На волне перестройки

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

В конце апреля 1986 года мне позвонили и пригласили в Ленинский райком партии г. Харькова. Когда я пришел, то зав. отделом агитации и пропаганды Полиева сказала, что меня хотят взять на работу в райком, инструктором в её отдел. А мне даже посоветоваться было не с кем. Супруга в то время была на курсах повышения квалификации в Москве. Как раз накануне этого предложения меня повысили на работе. Я стал старшим инженером, а работа, которую я делал, мне очень нравилась. Мне вообще в своей жизни больше всего нравилась работа инженера. Кроме того, мне выделили кооперативную квартиру.

Посоветовался с директором КБ. Тот сказал, что от таких предложений отказываться не надо. Кроме того, можно будет получить не кооперативную, а обычную государственную квартиру. Так я и повёлся на эту мечту. Правда, она так и осталась мечтой.

Когда меня утвердили инструктором, в мои обязанности входило противодействие буржуазной пропаганде, или, как тогда говорили, заниматься контрпропагандой. Вместе с тем, что и как я должен был действовать, никто не говорил. Всё отдавалось мне на откуп.

Первым моим заданием было – обзвонить директоров предприятий района, чтобы они принесли подарки ветеранам, которые должен был через день вручать первый секретарь райкома партии Н. Варжаинов. Это было не трудно. С такой работой я был знаком ещё со времён работы в райкоме комсомола.

Практически сразу после моего перехода на работу в райком партии случилась авария на Чернобыльской АЭС. Не могу сказать, что мы как-то были задействованы в ликвидации аварии. Работники райкома даже толком не информировались о причинах аварии, последствиях для организма и методах обеззараживания территории. На ликвидацию аварии призывались работники предприятий района. Среди них и два работника райкома (Гужва Анатолий) и райисполкома (Чуйко), которые убирали радиоактивный мусор на территории станции наравне с другими людьми. А по нашему городу ездили каждое утро поливочные машины, чтобы радиоактивная пыль не попадала в лёгкие. Также мы организовывали отдых для детей из Киева и Киевской области.

Два года я изучал мнения жителей района, строил кабинет контрпропаганды в ДК железнодорожников, следил за лозунгами, которые несли на демонстрациях трудящиеся предприятий района. Часто заказывал и показывал на партхозактивах района фильмы, разоблачающие капиталистический способ жизни. Мне нравилось изучать материалы, присылаемые из ЦК КПУ. Помню, как «разоблачали» идеологию Бхагаван Шри Раджниш. Тогда я с вниманием изучал его приёмы, как разбирать интересы и мнения, и как обращаться к простым людям.

Через два года уволилась зав. кабинетом политпросвещения Н.Д. Воскобойник, и меня перевели на эту работу. Работа зав. кабинетом политпросвещения мне очень нравилась. Здесь можно было показать всё, на что я был способен. Я с большим энтузиазмом организовывал собрания и семинары для пропагандистов района. На семинарах у меня часто выступал  один из авторов текста Конституции Украины, бывший лидер партии «Вперёд, Украина!». Профессор Киево-Могилянской академии и будущий вице-спикер РАДЫ, Виктор Мусияка. Руководителями секций были: будущий глава большинства в Верховной Раде 3-го созыва, Александр Карпов, будущий известный политолог Вадим Карасёв, доцент кафедры философии ХИРЭ, Чугреев и др. Я старался приглашать на семинары экономистов, юристов, социологов, психологов. Разработал единый график семинаров для пропагандистов района. Ежеквартально выпускал информационный бюллетень, в котором кроме цифр были интервью с руководителями района, информации о планах и перспективах развития района, материалы в помощь пропагандистам. Мои усилия заметили в Доме политпросвещения. Я награждался грамотами, делился опытом, выступал на харьковском телевидении. Я стремился донести до пропагандистов, а через них, до всех трудящихся района правду о перестройке, гласности, о тех экономических задачах, которые нужно было решить перед страной.

Начались реальные выборы депутатов. Сколько мы не призывали выбрать народным депутатом от города председателя горсовета Соколовского, на выборах победил Виталий Коротич. От района тогда победил таксист Сухов. Люди переставали верить нашей пропаганде. «Перестройка» завершилась.

Однажды, в 1990 году, я был на Хлопчатобумажном объединении. Искал парторга цеха. Когда его нашел, поговорили по душам. Я был в о всём белом, чистенький, а он по плечи весь в масле в запачканной маслом робе. В конце разговора он наклонился ко мне и тихо прошептал: - Ну, и побьют, же нас!
Этот работяга не отличал себя, в рабочей одежде, и чистенького работника райкома партии. Меня это поразило. Всё шло к тому, что партия утрачивала своё влияние и свой авторитет.

На следующий день я подошел к секретарю райкома партии, и попросил уволить меня с работы. Хорошо, что от моего начальника отделения в КБ «Восход» поступило предложение вновь перейти на инженерную работу. В общем, через неделю я уже работал ведущим инженером ХФ МПКБ «Восток».


Рецензии