Жизнь в цветных пятнах 17

Быт и развитие 3.
Главную цель маминого воспитания можно выразить единственной фразой: а как она будет жить сама?
Подготовить меня к взрослой жизни - этому подчинялось многое.
Учить незрячего ребёнка, как я раньше писала, можно двумя простыми способами: первый - производить его рукой нужное действие; второй -  положив ладонь малыша на свою, делать работу, которую он проследит своей ручкой.
О себе скажу, второй способ никогда не давал результата. Из всего рабочего процесса мне запоминалось только непонятное, хаотичное сгибание, разгибание пальцев.
   Способ предельно простой. Сложно его освоение.
Когда учится зрячий малыш, в процессе есть три участника: глаз, рука и мозг.
Глаз смотрит, что мама делает, рассказывая об этом мозгу. Когда детская рука начинает работать, глаз посылает сигнал: «Неправильно. Надо сильнее согнуть, положи пальчик левей». Рука подчиняется.
Конечно, мозг малыша порой ошибается, капризничает, не слушает маму, до взрослого разума ему ещё далеко. На пути обучения зрячего ребёнка ожидает немало ям и ухабов.

   Но когда на дорогу освоения дела  встаёт слепой малыш, ему помогают только мозг и рука. Некому наблюдать за мамой, некому рассказать мозгу об ошибке.
Получая сигналы пальцев, мозг должен понять рабочий процесс, как цепочку последовательных действий, которые производятся одно за другим, вовсе не как целостную картину, какую видишь со стороны.
   Рука должна освоить работу безошибочно, пользуясь собственным опытом и пониманием верности действия мозгом.
В этом участие взрослых неоценимо! Нужно знать, малыш не поймёт задачу с первого раза. Впереди ждёт десятый, двадцатый, сто пятый. Вот ребёнку  показалось, он что-то понял, рука спешит выполнить дело. Хорошо, если взрослый станет его глазами, скажет: «Положи пальчик прямо. Возьми иголочку ближе к краю. Веди тряпку ровней, проверь, есть тут пыль или нет».
   У меня не хватало терпения. Я не раз отчаивалась, бросала шнурки, косички, ножик, убегала в комнату рыдать.
Когда мама брала мои руки в свои, я совершенно непроизвольно сжимала пальцы, как клещи, не давая ей спокойно ими манипулировать.
-  Да разожми ты их. Ну чего ты в него так вцепилась.
Конечно, у каждого ребёнка своя скорость освоения дела. Я никогда не отличалась быстротой. Чтобы понять, как действовать правильно, мне было мало обычных занятий рядом с другими незрячими в специальной школе.
Забирая меня на каникулы, мама подходила к учителям, спрашивала, чем нужно со мной позаниматься.
-  Пожалуйста, поучите её шить.

   За окном осень. В моих руках иголка и старый носовой платок. Я не пойму, как их держать, не знаю, как сделать, чтобы нитка не путалась.
-  Доча, тремя пальчиками бери. Держи её прямо, когда протыкаешь ткань. Аккуратно проводи ниточку.
   Мама видит, как иголка вихляет в моих непослушных пальцах. Она совершенно не верит, что сумеет меня когда-нибудь научить делать этот самый простейший шов.
Но снова и снова, и снова я пытаюсь прокалывать ткань, вести прямую линию нити.
И, о чудо! Однажды у меня получается. В следующей четверти я больше не отстаю от других.
  «Ура! Я это умею! Меня похвалили! Я сделала шов лучше подружки!»

Старания взрослых всегда окупаются. Незрячий ребёнок приобретает опыт, множество знаний о жизни.
Наступает день, когда для освоения дела достаточно одних объяснений, человек научился работать и жить самостоятельно.


Продолжение
http://proza.ru/2020/03/18/992


Рецензии
Частенько, терпения и нехватает, чтоб сделать верное вдумчивое действие.

Серёга Дмитриев   20.03.2022 12:47     Заявить о нарушении
Так потому и нервничали обе.

Лидия Сарычева   21.03.2022 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.