Путешествие на Хайнань, или В гостях у доктора Ли

Путешествие на Хайнань, или  В гостях у доктора Ли
(Путевые заметки)

Посвящается
Джерому Клапке Джерому
и Олдосу Хаксли,
непревзойденным рассказчикам.

С безмерной благодарностью
доктору Ли и его помощнице
 Сяо Фан.

7 Историй Лены Ермаковой
("Кактус", "Доктор Ли", "Холодильник", "Хондроз", "Рыбки", "Обезьяны", "Василий")


ОТ АВТОРА
Я люблю всех своих читателей.
Я люблю вас хотя бы за то, что вы   уже открыли эту страничку моих Историй и начали вместе со мной восхищаться удивительным миром, который подстерегает нас на каждом шагу. И если вы еще не закрыли эту страничку, то, может быть, у вас хватит терпения и интереса прочитать следующие.  Тогда вы увидите, что Истории прячутся буквально везде. Их надо только увидеть и рассказать. Захватывающе рассказать...
Да, люди тщеславны. И я не исключение.
Приятных вам путешествий в мир моих Историй...

КАКТУС
           Кактус, который красуется на эмблеме отеля “Cactus Resort Sanya”, на Хайнане не растет. Это мексиканское растение. Называется оно Пахи-Церерус Принглей и предпочитает сухую открытую местность, где достигает 10 метров в высоту и весит порядка 9 тонн. Маловероятно, что кто-то из жителей китайского острова видел это чудо природы вживую, но что такое кактусы они прекрасно знают.
Прежде всего вам покажут опунцию.  Она совсем не похожа на мексиканский кактус, зато ее плоды едят и используют в красильной промышленности. В отличие от желтой опунции, которая произрастает, например, в Тунисе, плоды китайской внутри ядовито-лиловые и оставляют несмывающиеся пятна на одежде. Поэтому ими красят ткани. Зато китайская опунция не колючая, и, купив ее плоды на рынке, вы можете их взять голыми руками и съесть. Вам не грозит испытать ужас чесотки и покалывания, когда вы не в состоянии понять, что же надо делать с малюсенькими иголочками, которые вонзились в ваши руки, губы, щеки и даже колени, когда вы попытались их с себя стряхнуть.
Но в Тунисе вам любой житель скажет:
– Это опунция… Вкусно! Через
три дня пройдет… 
И действительно, через три дня, если эти иголочки не чесать, не выгрызать и не выдергивать, они куда-то сами деваются. А вы можете идти спокойно на рынок, чтобы купить следующую партию этих ужасно полезных плодов.

Кстати, есть их безопаснее всего с помощью ножа и вилки вместе с косточками, которые похожи на маленькие камешки. Говорят, они способствуют пищеварению и играют такую же роль, как и обыкновенные камешки, которые клюют наши деревенские куры.
В Мексике опунции растут любых сортов и цветов, с колючками и без. Не случайно этот кактус изображен на государственном флаге Мексики. Хочу сразу предупредить поклонников Кастанеды – в опунции психоделика мескалина нет. Его добывают из других кактусов – пейота и эхинопсиса. Один мексиканский торговец рассказал мне забавную историю про то, как группа русских хиппи купила на рынке и съела целое ведро плодов опунции. Потом они долго сидели под пальмой, но ничего кроме полного очищения желудочно-кишечного тракта так и не получили.
           Итак, наш хайнаньский  «Кактус» – четырехзвездочный отель, который занимает одно из первых мест в рейтинге отелей бухты Ялонг Бэй.
Его главная достопримечательность – огромный плавательный бассейн, который работает до 10 часов вечера. Именно здесь собираются обитатели отеля с детьми и без, когда на берегу залива зажигаются звезды, и волны безо всякой помощи спасателей объясняют туристам, что купание в море закончено. Честно говоря, таким большим бассейном здесь не могут похвастаться даже пятизвездочные «Hilton» и «Horizon».
         Правда, плавать в этом бассейне русскому человеку совершенно невозможно.  Когда я первый раз попыталась в него погрузиться, то вспомнила про наньтяньские термы, в которых рекомендовано было находиться не более 5 минут. В бассейне вода была горячей. Думаю, она не доходила до 45 градусов, как в термах, но она явно была выше температуры человеческого тела – то есть больше 36,6!
Я наблюдала, как один шутник из Волгограда пришел сюда с мочалкой и мылом.
– Целую неделю в бане не парился, – вполне резонно заключил он, когда его попросили убрать банные принадлежности.
         Но, что для русского человека смерть, для китайца – «холосо». И китайские детишки с мамами и папами с удовольствием проводили вечерние часы в этом «термальном» бассейне. Особенно актуальным, как мне объяснил наш гид Василий, плавание в бассейне становится летом, когда начинается пора тайфунов и тропических ливней.

Сразу хочу предупредить своих соотечественников. Под природным явлением «тайфун» жители Хайнаня понимают совсем не ураган с десятиметровыми волнами и ветром, который уносит в море машины и домашний скот. Таких катаклизмов здесь не случалось с тех пор, как на насыпном острове на территории буддийского Храмового комплекса Наньшань возвели 108-метровую статую бодхисаттвы Гуаньинь в 1988 году. По высоте она четвертая в мире. И, в какой-то степени, наверное, ее физически используют в качестве волнореза.
      Я так подробно рассказала о кактусах, что не сказать пару слов о статуях просто считаю неприличным. Здесь китайцы «впереди планеты всей». Их Весенний Будда в Хэнане, который был построен в 2008 году – 153 метра. Пока это абсолютный рекорд. Таким образом, китайцы стали достойными продолжателями европейской языческой традиции по возведению «колоссов». Кстати, греческий Колосс Родосский, легендарное изваяние Бога Солнца – Гелиоса, который был в свое время одним из чудес света, говорят, не превышал    36 метров. В наше время Колосса превысили даже такие небольшие, зато всем нам знакомые статуи Иисуса Христа Искупителя (39,6 метров) в Рио-де-Жанейро и статуя Свободы (46 метров) в США в штате Нью-Джерси, а не как думает подавляющее большинство русских – в Нью-Йорке. Эти монументы не вошли даже в десятку самых высоких в мире. А вот российские статуи – «Родина-мать зовет!» в Волгограде (87 метров) и памятник Петру Великому в Москве (96 метров) в этом списке присутствуют.  Что радует и вселяет надежду…
Но вернемся к тайфунам. Что такое настоящий тайфун нам попробовали показать на одноименном детском аттракционе в одном из павильонов «Романтического парка».  Тайфун был снят на видео и демонстрировался на круговом экране из какой-то плохо натянутой клеенки. Вентиляторы, исполняющие роль ветра, работали исправно, и нас поливал настоящий дождь. А на экране куда-то вдаль уносились машины, пальмы и домашний скот… Кстати, в этом парке с 2013 года три раза в день показывают действительно замечательное представление «Романтическое путешествие во времени». Это сентиментальные новеллы китайского фольклора, великолепно театрально поставленные с применением современной сценической аудиовизуальной техники. Я сама видела, как китайские зрители в зале плакали.
                Кроме бассейна в «Кактусе» – замечательная кухня. В Интернете я прочитала, что она – китайская. Ну, примерно, как-то так звучит: китайская грамота, все у тебя как-то по-китайски… Это значит, когда смотришь на блюдо, видишь его, но не понимаешь, что оно. Вы зря улыбаетесь, лично для меня это – принципиальный момент, потому что я – веган. Если «шведский стол», то я подзываю официанта и спрашиваю:
– Что это такое?
Обычно мне очень толково на каком-нибудь английском указывают на наличие или отсутствие животного белка в данном продукте. Но в «Кактусе» – настоящая китайская кухня. Ну как я могу понять, что входит в состав   травянистого блюда с названием «Когда белый горит». Так написано на его «бейджике». И этот бейджик мне показывает работник этой самой кухни, отвечая на мой вопрос, потому что на Хайнане китайцы не говорят ни на русском, ни тем более на английском. Если честно, мне без этого бейджика было легче.  Я видела, что основным ингредиентом является пропаренный китайский зеленый салат. А теперь меня стал мучить вопрос: «Почему он «горит»? И кто такой «белый». Может быть – бледнолицый…».
           А вот – «мама». Да, так написано – «мама». Это что-то жидкое, темно-коричневое в миске. То ли масло, то ли какой-то острый соус. Но из чего он сделан? «Таро» – что-то светло-коричневое, мраморное, нарезанное кусочками в бочонке на пару; «Бобовый песок» – пампушки из теста с чем-то темным внутри;  «Горчичный пакет шиитаба» – пампушки, но только с чем-то другим; «Пять крекеров» – очень острая приправа-соус; «Соевый соус Вэ Ньву» – аналогично; «Янтарный золотой провод» – что-то нарезанное, острое, с луком; «Полный аромат» – из той же коллекции; «Шесть» – вероятно, имелись ввиду какие-то составляющие, но кроме зеленого горошка, все остальное было мне незнакомо... «Ручная ловля лука-порея»… Я ходила по залу и как поэму читала названия.
         Но самым замечательным и, кстати, вкусным блюдом, которое пользовалось наибольшей популярностью среди туристов, оказались блинчики с… «несвежим хлебом». За ними всегда выстраивалась очередь, потому что пекли их при вас. На горячий вращающийся диск сначала наливали тесто, потом на него разбивали яйцо, потом лопаточкой это все выравнивали, переворачивали, смазывали чем-то темным, посыпали луком и зеленым салатом, а потом засовывали в блин трубчатую булку, видимо, несвежего хлеба. Такие же булки лежали всегда в корзине, которая носила название – просто «Хлеб». Булочки были горячими, только что из печки, и по вкусу напоминали что-то среднее между слоёным тестом и сдобой. Они вкусно хрустели на зубах, совсем не так, как какой-нибудь резиновый французский багет, который уже через несколько часов после выпечки трудно раскусить. Но, вероятно, на следующий день недоеденные булочки теряли свои вкусовые качества. Поэтому честные китайцы назвали их «несвежим хлебом» и стали запихивать в горячие блинчики. Воистину, китайская кухня – самая разнообразная в мире!
             Кроме придумывания замысловатых, но поэтичных названий своим блюдам, персонал «Кактуса» имеет еще одно пристрастие – они постоянно убирают номера. Причем мне показалось, что они это делают несколько раз в день в самое непредсказуемое время. Честно говоря, я не очень люблю, когда в номер, где я начала жить, вторгается чужой человек и перекладывает уже ставшие моими вещи. Ну скажите, зачем маниакально подвигать мою кровать к кондиционеру, если я ее от него отодвинула? Зачем мою любимую кошку-подушку снимать с кровати и кидать на стол? А этот замечательный подносик, в котором лежали зубные щетки, палочки для ушей и купальная шапочка! Да, я приспособила подносик в качестве подставки под компьютер. Потому что компьютер греется. А подносик обеспечивает ему естественную вентиляцию. Так зачем этот несчастный подносик все время уносить из комнаты и класть в него зубные щетки?
Да, я оторвала от пуфика прикрепленную на липучке верхнюю часть и положила ее на тумбочку, тем самым увеличив ее высоту, опять-таки для моего компьютера. И сделала я это вполне сознательно, потому что за письменным столом, который скоммутирован с телевизором и тумбой для холодильника сидеть невозможно из-за холодного ветра от стационарного кондиционера. Почему с этой авторской конструкции компьютерного стола нужно постоянно снимать банное полотенце и вешать его в ванной?   
           А пластиковые бутылки? Пустые пластиковые бутылки просто невозможно ни на секунду оставить в номере. Их выбрасывают, где бы они ни стояли. Я думаю, что если бы китайцы знали, сколько всего полезного может смастерить русский человек из пластиковой бутылки, они бы никогда не приносили в них питьевую воду в таком количестве. Им даже не приходит в голову, что мангустины, рабутаны и манго лучше всего в самолете перевозить именно в этих фигурно разрезанных бутылках.
Но самое страшное, и это бич не только «Кактуса», но большинства отелей Азии и Европы –  протирка полов.  Для меня до сих пор остается секретом, почему после этой протирки на светлом кафельном полу появляются черные волосики. Я – русая. Это не мои волосики. Может быть, кто-то, кто страдает близорукостью, их не видит. Но у меня, к несчастью, дальнозоркость. Все дефекты напольного покрытия у меня – как на ладони. В первый день моего приезда мне показалось, что я вымела все эти волосики из своего номера. Но на следующий день они появились снова.
И тогда я пошла к нашему гиду Василию и попросила написать китайскими иероглифами на бумаге воззвание: «Очень прошу не убирать эту комнату. Спасибо за понимание». Это объявление провисело ровно до следующего дня. Потом оно исчезло, а комната была опять прибрана.  Я решила не сдаваться и пошла выручать свое воззвание к консьержу. Он сначала удивился, потом сделал вид, что не понимает, но все-таки начал искать среди конфискованного имущества туристов и, в конце концов, вытащил откуда-то из-под груды белья мой листочек.
 – Моё, – я прижала к груди свое сокровище и удалилась.
   Надо сказать, что после этого случая, если я не забывала вывешивать прошение на дверь – комната оставалась в первозданном виде. Но стоило мне потерять бдительность и, например, после ужина перед походом на пляж забыть вывесить листочек, –  подносик оказывался в ванной, а полотенце опять красовалось на своем месте…
Великий народ эти китайцы. Они просто не могут себе представить, как это здорово – жить не по правилам… 
                12.08.2019 г.


Рецензии
У нас в отеле- он тоже был в этой же бухте, на столах в ресторане не было соли, просто такого понятия, как солонка или перечница ля них не существовало. Все мои поптыки попросить соль ни к чему е приводили. А знакомого китайца у меня не было. Так и пришлось мучатся две недели. Зато там был классный чай - в любой лавке девали пробовать разные сорта, шикарные морепродукты на гриле и танцы по вечерам под нашу советскую музыку.

Александр Жданов 2   02.03.2020 20:17     Заявить о нарушении