображение  и стала более или менее понятной.
  У Николая Михайловича за его более  чем 50-летнюю работу в школе  сотни и тысячи выпускников  . Они стали учителями, врачами, учеными,  специалистами народного хозяйства , предпринимателями. Так, физику в Каменской школе  и в настоящее время преподает  его бывший ученик А. Рябов . С некоторыми из выпускников  я общаюсь и сегодня Вспоминая наши школьные годы, каждый обязательно скажет:  А помнишь, как наш Николаша....  Далее вспоминается сам случай . Пусть не обидится на меня наш уважаемый  и дорогой  Николай Михайлович, так мы его в юношеские годы часто называли.  Называли с любовью и уважением.  Эта любовь и глубочайшее уважение  к Человеку, Учителю, Мастеру,  мы, его бывшие ученики,  будем нести в своих душах всегда.



 


Рецензии
Сп
асибо
Спасибо за светлую память о нашем учителе.Нет ни одного ученика его, кто бы не относился к Николаю Михайловичу тепло и уважительно,педагог с добрым и строгим характером.умным и отзывчивым сердцем с высокими знаниями своего предмета.действительно, был всеми любимым учителем.Он ставил большие цели и достигал их.По его предмету был самый высокий показатель оценок у школьников по сравнению с другими предметами.Умел найти подход к каждому,а это дорогого стоит.
Я счастлива,что это нашло отражение в Вашем замечательном рассказе .Благо Дарю.

Анна Жабурина   14.06.2020 01:19     Заявить о нарушении