Память не имеет давности

      Этот рассказ имеет под собой реальную основу Одно из событий моего детства, к которому, в некоторой степени имела отношение моя семья.


      Я проснулась от стука в окно моей комнаты - испугалась.За окном лил проливной , осенний , холодный, ноябрьский дождь. Вскочила и побежала в спальню родителей. Отец уже поднялся и направился к двери.


     В проеме двери стояли трое мужчин в плащах и показали папе какую-то небольшую книжечку-удостоверение. Папа пропустил их в прихожую. Мне, девятилетней девчушке было интересно, кто эти люди, но папа закрыл двери и мне пришлось снова улечься в постель. Но , заснуть мне не удалось. Я слышала, что папа сказал маме, о том, что ему нужно ненадолго уйти и он скоро вернется. Я подбежала к окну и увидела , что у ворот нашего дома стояла черная машина « Волга». Мне очень нравились такие машины,но, в то время их не так уж и много было, даже в нашем областном центре.


          Уже рассвет, мрачный и мокрый наступал лениво, как бы нехотя. Отец вернулся домой и на расспросы мамы , где он был и что это были за люди, он ответил:»Аннушка, ты же жена бывшего военного. Если бы можно было рассказать я бы не молчал!» На этом вроде бы закончилась эта странная история.


       Прошло полтора года. Однажды папа пришел домой,с газетой в руке , собрал всех домочадцев, рассадил возле нашего большого круглого стола и стал читать газету. Газета была областной из Западной Украины. В ней сообщалось, что такого-то числа и года в городе состоялось заседание народного суда над предателем Родины, служившем в зондеркоманде СС»Галичина» и в немалом чине. На его счету сотни , лично расстреляных и замученных военнопленных, местных жителей, евреев. После освобождения   местности, в которой лютовал злодей, он не ушел на Запад со своими хозяевами.Хитрая, подлая душа смекнула, что на Западе ему все равно придет конец, он аккуратно, изменив всего одну букву в своей фамилии, пробрался в  недавно,  освобожденный Донбасс. По липовой справке сделал себе «белый билет»  -  освобождение от воинской службы по состоянию здоровья и устроился на коксохимический завод. Через полгода женился на вдове, муж которой геройски погиб в первые дни войны. Жили они плохо. Жестокий и неуправляемый муж избивал жену за малейшую провинность и, не дай Бог, она кому-то пожаловалась бы! Забитая и запуганная женщина даже подруг не имела.


      Так и жила семья ни с кем не общаясь. Зато на работе авторитет предатель заработал! В партию вступил, орден Ленина получил за многолетний труд на благо Родины! Его уважали, награждали грамотами, путевками на лечение в Крым.


      Но, как ведется, преступника всегда тянет на место преступления. Однажды он взял отпуск и поехал на Западную Украину.Оказывается, имел здесь, изверг, жену и детей. Много лет прошло, думал не узнают его здесь люди, а о любимой женщине и детях он думал и очень хотел увидеть их. Раньше приезжать и сообщать о себе он боялся, потому что  каждый год, по всей стране ловили и судили прихвостней фашистских и он знал , что в списках разыскиваемых за военные преступления  - он в первых рядах!


         Шел он по перрону вокзала спокойной походкой, разглядывая витрины ларьков и вдруг, прямо на него , ковыляя, бежала старуха и кричала:» Люды, держить цього гада, вбывцю! Вин сыночка мого застрэлыв на моих руках и мене, тою кулэю наскризь прошив! Та я жива залишилася! Держить його!». Старушка с размаху ударилась о его грудь и потеряла сознание. Собрались люди. Он, быстро сказал что бабушке плохо, зовите медсестру. Тогда при вокзалах были медпункты, а сам бегом помчался в кассу брать билет обратно.


        Приехав  домой, он  продал жилье и купил половину дома на нашей улице, где жила и моя семья. К тому времени  по «горячей сетке» и вредности коксохимического производства, он вышел на пенсию. То ли не давало ему жить дальше его ужасное прошлое, то ли страх быть разоблаченным, не давал ему спать, только пил наш сосед по- черному и уже открыто избивал жену.


        Мой отец, бывший кадровый военный, политрук в это время  исполнял обязанности квартального. Приближалось Первое мая. Люди убирали участки перед домами, белили деревья, вывешивали красные государственные флаги. А у соседа лежали кучи мусора.  Отец вызвал хозяина и указал ему на беспорядок. В ответ раздался пьяный истерический крик: « Пишов геть, комуняка! Я такым, як ты,  десяткамы, сотнямы з пистоля по потылицям мизкы розмазував!». Отец  ушел, списав все на пьяный бред соседа. Но, слова эти не давали отцу покоя. Был у папы товарищ. Вместе  воевали в финскую войну и от Москвы до Польши бок о бок шли. Поделился папа с товарищем этим происшествием.После войны товарищ отца  работал преподавателем в школе КГБ. Его заинтересовал этот случай…


        И вот ноябрьская ночь. Трое мужчин в плащах попросили отца посодействовать в задержании опасного преступника. Отец, должен был вызвать соседа , чтобы тот открыл двери. Остальное сделали сотрудники. Соседа арестовали , а с папы взяли подписку о неразглашении.


       Только через полтора года областной народный суд вынес приговор нашему соседу и еще нескольким  бывшим полицаям заслуженный приговор – расстрел…


      Соседа искали  три года, после того, как на вокзале его опознала свидетель. Она рассказала, кто он, как его фамилия и как его зовут, какие зверства он осуществлял над населением, как  позировал перед фотоаппаратами,  положив ногу в начищенном немецком сапоге на голову, только что убитого еврейского ребенка. Помог его разыскать и товарищ моего отца. Сопоставив данные рассказа женщины и моего отца, органы безопасности вышли на преступника.


     Когда я стала старше, я не могла понять, как могли такие люди, как раковая опухоль, прорастать среди народа, который они сознательно, нещадно уничтожали? Как мог этот изверг рода человеческого, так  войти в доверие, чтобы получить Орден Ленина за труд во благо Родины, которую он предал! Я намерено не называю его фамилию и место жительство, и местность, где творил зло, этот человек. У него были дети. Сейчас уже и внуки и правнуки. Людская месть не имеет давности. Дети ни в чем не виноваты. Они тоже читали газету с  судебным процессом. Скорее всего, семья сменила фамилию и выехала в другой  населенный пункт.


        И как сейчас, когда моя жизнь почти прожита, мне страшно слышать от наших власть имущих, о любви к нашей стране и народу, когда страны уже  почти нет, когда брат убивает брата, когда народ, который строил эту страну, страну, которая гудела заводами, шумела стройками, которая кормила хлебом половину Европы…, нищая, убогая, стоит с протянутой рукой перед теми, кто выжигал ее огнем,уничтожал ее мечом в сороковые годы минувшего столетия, кто возрождает на нашей земле идеи нацизма и фашизма! Господи, спаси наш народ! Дай детям нашим разума и сил, остановить гибель Украины! Открой, Господи, глаза народу, кому они доверяют свое настоящее и будущее! Не страшно умирать нам, прожившим свою жизнь! Страшно жить!


Рецензии