Хондроз

         По статистике каждый второй россиянин страдает от остеохондроза. Наверное, в эту статистику были включены и  дети грудного и детсадовского возраста, которые еще не понимают, что больны этой страшной болезнью. Лично у меня нет ни одного знакомого в Москве, который бы в сокровенной беседе рано или поздно не сообщил мне, что он болен остеохондрозом. При этом подавляющее большинство демонстрирует свои шею или спину, и лишь немногие скрючивают у вас перед глазами пальцы рук или ног.
         На самом деле ничего мистического в этой болезни нет. Это просто отложение солей в самых разных местах нашего организма из-за непомерного потребления поваренной соли, сахара, кальция, магния… Можно перечислить всю таблицу Менделеева, которую мы так или иначе отправляем себе внутрь в течение нашей жизни, и быть уверенными в том, что что-нибудь из неё поспособствует образованию хондроза.
          У южных народов эта болезнь практически отсутствует. Из-за жаркого климата соли достаточно быстро выводятся из организма и не успевают особо навредить человеку. Для китайского доктора найти хондроз у русского туриста все равно, что для нас съесть банку настоящей черной икры (это я пишу для тех, кто еще помнит ее вкус). Особенно привлекательна эта болезнь для массажистов.
           Вот лежу я на животе на массажном столе и мерно дышу через специально вырезанное в нем отверстие.  Великолепная Сяо Фан, что в переводе на русский язык означает «нежный аромат», запускает свой палец куда-то внутрь моей шеи. Там внутри что-то щелкает и начинает перекатываться под ее пальцами.  Мои глаза (этого не видно, но если бы мое лицо в этот момент вынули из дыхательной дырочки) от боли точно разместились бы на лбу.
– Больно, – неосторожно вскрикиваю я.
Сяо Фан сияет:
– Хондлос… хондлос, – с каким-то упоением говорит она, пытаясь при этом выковырять этот самый «хондлос» из моей шеи. – Холосо? – спрашивает с  явной заинтересованностью в голосе.
– Больно, – еле выдавливаю из себя.
– Хондлос… Холосо?
То, что мне должно быть «холосо», не вызывает у нее ни малейшего сомнения. При этом выцарапывание  из меня «хондлоса»  не прекращается ни на минуту. И я принимаю условия игры.
– Хорошо! Хорошо!  – кричу я как можно радостнее.
– Хондлос… Холосо… – заключает Сяо Фан и переключается на другую точку моего истерзанного тела, пытаясь отыскать там спрятавшийся «хондлос».   
Надо сказать, что я горжусь своей сообразительностью. Теперь, когда где-то во мне обнаруживается новый «хондлос», я сразу начинаю вопить:
– Хорошо, хорошо…
И Сяо Фан умиротворенно мне вторит.
Но однажды на соседнем массажном столике оказалась ну совсем непонятливая пациентка. Приехала она в Китай из Бурятии, где многие столетия  население с удовольствием питается соленым и жирным мясом. Думаю, что хондроз там живет даже в детях, передаваясь им по наследству на генетическом уровне. Так вот, массажист Дин Чан  обнаружил этот самый «хондлос» у нее между лопатками.
Все стало происходить по уже описанному сценарию, за исключением того, что бедная бурятка в голос орала «мамочка» по-русски, пытаясь вырваться из рук молодого китайца. Но китаец крепко держал в своих руках ее спину и, как заклинание,  повторял:
–   Хондлос… холосо…
К счастью, на крики пациентки пришел доктор Ли с миниатюрной переводчицей Линь-Линь. Посмотрев на рыдающую «мамочку» и на склоненного над ней,  как гриф над добычей, Дина Чана, доктор Ли предложил заменить массаж банками.
– Одна банка – 100 юаней. Вам надо четыре.  Придется доплатить, – перевела Линь-Линь. – Это банки с кровопусканием.
– Очень холосо, – заключил доктор Ли и удалился в свой кабинет.
Мамочка что-то просопела в свою лунку, а я повернула голову в ее сторону и начала подглядывать. Никогда в жизни не видела банки с кровопусканием. 
Банки были большими, стеклянными, совсем не похожими на русские, в которые наши бабушки засовывали горящие вату со спиртом, прежде чем приложить к спине. Сверху у китайской банки находится специальный клапан, через который насосом выкачивают воздух, заполняя свободное пространство телом. Перед тем, как поставить банку, кожу прокалывают в четырех местах. Из этих отверстий вместе с кровью, видимо, и должен выходить наружу злополучный «хондлос». Зрелище было для меня немного диковатым, но Мамочка лежала тихо и спокойно.
         – Хорошо, хорошо… – приговаривала она.
         Наверное, вспомнила рекламный плакат, который красовался на двери кабинета доктора Ли. Там на спине пациентки сжигали бамбуковую циновку...   
   Самым неожиданным и приятным для меня было то, что уже на девятый день массажа мой «хондлос» из шеи куда-то исчез. Не было его больше и под лопатками, и в пояснице, и в ногах. И практически весь час разминания меня мужественной Сяо Фан я вполне искренне приговаривала – «хорошо».

09.08.2019 г.

 


Рецензии