Учитель, перед именем твоим
Высокий, стройный, всегда аккуратно одетый , безукоризненно выбритый с непоседевшим еще ежиком волос на голове , со строгим, но не нахмуренным , а скорее сосредоточенным взглядом , он появлялся в школе, и его сразу же окружали ученики: что-то спрашивали, показывали тетради с вариантами решения задач , схем ламповых и транзисторных приемников , рассказывали что-то свое.
Он терпеливо внимательно всех выслушивал, давал краткие, точные ответы.
Часто, не входя в учительскую , шел в свой физический кабинет, о котором, как я сейчас понимаю в условиях нынешнего финансового кризиса, нынешние преподаватели физики могут только мечтать.
В кабинет Николай Михайлович вложил все свои богатейшие знания и свою душу.
В школе ввели тогда еще сейчас забытый предмет" Основы электротехники", который без подлежащей материальной базы невозможно преподавать. Но у Николая Михайловича в кабинете было все. Хотите соединить обмотку электродвигателя " звездочкой", хотите " треугольником"? пожалуйста, работайте! В кабинете был тогда полный набор современной тогда аппаратуры, авометры, различные выпрямители, приборы по статике, оптике, динамике, электричеству и так далее.
Помню, как мы тогда безусые юнцы, собирали ламповый, а затем транзисторный приемники . В классе выполнялись не только все демонстративные опыты по программе , но и все лабораторные работы и опыты. Работающий под руководством Николая Михайловича лаборант оказывал учащимся посильную помощь при выполнении практических занятий.
Вспоминаю все это, и становится грустно, что в наши школы уже много лет не поступают физические приборы а сам московский " физэлектроприбор" приватизирован " прихватизаторами" и используется совсем не по назначению.
А Николай Михайлович уверенно вел своих учеников вперед дорогой знаний , и каждый из нас видел, что мы на уроках физики, электротехники растем, что мы не просто знаем предмет, а много можем сделать самостоятельно.
Лишь позднее мы поняли, что Николай Михайлович не просто внушает нам уверенность в себе, но и помогает выбрать профессию. Тогда и передо мной стоял выбор : идти ли после окончания музыкальной школы в музучилище, или по примеру своего погибшего дяди , который преподавал математику в Сухиничском районе, поступить в пединститут, который окончил, кстати и мой отец, работающий директором Серено-Заводской , а позднее директором Козельского интерната и потом директором Сосенской восьмилетней школы.
У, конечно, важнейшую роль в моем выборе стать учителем математики и физики сыграли Николай Михайлович и учительница математики Вера Яковлевна Кузина.
Математика, любил повторять Николай Михайлович , бесспорно, царица, и в то же время служанка всех наук Физика же служит путеводной звездой в ошеломляющем хаосе впечатлений , знаний, мыслей идей восприятия мира , учит извлекать из него конкретные истины, учит видеть закономерности, дает в конечном итоге целостную, гармоничную и , если хотите, разумную картину мира.
После уроков Николая Михайловича физика перестала быть для нас нагромождением фактов и формул.
Разрозненные, казалось бы, факты органически выстраивались в целостную картину , и перед нами раскрывался прекрасный и одухотворенный мир природы , который нужно беречь и которым нельзя руководить ( именно тогда делались попытки поворота рек и продвижения кукурузы к Северному полюсу.)
В те 60-е годы в учебнике физики, по которому мы учились не были отражены многие вопросы . Учебник писался в 50-е годы и такие вопросы как полупроводники, элементы теории относительности не вошли в учебник.
Поверхностно также в учебнике была отражена тема переменного тока . Все эти издержки и взял на себя Николай Михайлович , и сделал это с блеском.В его изложении теория относительности Эйнштейна, а , как известно, эту теорию в силу ее " безумности" не сразу восприняли и физики-теоретики, поразила наше воображение и стала более или менее понятной.
У Николая Михайловича за его более чем 50-летнюю работу в школе сотни и тысячи выпускников . Они стали учителями, врачами, учеными, специалистами народного хозяйства , предпринимателями. Так, физику в Каменской школе и в настоящее время преподает его бывший ученик А. Рябов . С некоторыми из выпускников я общаюсь и сегодня Вспоминая наши школьные годы, каждый обязательно скажет: А помнишь, как наш Николаша.... Далее вспоминается сам случай . Пусть не обидится на меня наш уважаемый и дорогой Николай Михайлович, так мы его в юношеские годы часто называли. Называли с любовью и уважением. Эта любовь и глубочайшее уважение к Человеку, Учителю, Мастеру, мы, его бывшие ученики, будем нести в своих душах всегда.
Свидетельство о публикации №220030200715
асибо
Спасибо за светлую память о нашем учителе.Нет ни одного ученика его, кто бы не относился к Николаю Михайловичу тепло и уважительно,педагог с добрым и строгим характером.умным и отзывчивым сердцем с высокими знаниями своего предмета.действительно, был всеми любимым учителем.Он ставил большие цели и достигал их.По его предмету был самый высокий показатель оценок у школьников по сравнению с другими предметами.Умел найти подход к каждому,а это дорогого стоит.
Я счастлива,что это нашло отражение в Вашем замечательном рассказе .Благо Дарю.
Анна Жабурина 14.06.2020 01:19 Заявить о нарушении