Вопрос демократии

ВОПРОС ДЕМОКРАТИИ

Демократия, свобода и права человека - дело, в общем не плохое. Но она становится оружием разрушения при одном единственном условии - если государственная школа и государственные гуманитарные вузы развиваются...

* по своим собственным программам, не связанным с общей государственной идеей:

* по навязанным программам, завезенным извне.

Это происходит в том случае, когда ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ УПРАЗДНЯЕТСЯ ПОД НАПОРОМ ПЛЮРАЛИЗМА .

А что такое плюрализм, как не ВБРАСЫВАНИЕ чуждых идей, размывающих государственные устои?

И это при том, что носители идеи плюрализма - это РАЗРУШИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ВОСПИТЫВАЮТСЯ ВНЕ РАМОК ДАННОГО ГОСУДАРСТВА, ПО ИНЫМ ЗАКОНАМ И ПРОГРАММАМ, В ИНЫХ СИСТЕМАХ ЦЕННОСТЕЙ.

Стабильная программа гуманитарного образования в Древнем Риме 4 века, - пишет Л. Гаспаров в работе "АВСОНИЙ И ЕГО ВРЕМЯ", - обеспечивало "то един­ство (хотя бы на самом эле­мен­тар­ном уровне) идей­ных взглядов и худо­же­ст­вен­ных вку­сов, без кото­ро­го невоз­мож­но ника­кое обще­ство".

И уче­ный богач, - отмечает Л.Гаспаров, - и полу­гра­мот­ный обы­ва­тель оди­на­ко­во чти­ли как обра­зец кра­соты «Эне­иду» Вер­ги­лия. И хотя один видел в ней впя­те­ро боль­ше, чем дру­гой, -- тем не менее, не отвер­гал ниче­го из того, что видел дру­гой. И это очень важ­но, потому что таков он и есть "общий язык", на котором мыслит и говорит государственный народ.

В этой связи мне хотелось бы напомнить читателям о том, как по-разному в нынешней России воспринимаются светочи русской словесности. О Льве Толстом многие высказываются с пренебрежением, допуская иронию или неприличные шутки, связанные с его личной жизнью. Что уж говорить о Достоевском, которого называют то развратником, то алкоголиком, то больным, игнорируя, при этом, его работы, в которых он показал себя гением.

А, между тем, наше население, особенно молодая его часть, скоро либо вообще замолчит, либо начнет выражать свои эмоции нечленораздельными буквами, вроде "брлспб", либо превратится в говорящих попугаев, вызубривших несколько популярных мемов.

При этом, наша риторика (особенно чиновничья), становится все более рутинной и казенной. И ее будничную тошнотворность разряжает только сквернословие, брошенное в публичный эфир каким-нибудь "продвинутым" чиновником, находящимся на ступени низшего образования, пригодного разве что для спорта или для базара.

В Риме же риторике учили в высшей школе специально. И вовсе не для красивой болтовни на форумах, не для суесловия, а для того, чтобы слово государственного чиновника соответствовало его делу. Для того, чтобы он понимал, ЧТО он говорит и нес ответственность за сказанное.

Империя Древнего Рима СВЯЗЫВАЛАСЬ огромным бюро­кра­ти­че­ским аппа­ра­том. Чтобы этот аппа­рат себя оправ­ды­вал, нуж­но было, чтобы отче­ты, посту­паю­щие сни­зу вверх, и дирек­ти­вы, посту­паю­щие свер­ху вниз, - были ясны и выра­зи­тель­ны. А для это­го необходимо было, чтобы чинов­ни­ки всех инстан­ций хоро­шо вла­де­ли сло­вом, понимали друг друга, а не только разбирались в схемах.

По этой причине государ­ст­вен­ная власть отно­си­лась к школь­но­му делу очень вни­ма­тель­но. Грам­ма­ти­ки и рито­ры (учителя) освобождались от всех нало­гов и повин­но­стей. В каж­дом горо­де несколь­ко школ содер­жа­лось на обще­ст­вен­ный счет, а импе­ра­тор­ские чинов­ни­ки следи­ли за успе­ха­ми школяров, наме­чая луч­ших из них для государ­ст­вен­ной служ­бы.

А что стало бы с государством, школьная система которого оказалась бы раздробленной в соответствии с идеей плюрализма? Оно бы развалилось. Потому что его населили бы люди, которые не смогли бы договориться между собой даже по таким простым вопросам, как отношение к Толстому и Достоевскому или "Что такое хорошо и что такое плохо".

Да, демократия вполне себе могла бы быть позитивной вещью. Но только в том случае, если б она не разрушала государственную форму и руководствовалась бы четким законом, а не той расплывчатой формулой, которую затвердили представители западного либерализма. А именно: "разрешено все, что не запрещено!"

Ибо то, что не запрещено регламентируется не столько законом, сколько ОБЩИМ ДЛЯ ВСЕХ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ГРАЖДАН СТРАНЫ страны (моралью), заинтересованных в том, чтобы каждодневно и ежечасно сохранять и возобновлять оптимальную государственную форму, а не разрушать ее, подобно самоубийцам.


Рецензии