2. Зеркальная комната-Приключения царя обезьян

...Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Лягла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.

       - XI -
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток:
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она... - А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Гл. 5.
   *      *       *
 
Люди издавна видели в зеркалах нечто таинственное: портал - окно в иной мир. С зеркалами связано много суеверий и гаданий - предсказания будущего. Но, может быть, дело не в зеркалах, а в сознании человека: оно как зеркальная комната - такие есть сведения. Перед зеркалом этой комнате легче открыться. А сны - портал в эту зеркальную комнату.

Зеркалом - порталом в некую информацию может сработать не только само зеркало, но сохранённое памятью изображение. В фильме "Сны Акира Куросава" - 8 новелл - снов. И в одной из новелл зеркалом - дверью в иномирие срабатывает картина Ван Гога: герой новеллы как бы оказывается в картинной реальности и там говорит с художником Ван Гогом. "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" - гласит пословица. Когда мы смотримся в картину тело то наше остаётся на месте, а вот сознание... Неведомы его перемещения.

 Речь ниже собственно, пойдёт не о физических зеркалах, но как раз о снах как расширяюших возможности сознания  зеркалах. В литературе сны тоже играют большую сюжетно образующую роль. Но чтобы сон стал компонетом литературного произведения, с ним неминуемо надо научиться "дружить" в жизни: осознатьо интересность сна как сложной способности человеческого сознания совмещать вы физической реальности несовместимое.

Я совершенно уверен, что знаменитые фантасты братья Стругацкие и Станислав Лемм, и другие – прочие хорошие фантасты  – все они тоже многое  для своих книг брали из своих же снов. Когда припомним, так русская проза вообще начинается с Пушкина «Капитанской дочки», символический центр какого романа - есть сон застигнутого снежным бураном Петруши Гринёва. Во времена Пушкина отсутствовали современные научные о снах работы, поэтому сочинить сон Гринёва можно было только одним образом: Пушкин наблюдал свои сны – работу своего сознания.  (За широкой известностью и доступностью в интернете сон Гринёва здесь не цитируется)

Отталкиваясь от сна Гринёва, до предела использовал приёмы сна в прозе Михаил Булгаков. Одна из его знаменитых пьес так и называется – «БЕГ. Восемь снов». В «Театральном романе» во многом автобиографичный Булгакову герой Максудов видит во сне пьесу самого Булгакова «Дни Турбиных»:

СОН  МАКСУДОВА ИЗ  "ТЕАТРАЛЬНОГО  РОМАНА"  МИХАИЛА  БУЛГАКОВА: «В ь ю г а  разбудила  меня однажды.  Вьюжный был март и бушевал,  хотя и шел уже к концу.  И опять,  как тогда, я проснулся в слезах! Какая слабость, ах, какая слабость! И опять те же люди,  и опять дальний город,  и бок рояля, и выстрелы, и еще какой-то поверженный на снегу.  Родились эти   люди   в  снах,  вышли  из  снов и  прочнейшим  образом обосновались в моей келье. Ясно было, что с ними так не разойтись. Но что же делать с ними?» - и Максудов начал писать пьесу. Что же, всё искусство можно назвать художественным сном человечества о самом себе, - дарованная природой – зеркальностью сознания – способность.

Этот первый описанный в романе сон Максудова самого высокого уровня: герой видит картинки не только своего прошлого, - подобно как во сне Гринёва через сон Максудова протекает история. и кто докажет, что сознание человека не обладает такой способностью?! Сны героев Булгакова так интересны, что не откажу себе в удовольствии привести ещё пару примеров.

СНЫ  МАКСУДОВА ИЗ «ТЕАТРАЛЬНОГО РОМАНА  БУЛГАКОВА. Написанную Максудовым пьесу театр отвергает. Максудов мучается и видит сюжетно дивно организованный сон: «О т ч е т л и в о   я  помню сон, приснившийся в ночь с двадцатого на двадцать первое (января). Громадный зал во дворце, и я будто бы иду по залу. В подсвечниках дымно горят свечи, тяжелые, жирные, золотистые. Одет я странно, ноги обтянуты трико, словом, я не в нашем веке, а в пятнадцатом.

И д у  я  п о   з а л у,  а на поясе у меня кинжал. Вся прелесть сна заключалась не в том, что я явный правитель, а именно в этом кинжале, которого явно боялись придворные, стоящие у дверей. Вино не может опьянить так, как этот кинжал, и, улыбаясь, нет, смеясь во сне, я бесшумно шел к дверям. Сон был прелестен до такой степени, что, проснувшись, я еще смеялся некоторое время…»

Вышеприведённый сон Максудова - это сон «маленького человека» о неудовлетворённой жажде власти, - сон психологически ясно сознанием  мотивированный. В этом смысле сон Гринёва – не его сознанием – не из осколков его сознания немотивированный сон «свыше». Однако в сюжете «Театрального романа» сон о правителе производит поворот: театр ставит пьесу. Что не уменьшает мучений автора: ставят пьесу не так, как он считает нужным.

Репетиции пьесы Максудова оказались для автора садистки мучительны (на сцене всё не так, как на бумаге!):  «М ы с л и  были  прикованы только к одному,  к пьесе,  она заполняла все время - даже сны,  потому что снилась уже исполненной в каких-то  небывающих декорациях,  снилась снятой с репертуара,  снилась провалившейся или имеющей огромный успех.  Во втором из этих случаев, помнится, ее играли на наклонных лесах,  на которых актеры рассыпались,  как штукатуры…

Автор почему-то находился тут же, расхаживая по утлым перекладинам так же свободно, как муха по стене, а внизу были липы и яблони, ибо пьеса шла в саду, наполненном возбужденной публикой. В первом  наичаще  снился  вариант - автор,  идя на генеральную,  забыл надеть брюки…» - перед нами типажный вариант сконструированного из осколков дневного сознания и тревог тяжёлого, не дарящего отдых сна.  (Булгаков по способностям – гениальный психиатр!)

Необыкновенен этот очередной типажный сон Максудова сон только художественной записью и своей сюжетно организующей ролью в художественном тексте. Что же касается неодетых брюк (или юбки), то такой сон снился, без преувеличения сказать, миллионам усталых – перегруженных работой личностей-профессионалов. И будет в будущем сниться: это известный «трюк» символизирующего свою усталость сознания.

 «Театральный роман» оборван самоубийством Максудова. Можно сказать, что герой погиб, потому что не смог утвердится в  своём сне о власти, и его «сожрали» - раздёргали сны о нерелизации и одиночестве. Герой слишком более себя любил театр и верил в него. Поэтому героя «пожрал» театр – великое зеркало непрерывных превращений. Из какого сюжета вытекает за пределами одного лит-произведения урок: сознание обладает способностью само программирования и само-ответов на самому себе заданные вопросы. (А Булгаков ещё раз по уровню понимания работы сознания человека - гениальный психиатр!) Но сознание всё-таки должно иметь какую-то определённую точку опоры в земном трёхмерном мире: нельзя позволить себя морально уничтожить.
__________________________


 ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМНАТА – СХЕМА СОЗНАНИЯ. Граница между явью и снами не в романах а в жизни – где она?  И как ответ на этот вопрос у автора статьи «вылетели» очередные сны. В первом сне была с несколькими зеркалами комната. Зеркала разной формы и под разными углами повёрнутые отражали совсем не смотрящегося, а чего в комнате не было: куски жизней, какие то другие комнаты...

В одном из зеркал автор увидел вдали свою очень молодую мать до своего рождения, какой он её в жизни не помнил. Потом увидел себя ребёнком лет 5: помню, я был из тех детей, что стремятся непременно найти лужу и влезть в неё. Так вот я себя в весенней луже в беленькой уже в грязных пятнах шапочке и увидел сначала издалека, потом чуть ли не осязаемо в той же луже очутился с мокрыми в цыпках руками. Проблема в том, что пятилетний ребёнок не мог видеть первые кадры – не мог себя видеть со стороны. Спрашивается: представленная картинка - память моей матери или способность сознания хранить стороннюю информацию о самом себе – хранить чужие взгляды? Или - и то, и другое вместе?!

 Но вернёмся к зеркальной комнате: во сне ближние к смотрящемуся зеркала норовили наподобие водоворота затянуть в себя опасно и неудержимо. Спастись от этого можно было в центре комнаты: там была какая-то светлая пустота, но как бы пропадало ощущение бытия: не было никакого ощущения собственного присутствия… Когда же в зеркала никто не смотрел, отражения смывались – сминались как водные отражения. Откуда  известно, что отражения смывались – ходили волнами, когда никто не смотрел?! О! во сне всё возможно!
________________________________

СОЗНАНИЕ – ЗЕРКАЛО  И  ОБЕЗЬЯНА. Оказывается, что связь одного сознания со Всем во всех мирах (Восток придерживается теории о множестве миров, вложенных друг в друга наподобие матрёшки) в виде зеркальной комнаты – очень древняя идея, отражённая ещё в литературе Древнего Китая. Есть такой созданный накануне гибели империи Мин (1368-1644) причудливый роман даосского монаха Дун Юе «Приключения царя обезьян», где описано множество миров и всё превращается во всё вполне по законам снов. Вдобавок герой романа – царь обезьян по имени Сунь Укун попадает в странную башню:

 «С о   в с е х   с т о р о н   на него лился свет, жмурясь от его слепящих лучей, Сунь Укун огляделся и увидел, что очутился в стеклянной башне. Вверху большой лист стекла служил потолком, а внизу такой же – заменял пол. Убранство башни составляло ложе из пурпурного стекла, десять стульев из стекла зеленого, как малахит, столик розового стекла с черным стеклянным чайником и парой стеклянных колокольчиков на нем. Все восемь окон башни – из голубого стекла – были плотно затворены. Н е   п о н и  м а я,  куда он попал, Сунь Укун даже немного струхнул. Он поглядел вокруг и заметил, что стены башни сложены из драгоценных зеркал. Их был, наверное, целый миллион – больших и маленьких, квадратных и круглых, и самой невероятной формы.

Сунь Укун не смог бы их всех сосчитать и запомнил только некоторые: вот зеркало “Небесный Император” с крюком в виде изогнувшего спину зверя… зеркало сомнения в себе, зеркало-цветок, зеркало дуновений… зеркало, подобное пурпурному цветку лотоса, водяное зеркало, зеркало…  лотосовое зеркало из блестящего листа железа, зеркала, в которых отражались то сам смотревшийся в них, то какие-то другие люди, зеркало-луна… В одном зеркале было отражение ханьского императора У-ди, скорбящего о возлюбленной, в другом – зеленый замок.

А   е щ е   Сунь Укун увидел зеркало покоя, зеркало извечно отсутствующего…  зеркало безмолвия, зеркало, удерживающее в себе отражение… зеркало смеха, зеркало-подушка, зеркало, которое ничего не отражает, летающее зеркало. “А тут весело! – подумал Сунь Укун. – Пускай я отражусь сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч раз!”  Он стал глядеться во все зеркала подряд, но вместо собственного отражения в каждом зеркале увидел особый мир со своими солнцем и луной, горами и лесами…».

В этой странной башне Царь Обезьян встречает человека, который по логике вещей (по физическому положению в земном трёхмерном пространстве на данное время) должен был бы находиться совсем в другом месте:
– Десять тысяч извинений, благодетель! Что вы здесь делаете? И как могло получиться, что мы очутились в одном и том же месте?
– И вовсе мы не в одном и том же месте, – возразил Лю Боцинь. – Ты в мире кого-то другого, а я в твоем мире.
– Но если мы не в одном и том же месте, то почему мы видим друг друга?
– Да я смотрю, ты ничего не понимаешь! – воскликнул Лю Боцинь. – Эту Башню Миллионов Зеркал построил Владыка Маленькой Луны. В ней каждое зеркало вмещает в себя целый мир. В этих зеркалах хранится отражение каждого дерева и каждой былинки в мире – всего, что движется и застыло в покое. Что бы ни пожелал увидеть владыка, все в них является его взору. Оттого эта башня носит название “Три Тысячи Больших Миров”…» (перевод с китайского - В.В. Малявина)
__________________________

СХЕМА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СОЗНАНИЯ. Едва ли подлежит сомнению, что в даосизме существовало более ясное понятие работы сознания человека, чем то, которое ныне может предложить наука и медицина. Под видом причудливого романа-арабески монах-даос не без насмешки описывает схему человеческого сознания. Получается это у древнего автора непревзойдённо красочно и красиво. И далее герой романа «Приключения царя обезьян», проделав в одном из зеркал дырку, попадает в его зеркальный мир. Но дырка, в принципе, не нужна: дырка – это символ для читателя. Стоит в какое-либо зеркало сознания всмотреться, – и без дырки затянет. Зато возвратиться из зеркального мира Царю Обезьян оказалось много труднее, чем попасть туда, но это уже его история (роман выложен в интернете).

ВОПРОС:  А случайно ли герой карнавально всепревращающегося даосского романа и сам могущий превращаться в кого угодно есть именно - царь обезьян? В ехидных даосских легендах неуравновешенное медитационными практиками обыденное сознание человека нередко сравнивается с кривляющейся – подражающей увиденному обезьяной. Кроме того образ сознания как зеркальной комнаты даосы создали, наблюдая за своим сознанием, а не внушая сознанию этот образ (последнее предположение – абсурдно!).
________________________

СОН  О  МИКРОСКОПАХ. Выше процитировано было художественное изложение идеи мастером стиля своего времени Дун Юе. Сны сами по себе гораздо компактнее. Второй автора статьи сон про символичное устройство сознания по красоте даже близко не сравним с описанием Дун Юе в пользу последнего. Мне всего-то снились прозаично, как в лаборатории, выставленные в ряд несколько микроскопов: одни из них изображение увеличивали, другие уменьшали. И всмотревшись в один микроскоп я стал неприятно проваливаться… Ощутил острое желание проснуться, - и проснулся. Предполагаю, что этот простенький сон понравился бы Евгению Базарову («Отцы и дети» И. Тургенева), более даосского романа.

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМНАТА – ЭТО СИМВОЛ. Информационным зеркалом может сработать любое место: везде разлита какая-то информация о прошлом. Особенно сильно «зеркальность» сознания может сработать в новом месте. Почему? Потому что сознание оказывается оторванным от отупляющего его быта -  в любом случае отупляющего: автоматически всегда на своих местах удобства жизни как бы закрепляют в сознании определённые «отражения», а значит, на определённом уровне всегда притупляют новизну постижения! (За материальную базу удобств всегда приходится платить утратой значительной части тонкого уровня! – что хорошо знали в древности, но сейчас подзабыли.)

Сознание «зеркалит» так, что самому не верится. Например, я читал «Этногенез и биосфера» Льва Гумилёва и не дочитал… Отложил книгу, а от многих дел дочитывание и застопорилось. После на какую то ночь снится как туча мрачный, крайне недовольный Лев Николаевич (на его лекциях был, человека представляю) в мятой клетчатой рубашке. Молчит и разговаривать не желает. Впечатлившись таким сном, я и срочно книгу дочитал. И той же ночью снится довольный Лев Николаевич в шикарном фраке, в каком в жизни никогда не ходил. Сидим с ним в красивом кафе за отдельным столиком, пьем чай, разговариваем про «Биосферу». Радостный сон получился.
____________________

САМЫЙ  СТРАШНЫЙ  СОН. А недавно приснился очередной из серии самых страшных сон. Нет, кровожадных монстров и тотальной войны там не было, - и не ждите. Просто лет пять назад у меня умер очень хороший друг Серёга  47 лет, большой умница, отличный товарищ, только за своим здоровьем плохо следил. Такого друга, наверное, у меня уже не будет.  Понятно,  все по ушедшим тоскуют: не хватает мне его. И вот снится мне, что он воскрес в совершенно живом обыденном виде: явился он во сне напротив зеркала или даже из него (я не помню это). Но был Сергей печальный, и говорит:

- Я всегда подозревал, что христиане в чём-то правы (это он про свое воскресение, - он был «технарь»), только они всё перепутали. Оказывается, воскреснуть - это нетрудно, но не нужно этого совсем. Знаешь, как тяжело вернуться туда, где твоего уже ничего нет?! И все знакомые ведут себя совсем не так, как предполагалось! Уж лучше я снова умру. Но поскольку я уже чудесно воскресший, то никаких вам неприятностей с этими отвратительными похоронами не будет: я, как явился, так и исчезну. Но у меня к тебе просьба есть: передай NN, что я воскрес и снова ушёл, но про него даже на том свете помню. Непременно передай: мне это очень нужно!

Проснулся я утром, погрустил, повздыхал, и вдруг  понимаю: об NN я только едва что-то слышал, вроде встречались мельком как-то?.. Через неделю припоминаний и дотошных расспросов других приятелей выяснилось: NN моего друга когда-то очень неприятно предал тому уже давно, ещё до нашего с Сергеем знакомства. Да как же такие экстравагантности передавать – рассказывать почти незнакомому?! Но память о сне меня давила и давила. Поэтому, отодвинув приличия, пошёл и передал – рассказал. В ответ получил уж такой непередаваемый взгляд со скандальцем в придачу! Зато настроение исправилось – сон отпустил.

Спросите: почему этот сон страшный? Тут словами не объяснишь: не хватает слов.  Сны ведь вообще за пределами дневной логики: неисчерпаемы варианты их отражений. Вот так, господа присяжные заседатели.


Рецензии