Публика и лайки. Знакомое и банальное

Публика и лайки | Знакомое и банальное

В продолжение полемической статьи Юлии Меламед… Мои наблюдения и размышления…

Коммуникация в контексте Интернета и соц. сетей по сути есть распространение исходного сигнала с последующим возбуждением сопутствующих сигналов (эмоциональных и информационных) и неизбежным эффектом "авторезонанса". Резонанса под действием силы, порождаемой "движением", распространением данного сигнала.

Можно как "раздуть", резко усилить первичный слабый сигнал, так и заблокировать, свести к нулю исходный сильный сигнал. Это определяется как временем и местом возникновения самого сигнала, в какой "пещере" раздуваем огонь (пост в рядовом аккаунте с десятком френдов или размещение в топовом Instagram-ресурсе с сотнями тысяч и миллионами подписчиков), так и степенью вовлечённости, лояльности и активности локальной аудитории (ближайшего окружения).

Если лояльность и активность особых вопросов не вызывают, и публикация всевозможных фотографий наглядно демонстрирует эти важные параметры локальной аудитории, то с вовлечённостью далеко не всё так однозначно.

Она, разумеется, определяется степенью созвучия (консонансом, диссонансом) исходного сигнала как мировосприятию индивидуума (одобряю, протестую), так и его текущему настрою (сколь отзывается данная "тема" в свете повседневной мирской суеты).

В этой неоднородной колебательной системе формируется своя резонансная частота. И формируется отнюдь не просто стихийно. За это отвечают в том числе и встроенные механизмы фильтрации, различные механизмы новостной и поисковой выдачи, напрямую зависящие от хронологии и истории постов, комментариев, лайков и репостов.

В этой колебательной системе нечто неординарное, непонятное, "перпендикулярное" (особенно без понимания его реальной значимости на пределами данной "пещеры"), скорее, раздражает или навевает скуку и тоску. Лайки как закадровые аплодисменты стимулируют вовлечение.

В режиме привычного благодушного миросозерцания (равно как и на объятых пламенем баррикадах революционного протеста) требуется банальное, известное, знакомое, модное… То, что проще, легче и удобнее распознать, вкусить и поддержать.

Николай Андреевич Римский-Корсаков в своём главном автобиографическом труде ("Летопись моей музыкальной жизни", 1909) формулирует сей тезис предельно чётко: "Публика неспособна знакомиться с неизвестным; она приветствует лишь известное, знакомое и модное, т.е. тоже известное".

"Распознавание" является едва ли не главным ключом к вовлечённости масс. Главное и второстепенное, значимое и проходящее, оригинальное и вторичное… Грани между этими полюсами в виртуальной среде с её лайками и репостами быстро стираются. Активно прогрессируют и нас настигают ментальный "астигматизм" и когнитивная слепота…

Применительно к музыке академик Борис Асафьев в 1930 г. довольно точно охарактеризовал подобный процесс: "Чтобы осознать произведение, люди инстинктивно сравнивают между собою «моменты» протекающей музыки и в памяти своей запечатлевают сходные и часто повторяющиеся комплексы созвучий. Эти созвучия мало-помалу фиксируются в сознании и становятся легко узнаваемыми, знакомыми, приятными. При слушании каждого нового сочинения люди сравнивают неизвестные комплексы звучаний с известными и производят отбор, резко отталкивая особенно непривычные сочетания. Повторное слушание, однако, постепенно вызывает узнавание в непривычной связи со знакомыми звукоэлементами. Исходя от окристаллизовавшихся в памяти, в силу развития слуховых навыков, звукоотношений, слух втягивается в поразившие его своей новизной созвучия и устанавливает большее или меньшее сходство их с прежними".

В самом деле, трудно не согласиться с тем, что "рядовой слушатель воспринимает музыку как ряд «отдельностей», приятных или досадных, радуется многократному вариантному появлению тождественных знакомых ему созвучий и относится с недоверием к чуждым сочетаниям".

Полагаю, этот "эффект Асафьева" вполне можно спроецировать на весь контент в виртуальной коммуникативной среде.

Чем больше лайками и репостами "компрессируется" первичный сигнал, тем сильнее он теряет нюансировку и своё качество. Вымывает тонкость слуха аудитории. А без лайков и репостов сигнал попросту быстро затухает... Сама среда упрощается, беднеет и "усредняется"…

Помнится, на заре туманной юности инструментальные композиции Дидье Маруани и группы "Space" я воспринимал как милые акустические декорации без особой претензии на глубину. И что же? Миновало четыре десятка лет, и на фоне нынешней музыкальной какофонии и массмедийной "кунсткамеры" они сегодня звучат уже едва ли не как духовные откровения Иоганна Себастьяна Баха…

--
* Лайк и репост. Что мы любим и пестуем: http://proza.ru/2020/03/03/1792


Рецензии