Зайку бросила хозяйка

             Уже накипело! Нет сил смотреть на этот дурдом, происходящий в нашей стране, и молчать. Молчать от того, что ты не знаешь к кому обратиться? Как достучаться до нашего министерства образования? Как докричаться до нашего правительства: что вы творите? Кого вы хотите вырастить из наших детей?

В прошлом я педагог дошкольного образования. Ну, проще говоря, воспитатель детского сада. Возьму для наглядности один только пример.

В старые советские времена, не дай бог, если воспитатель выведет детей на прогулку с пустыми руками. Выговор обеспечен! Детишки парами идут на свой участок, а ты замыкаешь колонну, таща на себе огромную корзину (или картонную коробку) с игрушками. Чего в ней только нет: и формочки для песка, и мячики, и скакалки, и коробочки с цветными мелками, и машинки, и куклы, и кегли и много-много чего ещё необходимого для интересных игр.

Первое что ты должен сделать на участке – это собрать вокруг себя детей и провести НАБЛЮДЕНИЕ за окружающим миром: «Солнце весной уже светит ярче. Обратите внимание, как оно ласково нам улыбается. Так и хочется сказать: «Здравствуй, солнышко!» Давайте, ребята, с ним поздороваемся… А вон видите – клин по небу летит. Это птицы из тёплого края возвращаются домой. Как бы хорошо им ни было в чужих краях, как бы сытно они там ни питались, а весной они всегда возвращаются на родину, т. к. нет ничего дороже родных мест, где ты родился… А вон почки появились на веточках деревьев. Видите? А что прячется в почках? Правильно! Ярко-зелёные листочки... А небо какое голубое! Зимой оно было серым, холодным, а сейчас такое ярко-голубое. Почему? Правильно! Потому что его своей улыбкой осветило солнышко… А вон облака! На что они похожи?».
Ты рассказываешь детям о явлениях природы, учишь их любить эту природу, радоваться каждой мелочи: солнышку, первому листочку, пению птиц, звонкой капели. И ты читаешь наизусть им стихи известных детских поэтов, где ярко и красочно описываются эти явления. Ты развиваешь их наблюдательность, внимательность, фантазию, образное и абстрактное мышление.

Затем ты с детишками проводишь ПОДВИЖНЫЕ игры. Ой, сколько много мы тогда их знали! «Ручеёк», «Мышеловка», «Догонялки», «Прятки», «Море волнуется», «Удочка», «Третий лишний» или, например, «Съедобное-несъедобное»… Достаточно подбросить мячик вверх и крикнуть: «Булка» и дети должны поймать мячик, т. к. это слово съедобное. А крикнешь: «Тапочек», и дети прячут руки за спину. Можете представить, сколько было смеха, если кто-то ловил мячик на такое слово, – даже малыши знают, что тапочки несъедобны. У маленьких детей очень хорошо развито чувство юмора. И ты придумываешь самые смешные несъедобные слова: «палка», «мочалка», «муха», «червячок», «мыло», а они заливаются звонким смехом над каждой твоей шуткой.
Подвижные игры приносят детям огромный эмоциональный заряд. Они весело и интересно проводят время на свежем воздухе. А если ребятам весело и интересно, то им некогда драться, толкаться, проявлять какую-то агрессию по отношению друг к другу. (А агрессия иногда у детей проявляется, если в их семьях нездоровая обстановка). И твоя задача как педагога научить их любить, дружить и общаться доброжелательно и корректно: угостили конфеткой – скажи спасибо, тебе нужна чужая игрушка – попроси разрешения её взять, малышей нельзя обижать, а девочек надо защищать и т. д. Это элементарная этика поведения.

Ты провёл две-три игры, а дальше дети могут развлекаться самостоятельно. Кто-то цветными мелками рисует на асфальте, кто-то лепит формочками из песка, кто-то играет с машинками, а кто-то учится прыгать через скакалку. Каждый находит дело по вкусу. А у тебя, как у водителя за рулём, голова вертится на все 360 градусов. Ты должна спиной(!!!), затылком видеть, что у Серёжи развязался шнурок (надо завязать, а то, не ровен час, упадёт), а у Машеньки расстегнулась верхняя пуговка на шубке (надо застегнуть, а то весной ветер холодный, она опять подхватит бронхит), а Мишка-сорванец снова норовит сбежать на чужой участок, уже «лыжи» навострил (надо его вернуть и дать ему интересное задание, чтобы не сбегал). Ты всё время что-то говоришь-говоришь-говоришь, рот не закрывается. А чтобы детям было интересно тебя слушать, ты иллюстрируешь свои слова различными потешками, стишками, поговорками и пословицами.

И всё время надо быть начеку, чтобы кто-то не упал или кто-то кого-то не толкнул, не обидел, не ударил. У тебя этих гавриков не менее тридцати, а подчас бывает и больше. И ты каждому должен уделить внимание, к каждому найти подход, каждого чем-то заинтересовать. Крутишься как белка в колесе...

Помню, когда я училась в педучилище, наши учителя всегда нам говорили: «Вы имеете право работать с детьми только при одном условии: если у вас есть призвание к педагогике. А как проверить: есть у тебя призвание или нет? Очень просто! СтОит тебе только несколько минут пообщаться с детьми, и они уже к тебе липнут. Если дети за тобой ходят, как цыплята за наседкой, и что бы ты ни говорила, они слушают тебя, раскрыв рты, значит ты создана быть педагогом, это – твоё призвание. А если дети тебя раздражают, ты быстро от них устаёшь, то выбор твоей профессии ошибочен. Лучше перевестись в другое учебное заведение, чтобы потом не мучиться, занимаясь нелюбимым делом».
И мы уже на первом курсе проходили практику, чтобы проверить: есть призвание к педагогике или нет? И это выясняется очень быстро. Тебе в детском саду безумно интересно! Сколько радости доставляет общение с малышами! Они такие славные, такие смышлёные, у них такие чистые открытые души! Только дошколята умеют вот так сильно любить всем сердцем, всей душой. Ты видишь, как они искренне радуются твоему приходу, встречая радостными криками: «Лалиса Гигогивна!», «Лалиса Гигогивна!»... (две буквы «р» в одном имени: Лариса Георгиевна – это уже перебор) ... и вдруг на душе становится так тепло, так светло и хорошо, что все твои невзгоды, переживания и беды моментально улетучиваются бесследно. Ты с головой погружаешь в мир сказок, игр, фантазий, одним словом: в чудесный мир детства…

Какую задачу раньше ставило государство перед педагогом? Формировать ребёнка как Личность. (Специально пишу с заглавной буквы). А что для этого нужно делать? Сеять в души детей разумное, доброе и вечное. А что сейчас сеют в детских садах? Кого или что там формируют? Вся ответственность за воспитание подрастающего поколения возложена на плечи самих родителей или педагогов дополнительного образования. И в итоге...

Приходишь за внуками в детский сад и видишь статуи Свободы. Воспитатели на своих участках стоят как застывшие скульптуры, взирающие сверху вниз на изнывающих от скуки детей. Ни игрушек тебе, ни игр! Дети бродят по участку, пытаясь развлечь себя то катанием на горке, то на карусели. Они похожи на заключённых, которых вывели на прогулку под надзором конвоира, и у них глаза, как у того зайки, которого бросила хозяйка.
Спрашиваю статую:
– А почему вы с детьми не проводите подвижные игры? Они же замерзают на морозе.
Отвечает сухо:
– Это не входит в наши обязанности.
– А что входит в ваши обязанности? Присматривать за детьми? Надзирать? Но тогда вы не воспитатель, а надзиратель или надсмотрщик.

Никак не могу понять: кто отменил эти подвижные игры? Какому министру образования они помешали? И как педагогов можно назвать педагогами, если они не проводят никакого воспитания: ни трудового, ни эстетического, ни морально-нравственного, ни патриотического, ни физического, ни этического. Да они, по-моему, даже таких слов-то не знают.

Складывается такое впечатление, как будто всё специально делается, чтобы дети с малолетства приучались к интернету. Ведь ни в детском саду, ни дома их никто не учит играть. Это хорошо, если в семье несколько детей. А если ребёнок один? Он же будет изнывать от скуки, не зная, чем себя занять. И что в таких случаях делает ребёнок? Ну, конечно, носится по дому, как сумасшедший, не зная куда деть свою бурлящую энергию. Чтобы его хоть как-то утихомирить, родители подсовывают ему планшет или телефон. Несколько минут желанной тишины. И вот ребёнок уже навсегда втянулся в этот виртуальный мир. Он общается с друзьями, играет в догонялки или в казаков-разбойников уже не на свежем воздухе, а в интернете.
Родителям некогда заниматься играми. Папа деньги зарабатывает, чтобы обеспечить семью (это хорошо, если он есть), а мама разрывается между плитой, стиральной машинкой, гладильной доской и пылесосом. Когда ребёнок дома, то только успевай поворачиваться. Кто должен учить детей подвижным и развивающим играм? Педагоги! Именно этому их учат в специальных учебных заведениях...

Прихожу в детский сад за внуком. На улице пронизывающий ветер, а у него нет шарфика (в кабинке забыл), на куртке расстёгнуты все верхние пуговицы, и он, как всегда, без перчаток. За детьми неподвижно приглядывает домоправительница фрекен Бок из мультфильма «Малыш и Карлсон».
Спрашиваю её:
– Почему ребёнок опять вышел на улицу полураздетый?
Отвечает:
– У меня их много, за всеми не уследишь.
– А «много» – это сколько?
– Двадцать пять!
– Двадцать пять?! И вы считаете, что это много? У нас раньше, в советские времена, было по тридцать семь и даже сорок. И мы всё успевали. Большие дети помогали одеваться маленьким, а нянечки помогали воспитателям управляться с детьми.
(Кстати, раньше были нянечки. А сейчас эта должность называется «помощник воспитателя». А какой же он помощник, если не помогает?)

Опять звонит дочь с просьбой забрать ребёнка из детского сада. И очередной раз туда иду, кипя от возмущения. Видеть не могу эти монументальные изваяния. Да плевать на них! И я кричу детишкам: «Кто хочет полететь со мной в космос? Скорее на карусель! Это наш космический корабль. Мы летим на луну!» И дети с радостными криками мчатся к карусели. Им всё равно куда лететь, лишь бы подальше от этих скучных, бездушных и холодных статуй.


Рецензии
Спасибо, Лариса: узнала больше о работе воспитателя. А с тем, что детьми надо постоянно ЗАНИМАТЬСЯ (сами они себя занимать и развивать ещё не могут), не согласиться нельзя.

Успехов. :-)

Вера Вестникова   27.05.2020 20:19     Заявить о нарушении
Да, Вера, Вы правильно говорите. Спасибо Вам за прочтение!

Лариса Евсикова   27.05.2020 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.