Дама в голубом

                «В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности».
                Из учебного пособия.

                1

   Мокрый снег завалил Москву. Из-за непогоды авиарейс откладывался, и                нам, пассажирам, предложили гостиницу. Бесцельно провести время в ожидании хорошей погоды – невесёлая ситуация. И тут мне пришла в голову идея: «А не посетить ли мне Третьяковку? Я же везучий – и в музее успею побывать, и на рейс не опоздаю».
   Там, в Третьяковской галерее, в одном из залов я увидел её, «Джоконду современности»,
как назвал её в своё время И.Э.Грабарь. Молодая женщина в синем муаровом платье смотрела на меня печальными глазами. В правой, безвольно опущенной руке, она держит
 книгу в кожаном переплёте. В левой, поднесённой к груди руке, - камея с чьим-то неясным изображением. Читаю подпись: «К.А.Сомов. Портрет художницы Е.М.Мартыновой («Дама в голубом»). 1897 – 1900. Знаю, что Константин Сомов считается художником-символистом. А о творчестве художницы Е.М.Мартыновой мне
ничего неизвестно.  Странно, что годы написания картины – 1897-1900, а дама одета в платье 40-х годов 19-го века. Куст, как театральный занавес, отделяет даму от старинного романтического парка 18-го века, в котором пара на скамейке, точно сошедшая с полотен Антуана Ватто, разыгрывает дуэт на флейтах.
    Но кого мне напоминает «дама в голубом»? Несчастную Прасковью Жемчугову с портрета Н.Аргунова? Нет…да ведь это же зеркальное отражение  картины английского  художника Томаса Гейнсборо «Дама в голубом (Герцогиня де Бофор)», единственной его картины  в нашем Эрмитаже! Та же поза, а на руке, прижатой к сердцу (жест, означающий преданность), - браслет с неясным изображением кого-то. Работа Т.Гейнсборо была написана в конце 18-го века, но его дама в голубом платье одета и причёсана по моде 17-го века.  «Нет, все эти аналогии не могут быть случайными!» - с такой мыслью я летел домой.
   Время позволяло, и я ежедневно ездил в публичную библиотеку, рылся в каталогах, обкладывался книгами и, сидя в тишине прохладного зала, листал страницы, как крот, зарываясь всё глубже и глубже в поисках истины. Постепенно я понял, что нужно чётко определить свои задачи и  выработать план поиска. Итак, я хочу узнать: какая связь между картинами русского художника рубежа 19-20 веков К.Сомова и английского художника конца 18-го века Т.Гейнсборо; почему у обеих картин есть второе название – «Дама в голубом», почему художников привлекает именно голубой цвет; кто такие -  художница Е.Мартынова и герцогиня де Бофор? Работа Сомова меня привлекала больше, но я решил,
Что начну поиски с 18-го века – с Т.Гейнсборо.

                2


                «И облик давний, нежно-кроткий».
                Вл. Ходасевич.1907г.

   Для начала нужно узнать об эпохе, в которой жил и творил второй великий портретист Англии после Д.Рейнолдса, Томас Гейнсборо (1727 – 1788).
   В течение 17-18 веков в Англии ведущим было буржуазно-демократическое искусство, совмещавшее жизненную наблюдательность с чертами идеализации. Наиболее популярным видом изобразительного искусства стала портретная живопись. Англия в 18 веке стала родиной сентиментализма – течения, противопоставлявшего разуму культ чувства, стремившегося к простоте и непосредственности выражения чувств. И сентиментализм оказался особенно близок лирическому, эмоциональному дарованию Т.Гейнсборо.
   Томас Гейнсборо родился в прелестном уголке Восточной Англии – в городке Садбери. Он был младшим, девятым ребёнком в семье. Его отец Джон Гейнсборо торговал сукнами, а в 1733 году обанкротился из-за своего слишком мягкого характера. Мать была умной и образованной женщиной, она талантливо писала цветы. Томас учился не слишком прилежно и часто убегал на реку или в луга рисовать. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон и с тех пор содержал себя сам. Уже в 18 лет он имеет свою мастерскую! А до этого жил тем, что брал уроки рисования у известных художников и продавал торговцам за гроши свои маленькие пейзажи. Томас писал природу, «обращаясь к сердцу», но занялся портретами, т.к. они приносили ему больший доход. Позднее Д.Констебл (1776 – 1837) так отозвался о работах своего соотечественника: «Пей-
зажи Гейнсборо пронизаны покоем, нежностью и любовью. Тишина полдня, умиротворённость сумерек, жемчуга утра – всё это можно найти на холстах этого сердечнейшего и добрейшего художника».
   Молодой Гейнсборо не был особо высокого мнения о своих способностях, он не обзавёлся богатыми покровителями, но у него было много друзей, а в 19 лет он венчался «с красивой девушкой Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора».
   Дочь герцога Бофора! Может, «Дама в голубом» - это её портрет? Маловероятно, т.к. портрет написан в конце 1770-х годов, когда Маргарэт было уже за 50 лет, кроме того, у жены Гейнсборо был живой, деятельный характер, с которым не вяжется образ «Дамы в голубом». Далее, в книге Т.В.Ильиной «История искусств» я обнаружил, что работа Т.Гейнсборо названа «Портрет Элисбет, герцогини де Бофор (?). Со знаком вопроса! Я пришёл к выводу: в точности неизвестно, кто изображён на портрете. Что за странная загадочность? Меня охватил нетерпеливый азарт. Ну не мог же художник не написать портрет своей супруги! Я, как известный английский детектив, взялся за распутывание этой истории, используя метод дедукции.


                3


 «…И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен…»
                Б.Пастернак. 1931г.


   По воспоминаниям современников обаятельный, щедрый, общительный Гейнсборо любил встречаться с друзьями, к деньгам относился легкомысленно, и по этому поводу с супругой у него  случались размолвки. Но своей семьёй он дорожил и в каждую годовщину свадьбы писал портрет жены. Около 1778 года художник написал портрет своей Маргарэт в чёрной мантилье, ниспадающей с её головы. Во внешности нет ничего общего с дамой в голубом. Чёрное кружево обрамляет милое доброе лицо, губы застыли в полуулыбке, взгляд кажется трогательно-недоумевающим. Левая рука поднесена к груди. В портрете есть ощущение счастливой гармонии, душевного равновесия, полноты жизни.
   А в портрете «Дама в голубом» совсем другая женщина придерживает соскользнувшее голубое покрывало правой рукой, словно прикрывая нанесённую ей сердечную рану. Губы приоткрыты в слабой полуулыбке, а во всём облике ощущаются сломленность и бессилие. Кто же она?
   В Англии до 1798 года на выставках было  принято не разглашать имена заказчиков. Портреты именовались просто: «Дворянин», «Титулованная леди», «Художник» и т.д. К тому же, после 1784г. Гейнсборо не участвовал в академических выставках, и « никаких иконографических и документальных источников, дающих возможность установить лич-ность модели» не сохранилось. Вот так, мои поиски завели меня в тупик. Но если я не разгадаю тайну создания картины Т.Гейнсборо, я до конца не раскрою смысл картины К.Сомова!
   Я лихорадочно листал книги и альбомы, но вопросов не становилось меньше. Почему работа Т.Гейнсборо в разных источниках названа то «Портрет Элисбет, герцогини де Бофор (?)», то «Дама в голубом (Герцогиня де Бофор)», то «Портрет дамы в голубом», или просто, «Ladi in Blue». Начну-ка я с другого конца: буду искать сведения о том, как по-пала картина в Эрмитаж.
   Картина поступила в Эрмитаж по завещанию известного петербургского собирателя произведений искусства, сенатора, члена Государственного Совета Алексея Захаровича Хитрово (1776 – 1854) в 1912 году. В его коллекции она значилась как «Портрет герцо-гини де Бофор». В журнале «Старые годы» за 1912г. П.П.Вейнер пишет о портрете: «Точно дату его написания никакие документы не определяют. Но Хитрово называл её «знатной дамой». Я не хотел верить, что не существуют документы, по которым можно определить как и когда портрет мог попасть к А.З.Хитрово, кто мог ему сообщить какие-либо сведения об изображённой даме?
   Известно, что в нескольких шагах от дома Гейнсборо находились экспозиционные залы аукциона Д.Кристи, в которых выставлялись и работы Т.Гейнсборо. Бывший моряк Джеймс Кристи скоро стал близким приятелем художника. А ведь он мог покупать его картины. В 1778 – 1779гг. Д.Кристи способствовал Екатерине Второй в приобретении собрания живописи, принадлежавшего первому премьер-министру Англии Роберту Уолполу. Внук коллекционера Джордж Уолпол продал собрание деда, состоявшее из
 204-х картин, а по другим источникам -  из 198-и картин.  «Дама в голубом», написанная в конце 1770-х гг., не могла принадлежать Р.Уолполу, умершему в 1745г. Но сплавить её за рубеж у Д.Кристи и у его друга Т.Гейнсборо были причины…

                4

                «Когда б вы знали, из какого сора
                Растут цветы, не ведая стыда…»
                А.Ахматова. 1936-1960.


   Основной заработок Т.Гейнсборо складывался из гонораров за портреты. Живя в Ипсуиче он написал их за семь лет около восьмидесяти. Художник мало интересовался общественным положением позирующего. Большинство его портретов поражают одухотворённостью и тонким лиризмом, теми качествами, которые были присущи и его пейзажам. В 1759г. семья Гейнсборо перебирается в модный тогда курорт Бат, где отдыхающие «праздные, богатые люди жаждали иметь свои портреты». Вскоре заказы художнику стали поступать в таком количестве, что он заболел от переутомления. При-ходилось писать и великосветских красавиц. В 1766г. был написан портрет миссис Хортон, позднее герцогини Кэмберленд. Современники так отзывались о ней: «…очень хорошенькая, хотя и некрасивая, прекрасно сложенная, с самыми обольстительными глазами на свете, с ресницами в ярд длиной. Кокетливая сверх всякой меры…она расчётливо управляет своими чувствами и намерениями!» Т.Гейнсборо сумел передать не только её прелестные черты, но и саму её натуру: в её томном взоре чувствуются холод и жёсткость. Сам Гейнсборо писал: «Я-то знаю, что у них на стоит почтения: это их кошелёк. Сердце у них редко можно найти». Но когда он чувствовал уважение и симпатию к своей модели, «тогда он умел показать, какое обаяние может быть в человеческой улыбке, в задумчивой серьёзности… человеческого взгляда».
   В 1774г. состоялся переезд Гейнсборо с семьёй в Лондон, где он прожил до самой своей кончины. К началу 1780-х гг. художник создаёт свои самые поэтические женские образы, подчёркивая одухотворённость, мечтательность, тихую задумчивость. Отличительной для его живописи становится светлая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков. Его портрет «Дама в голубом» исследователи называют жемчужиной в коллекции английской живо-писи Эрмитажа. Е.А.Некрасова пишет, что у дамы «мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Её тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть причёски, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле». А.Д.Чегодаев отмечает, что в этой красавице нет какой-либо особенной душевной сложности (наверное, её не было и в натуре), но есть застенчивая нежность и открытая простосердечность, которые пленили художника». Никто не отметил в ней черты, характерные для холодной, расчётливой аристократки. Разве может быть герцогиня застенчивой и простосердечной! И я всё больше влюблялся в это нежное создание, а она к моему огорчению становилась моей недостижимой голубой мечтой. Я понимал, что теперь поиски нужно продолжать в архивах Санкт-Петербурга и Англии, что в ближайшие годы для меня было нереально.
А пока я упорно обходил все библиотеки своего города.
   И вот однажды, моё внимание привлекли созданные Т.Гейнсборо в конце 1770-х гг. портреты знаменитых куртизанок, особенно один из них – портрет миссис Эллиот, по прозвищу Длинная Долли. В 1770-х гг. в Англии распространилась мода на «вандейковские», в стиле 17-го века костюмы. Грейс Далримпл Эллиот изображена художником в полный рост, в золотисто-жёлтом платье, лицо  - в профиль. Но я-то, художник по профессии, а после своих упорных поисков – почти детектив, я-то вижу верно, что фасон платья (вырез, рукав), высокая причёска, покрывало, даже браслет на правой руке – те же самые, что и у дамы в голубом. Те же движение, жест, «мягкая линия плеч», руки, тонкие пальцы! «Дама в голубом» - это Длинная Долли!



                5


   Вспоминаю, что в 1774г. Т.Гейнсборо из Бата переехал в Лондон. И вдруг, ему дозарезу понадобились деньги «на дело милосердия несколько щекотливого порядка». Он пишет своему другу об одной бедной женщине, которую он знавал в Бате, что какой-то злодей бросил её в Лондоне, в ужасном положении, что она сама не посмела бы нарушить его «домашнее благополучие», но он «успел ей прийти на помощь».
    В это же время Т.Гейнсборо написал портрет супруги в чёрной мантилье. В нём можно увидеть аллегорию земной любви. В средние века покрывало, спускающееся с головы на плечи, было знаком замужнего положения дамы, а рука, прижатая к груди, означала супружескую верность. Написать портрет Маргарэт с такой теплотой мог только очень близкий человек. А в портрете Долли Т.Гейнсборо выразил «глубинную суть души художника». «Дама в голубом» - это аллегория небесной любви. Близко к сердцу приняв боль несчастной женщины, он создал обобщённый образ, недосягаемый идеал, взыва-ющий к милосердию и человеколюбию.
   Написанная в 18 веке, одетая и причёсанная, как знатная особа 17 века, «Дама в голубом» признаётся в сердечной верности кому-то, нам неизвестному, кто изображён на её браслете. Вокруг неё нет реального просранства. Вокруг неё наполненная тишина. Она с нами и не с нами. Она вне земной суеты и вне времени. Она смотрит на нас из далёкого прошлого, и нет в её глазах обиды и упрёка, а только немой вопрос: «Посмотрите на меня… ах, разве можно меня обидеть?»
   Я был потрясён. Я, человек двадцать первого века испытывал, наверное, такие же чувства, как и великий художник Томас Гейнсборо, живший более двухсот лет тому назад. Я словно стряхнул с себя всю шелуху обыденной суетной жизни, расправил плечи и  вдохнул чистого, освежающего воздуха. И, как мужчина, я понимал своего далёкого друга: «Милая, преданная, всё понимающая Маргарэт не должна была ни видеть этот портрет, ни что-либо знать о нём.» И Т.Гейнсборо об этом позаботился.
   Не знаю, смогу ли я когда-нибудь найти документы, подтверждающие, что на портрете
Т.Гейнсборо «Дама в голубом» изображена Грейс Далримпл Элиот, но теперь меня влекла другая дама – «Дама в голубом» К.Сомова. Какая тайна кроется в создании этого портрета? Зачем он взял за образец картину Т.Гейнсборо? И почему недосягаемый идеал художники обязательно видят в голубом?   

   
                Список иллюстраций


1. Автопортрет или портрет Т.Гейнсборо.
2. Т.Гейнсборо.  «Дама в голубом». 1778г. Эрмитаж.
3. К.Сомов.  «Дама в голубом». 1897-1900гг. ГТГ.
4. Т.Гейнсборо.  «Портрет Грейс Далримпл Эллиот в жёлтом платье». 1778г.
5. Т.Гейнсборо.  «Портрет Маргарэт Барр в чёрной мантилье». 1778г.
6. Т.Гейнсборо.  «Портрет миссис Хортон (герцогиня Кэмберленд). 1766г.
7. Т.Гейнсборо.  «Портрет миссис Ричард Бринсли Шеридан».
8. Т.Гейнсборо. Пейзаж.

 


Рецензии
У англичан голубой это символ печали. От сюда слово БЛЮЗ.

Диана Никова   20.06.2023 14:26     Заявить о нарушении
Извините, Диана за любопытство. Мой бывший оставил мне редкую фамилию, его звали Геннадий Павлович, он Вам не родственник?

Ната Никова   20.06.2023 15:56   Заявить о нарушении
Нет. Никова - это псевдоним, который является лишь 2-й частью моей девичьей фамилии)))

Диана Никова   20.06.2023 16:49   Заявить о нарушении