Лермонтов и Дворжецкий

   Из дневника Дворжецкого:   

   Часы – это страшно, особенно страшно становится, когда обратишь на них внимание. Так, обычно, их не замечаешь, есть они и есть, но стоит задуматься о времени, как о чём-то вещественном, имеющем для тебя лично предел, часы становятся носителем чего-то, от чего хочется выть, кричать, кусаться… Только всё это безрезультатно, как во сне – ты что-то предпринимаешь, куда-то бежишь… Так и в этом случае: можно разбить ЧАСЫ, но ВРЕМЯ всё равно будет отсчитываться – так, как ты это уже видел, ты уже это знаешь, видел эти вспыхивающие беззвучно точки-секунды, появляющиеся ниоткуда цифры минут…
   И в такт этим вспыхивающим точкам в мозгу звучат слова: меньше, меньше, меньше…
   Меньше становится не времени, а тебя самого…
   Часы, вероятно, придумал добрый человек, желающий людям помочь что-то успеть, что-то не потерять, а превратились они в крохотные гильотинки, на глазах отрубающие секунды человеческого существования, и это завораживает, как и всякая казнь.
   «Маятник, как медная секира, срубает головы минут…»

   Эти размышления о времени и часах Владислав написал тогда, когда лечился после двух инфарктов и был связан больничным режимом. Трудоголику Дворжецкому было УЖАСНО сидеть без работы, потому что настоящая жизнь для такого Творца – это когда дни заполнены до отказа – творчеством, поездками, общением с новыми людьми. Об этом же пишет и Лермонтов:

      Так жизнь скучна, когда боренья нет.
      В минувшее проникнув, различить
      В ней мало дел мы можем, в цвете лет
      Она души не будет веселить.
      Мне нужно действовать, я каждый день
      Бессмертным сделать бы желал, как тень
      Великого героя, и понять
      Я не могу, что значит отдыхать.

      Всегда кипит и зреет что-нибудь
      В моем уме. Желанье и тоска
      Тревожат беспрестанно эту грудь.
      Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
      И всё боюсь, что не успею я
      Свершить чего-то! – Жажда бытия
      Во мне сильней страданий роковых,
      Хотя я презираю жизнь других.

   // из стихотворения «1831-го июня 11 дня» //


Рецензии
Было мне четыре годика, я уже наизусть мог читать "Мцыри" М.Ю.Лермонтова. На фильмах,где играл актёр театра и кино В.В.Дворжецкий,выросло наше поколение.Ну вот, море воспоминаний, непреодолимая ностальгия.
С уважением.

Валери Кудряшов   13.03.2020 12:28     Заявить о нарушении
По-настоящему посмотреть и пересмотреть фильмы 70-х люди смогли только с появлением интернета. То же самое можно сказать о поэзии Лермонтова. Так что ностальгии никакой нет, а есть восхищение Вечным Искусством!..

Светлана Шакула   13.03.2020 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.