Я-то без вас обойдусь

               
                мини-повесть


                1
         Солнце померкло в глазах Галины,  когда из семьи ушел муж.  Она очень его любила. Он был ее первым мужчиной, первой настоящей любовью.
        Ничто не предвещало в тот обычный день, что вечером в семье разразится такая гроза. Муж Сергей как будто только и ждал  ссоры с женой, начавшаяся  из-за какого-то пустяка, который  потом забылся.  Теперь  никто из них  и не вспомнит, из-за чего все произошло.

    - Я ведь могу и уйти, - как бы невзначай бросил он жене в разгаре ссоры.
   -  Ну, иди! - ответила  она, не ожидая, что он тут же скоренько  начнет собирать вещи.
   - А ты куда собираешься? –  она с удивлением наблюдала за его сборами.
   - Вижу, что я вам тут не нужен, -  прикидываясь обиженным, он продолжал  заполнять свой баул. 
     - Пап! А, пап, ты куда? -  выскочили дети из своей комнаты – десятилетний сын Владик и  восьмилетняя Полинка.

     - Да, вот прогоняет меня ваша мама. Значит, не нужен я тут.
     - Сергей, брось пороть горячку! –  Галина  несколько грубовато пыталась его остановить, но безуспешно.   Она  пока не догадывалась, что ему просто  нужен был предлог, чтобы уйти из семьи  к другой женщине, которая все время его подталкивала к этому нелегкому  шагу. Именно  сейчас  этот  предлог появился, и он  боялся упустить этот шанс.  Быстро собравшись, он  выскочил за дверь и уже  на лестничной клетке  прокричал:
   - Я-то без вас обойдусь, а  обойдетесь  ли вы без меня!               

      Не  сразу  Галина поверила, что муж  ушел навсегда.  Не могла поверить, что он мог бросить ее, больную, родных своих детей, из которых дочь Полинка была его любимицей и сильно похожей на него.  Даже легкая кривизна папиных ног досталась дочери, а сыну достались красивые мамины ноги, как по закону подлости.  Так что он, дорогой папочка,   оставил своих детей,  ради чужих.

         Первое время  Галина жила ожиданиями. Подчас становилось так тоскливо, что хоть в петлю лезь, единственно, что её останавливало от рокового  решения, это дети. А дети  у нее и  впрямь  были хорошие: послушные, вежливые, хорошо учились в школе, а Владик так еще  в хоре мальчиков пел.
      Сергей пришел через месяц. Галина так обрадовалась, что чуть ли не бросилась ему на шею.

     - Сережа, ты вернулся? - и осеклась, наткнувшись на холодный взгляд.
     - Нет, мне нужно свидетельство о браке, -  он разулся и прошел в комнату. Подойдя к серванту, он открыл ящик, где хранились документы и стал искать.
     - Может, не надо торопиться, Сережа? Подумай хорошенько. У нас ведь дети, которые любят тебя, скучают по тебе, и я тебя люблю.
     - А я и так достаточно долго думал, прежде чем уйти. Тамара - не чета тебе: хорошая хозяйка, хорошая мать, очень любит меня, и я ее тоже люблю.

     - А разве ты меня не любил? Вспомни наши первые встречи, - Галина не верила в искренность его слов. Неужели она плохая хозяйка, мать и жена?
     - Я пришел сюда не для каких-то воспоминаний, - он наконец нашел нужный документ и закрыл ящик. - Я подаю на развод.
      - Ну, что же, пусть будет так, как ты решил. - Галина опустилась на кресло, с трудом сдерживая слезы, а в груди ее так защемило, что трудно стало дышать. - Уходи! Только быстрее! - еле выдавила она из себя.
     - Прощай! -  довольный  произведенным эффектом, Сергей вышел из квартиры, хлопнув дверью.
      С этого момента она уже никаких иллюзий не питала о его возвращении.

                2

      Галина имела  педагогическое образование,  но в детские учреждения  на работу ее не брали из-за сильно невроза, имеющим сходство с эпилепсией.  Она пользовалась специальным лекарством, уменьшающим  развитие болезни.  Болезнь эта, кстати, началась, когда Сергей  поднял на нее,  беременную, руку.  Она  тогда носила под сердцем  сына.   Из-за болезни врачи не разрешили больше ей рожать, поэтому  доченьку она родила вопреки запрету врачей.

      Она хорошо запомнила разговор в кабинете у заместителя заведующей ГОРОНО, на вид приятной и симпатичной женщины.   
       - О какой работе в школе вы толкуете? У вас же справка о том, что вы больны неврозом.
       - Но эта болезнь у меня редко проявляется. Я всегда применяю необходимые лекарства.  Я ведь работала. – пыталась ее уговорить Галина.
      - Да, работали, пока никто не знал о вашей болезни, которую вам удавалось довольно долго скрывать от руководства. А теперь работать не будете. - строгим и холодным тоном  выговаривала ей заместитель. И в данный момент для Галины не было противнее этой бездушной женщины, которая продолжала говорить слова, бьющие в самое сердце. - Мы не можем разрешить вам работать в детских учреждениях. А вдруг у вас произойдет  приступ на уроке, так вы  всех детей перепугаете, и  тут же посыпятся  к нам жалобы. Вы этого хотите?..

        Домой Галина возвращалась с  тяжелым чувством ненужности.  Не  имея возможности работать, Галина занималась детьми и  домом.  Квартира их своим  порядком и уютом напоминала маленький рай.  Жили на  алименты и родительскую помощь, в общем, умудрялись  сводить  концы с концами.  А тут наступили  тяжелые  времена –  лихие девяностые годы.  Зная, как тяжело жить одной, Галина  попыталась устроить свою личную жизнь. Она написала объявление, что хочет познакомиться с одиноким положительным мужчиной для серьезных отношений.  Сразу откликнулось несколько  претендентов,  из которых она выбрала самого умного – доцента, работающего в институте. Звали его Михаил.
 
      И стал он частым гостем в их доме. Он всегда приезжал к ним с толстым портфелем и торжественно выкладывал из него главным образом продукты – консервы, колбасу, сладости.
       - Спасибо, дядя Миша! – дети с восторгом принимали от него эти подарки.
       - Спасибо, - сдержано благодарила его Галина. Она видела его старания, но он не был ей по сердцу. Видно, еще оставалась  в ней любовь к мужу.
        Как ни старался Михаил, так и  не  смог расположить её сердце к себе, но в материальном и духовном отношениях очень помог их семье в трудные годы.  Будучи верующим, он  также помог им уверовать в Бога, ведь до этого Галина считала себя ярой атеисткой. Во владивостокской  церкви  «Армия спасения» они приняли водное крещение.  С этих пор их жизнь стала  налаживаться.  Недалеко  от дома находилась церковь пятидесятников,  вот туда на служение вскоре перешла Галина  с детьми. 

         Вера в Бога действительно оказалась спасением для их семьи.  Из года в год, служа в церкви, они возрастали в вере, и Бог в их жизни делал чудеса.  Галина чувствовала по себе,  что болезнь ее постепенно уходит. Она стала гораздо меньше потреблять лекарства. У Полинки исчез псориаз, который появился на нервной почве.   У нее развился  музыкальный слух, и она научилась играть на гитаре, чтобы  петь  духовные песни. Владик тоже отлично играл на гитаре и пел в церкви. 

        Церковь для них стала вторым домом. Она-то и помогла ее семье достойно выжить в трудные годы затяжного кризиса, царившего в стране. Братья и сестры помогали друг другу  вещами и посильной помощью, ведь Бог помогает людям через людей.  Галина, испытывая большое желание помочь другим, тоже уносила в церковь свои  не используемые, но добротные вещи, а приносила домой из церкви вещи, которые можно было использовать для семьи. Владея навыками рукоделия,  Галина  приводила вещи в порядок, обновляя и облагораживая их на загляденье, так что  они были одеты  не хуже других.
         Как-то она показала свой новый свитерок  подруге Людмиле.
        - Да, хороший, - посмотрев, сказала та.
        - Ты бы знала, какой он был замызганный, но без дыр.  Я его взяла,  хорошенько выстирала, отгладила через марлю, растянула во все стороны, чтобы он увеличился  в размере, все катышки повыбирала, и вот смотри, какой он стал - совсем как новый.
        - Ну надо же, какая ты мастерица! - с восхищением похвалила её подруга.

                3

       Надо отметить, что трехкомнатная квартира  второй жены  Сергея была намного богаче его собственной. Имея некоторые связи, Тамара накупила дефицитных персидских ковров, которые были и на стенах, и на полу. Полки  германской мебельной стенки прогибались под тяжестью хрусталя и дорогих сервизов. А шкафы и гардеробы полны были всяким бельем и одеждой. Всё это говорило о том, что хорошо зарабатывал бывший покойный её муж. Когда Сергей увидел всю эту роскошь, просто обалдел от счастья и не захотел уже возвращаться в более бедную двухкомнатную квартиру Галины.
      Спрашивается, а кто ему не давал свою квартиру обогащать коврами, которые он каждый раз привозил из рейса по два-три. Только он привозил их не для себя, а для друзей. Жене с трудом пришлось его уговорить оставить у себя хоть пару ковров, которые постелили на пол у себя и в комнате детей. И-то один самый красивый ковер уже хотел кому-то отдать, и с большим трудом пришлось Галине его отговорить.
      Шло время. Сергей  только раз в месяц навещал  детей.  По нему видно было, что он уже пожалел, что ушел из семьи, поспешил с разводом и женился на другой: как-то  потускнел, осунулся, постарел. Крепкую же  уздечку  накинула на него Тамара - без ее разрешения он никуда не мог отлучаться. Даже  сопровождала его на  свидание к детям, не разрешая ему войти в дом.  В прежней семье такого не было. Там он был командир и глава семьи, и Галина даже  побаивалась его грозного взгляда.       

         Он бы и рад вернуться, оставив богатую квартиру Тамары, да  такой мертвой хваткой был ухвачен, что никак не мог освободиться.  Тамара и по комплекции была  крупная женщина, далеко не красавица  и годами старше. Он и сам не понял, чем она  его завлекла? Её жесткий контроль над ним стал невыносим, и однажды он взорвался:
       - Я кто - мужик или тряпка?! Мне твой контроль уже поперек горла стоит! Все - с меня хватит! Нажился! Ухожу! - он было направился к двери, но Тамара, несмотря на свою грузную комплекцию, стрелой ринулась за ним.
       - Сереженька! - она бросилась ему в ноги, ухватилась за них и запричитала со слезами:
       - Сереженька! Милый, любимый мой, не уходи!.. Родной мой, не уходи!.. Что хочешь, сделаю для тебя, только не уходи!.. Хочешь, навещай детей,.. я следить за тобой не буду,.. потому что верю тебе,.. потому что люблю,.. очень тебя люблю! так люблю,.. что если уйдешь от меня,... я отравлюсь или повешусь!
      Он и остался - не мог  бросить ее в таком состоянии. А потом  она была с ним как лисонька-кума - ласкова и обходительна, только в Сергее уже не было прежних чувств к ней.  Все чаще он стал подумывать, как вернуться к родной семье.               

      И вот настал тот час, тот незабываемый момент, когда бывший муж появился на пороге квартиры первой жены и между ними  произошел серьезный разговор. Галина была не против его возвращения в семью, но он сам все испортил. Узнав, что они все уверовали в Бога, со всей строгостью, как это было в прежние времена, проговорил:
    - Этого еще не хватало! Когда вернусь, запрещу вам ходить в церковь.
    - Ну, уж нет, Сергей! В таком случае можешь к нам  не возвращаться, - жестким тоном сказала она, понимая, что этим заявлением она сжигает ветхий, слабенький мостик между ними. - Мне Бог дороже, чем ты, - Бог не предаст никогда.
     Уязвленный, он ушел и больше не делал попытки вернуться, поняв, что Галина стала другой. 

                4

               
       Вырастая, дети становились опорой матери. Не имея ни богатых родственников, ни связей, они могли надеяться только на себя и Божью помощь. Галина и представить себе не могла, как бы она жила, не будь у неё таких замечательных, любящих её, заботившихся о ней сына и дочь.
     - Потерпи,  мама. Вот окончу школу, выучусь на врача и буду тебя лечить и все покупать, - не раз говорил Владик.
     - Да, конечно, сынок. У меня только на вас вся надежда, - она нежно обнимала его.
        Мечта сына была стать врачом не осуществилась, потому что не смог дважды пройти конкурс в мединституте. Тогда он поступил в вечерний строительный техникум.   Вечерами он учился, а на работу устроился в ЖЭК учеником.  Там его послали на курсы печников.  Окончив курсы,  он с напарником – старым печником - ходил  по  домам, согласно вызовам. Сначала они ходили вдвоем, а потом раздельно.   Клиентам  молодой печник больше пришелся по душе, чем  старый, так как  тот часто устраивал перекуры, был всегда с бодуна и поэтому работа у него двигалась медленно.
      - Ты знаешь, мам, у Степаныча сейчас меньше заявок, чем у меня, - не без гордости говорил сын матери.
      - Молодец, сына! Люди не дураки, чтобы вызывать абы кого, если есть выбор, - хвалила его Галина.
       Таким вот образом, непьющий же и некурящий Владик  стал зарабатывать себе авторитет лучшего печника. Все заработанные деньги  сын отдавал матери. Эта финансовая помощь оказалось как раз кстати, потому что алименты на  сына закончились.               

      Полинка тоже не оплошала: после окончания школы она поступила в институт рыбного хозяйства и успешно его закончила.  Когда ей во время учебы исполнилось  восемнадцать лет, отец прекратил выплачивать алименты и больше никак не помогал, даже отказал оплачивать проездной билет на электричку, а ведь мог бы помогать и до окончания учебы. Ну, не стал помогать, и ладно.  Полина старалась хорошо учиться, и  со второго курса уже стала получать повышенную стипендию, большую часть которой отдавала матери, хотя та и не просила.
       - Доча, ну зачем ты отрываешь от своей стипендии? - мягко укоряла Галина, а самой было приятно видеть такой добрый порыв Полинки, - Ведь тебе нужно самой деньги для учебы.
      - Нет, мама, возьми. Я ведь обходилась раньше обыкновенной стипендией, а тебе отдаю лишь разницу. - девушке очень  хотелось вложить и свою маленькую  лепту в семейный бюджет.
      Конечно, даже повышенная стипендия  представляла собой маленькие деньги, поэтому, можно сказать, сын являлся основным  кормильцем  семьи. Галина не получала никаких пособий, потому что ей давали третью, рабочую группу  инвалидности, но на работу ее не  брали по известной уже причине.
               
       После окончания техникума  Владислав  смог найти хорошую работу, но только далеко от дома. Зато была должность прораба, причем, принимали без обязательного практического опыта. К счастью, он имел уже  небольшой опыт мастера ЖЭКа.
      На новой работе дела у него пошли нормально. Правда,  его вначале приняли мастером, но уже через год  поставили  прорабом, видя  отличные профессиональные качества. Он,  когда еще учился,   был дотошным и внимательным  учеником, поэтому и  в работе он  проявил себя  таким же.  Заработок его намного стал больше,  а значит, и  семье стало легче жить.
       В свободное время  Влад стал усиленно заниматься  английским языком,  который знал немного еще со школы.  Молодой человек прекрасно понимал, что в настоящее время знание английского языка может ему еще в жизни пригодится.  И не ошибся.  Года через два он увидел объявление, что на о. Сахалине в строительную компанию  требуются  строительные специалисты со знанием  английского языка.  Он рискнул пойти на собеседование и прошел его.

       Вскоре он отправился на Сахалин.  Там, на месте,  получил  должность инженера  по технике безопасности, но поставили условие, что он должен поступить  в институт, чтобы получить высшее образование.  Так он и сделал.               
    Прошло  два-три года.  Владислав работал, заочно учился, регулярно отсылал деньги матери. И однажды  он прочитал в газете, что в Санкт-Петербурге  можно за два миллиона рублей купить квартиру, оформив ипотеку.  Он загорелся желанием приобрести там квартиру.  Посоветовавшись с матерью и компетентными людьми, он  взял ипотеку. Радости его не было предела: наконец осуществится их  мечта уехать из этой дыры - далекого от центральной России небольшого шахтёрского городка, где они  жили...

      
                Эпилог
      
       Прошло более десяти лет.  За это время много чего произошло в их жизни, в том числе  были и неприятности, но с Божьей помощью они все преодолели.  Галина сейчас живет в благоустроенной квартире в  Белгороде,  ее дочь Полина – научный сотрудник, и  вместе с мужем – доцентом  руководит лабораторией по разведению лососёвых рыб в городе Совгавань.  Растят троих детей.
      Сын Галины сейчас живет и работает в Москве, женат и имеет двух детей.  Он не раз уже бывал вместе с матерью за границей,  даже брал с собой в командировку   на Филиппины.   Много  красивых фотографий с их счастливыми лицами были размещены  в интернете. Галина любит просматривать и свой семейный альбом, вспоминая как они жили туго - на картошке, крупах и маргарине, и как прекрасно живут сейчас.
      "Вот так мы обошлись без тебя, Сереженька, - говорила Галина, смотря на его фотографию в альбоме. - А было бы у нас то, что сейчас есть, с тобой? Навряд ли".

      Конечно, вам, дорогой читатель, хочется узнать, как поживает Сергей? Хорошо поживает, по его меркам. Он живет по-прежнему  в  том же  небольшом приморском  городке со  старой больной женой, и сам недалеко от неё отстал по здоровью. Живут они на небольшую пенсию, ездят на старой легковушке. Об успехах его детей он узнавал через свою сестру, с которой имела связь Галина. Ему оставалось только радоваться успехам детей и с грустью сознавать, что не сам их вырастил.
   
 
 


Рецензии
Добрый день, Людмила! Очень позитивная мини-повесть, в вашем фирменном стиле. На примере семьи Галины показано очень отчётливо, что не стоит терпеть и притираться к тому, кто тебе не родственен душевно. Если Сергей уже в молодости позволил себе поднять руку на жену, да ещё беременную, то это характеризует его как невысокого полёта птицу, в духовном вестимо отношении. И за одну жизнь редко кто из таких способен совершить крутое восхождение по лестнице человечности.
То что Галина уверовала в позитивного доброго Бога (а есть и отрицательные образы божеств), несомненно помогло её найти ту линию поведения в жизни, которая часто приводит к успеху и даже к счастью. Системы со знаком плюс горазды на такие чудеса, это проверено.
Спасибо за добрую повесть!
С почтением Владимир

Владимир Радимиров   13.12.2023 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за прочтение и добрый отзыв!
Очень приятно, что повесть, основанная на реальности, понравилось.
С уважением,

Людмила Каштанова   13.12.2023 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.