ч. 7 Контрактник

В минувший День защитника музей-усадьба «Тарханы» напомнила о воинском статусе М.Ю. Лермонтова. Действительно, к восемнадцатилетнему возрасту Михаил Юрьевич сделал шаг в военную профессию. Кем он стал в ней за последующие почти девять лет: защитником Отечества, завоевателем новых пространств и народов для империи, одним из храбрецов элитной части офицерского корпуса времён Николая I?
Предыстория определения поэта на военную службу связана с его попыткой без экзамена перевестись из Московского в Санктпетербургский университет. Такой перевод зависел от усмотрения столичного университетского начальства. Но что мог предъявить Лермонтов? Курс Благородного пансиона при Московском университете он не закончил, уволившись в апреле 1830 г. в связи с указом о преобразовании пансиона в гимназию.  Программа нравственно-политического отделения университета оказалась сорванной из-за эпидемии холеры осени-зимы 1830/31 г.г. На словесном отделении Лермонтов отметился пропусками лекций и дерзким указанием профессорам Победоносцеву и Гастеву на их отсталость. (В XIX веке профессора не жаловали студентов, называющих их замшелыми). В мартовском 1832 г. изгнании студентами профессора права Малова поэт не был зачинщиком, но участвовал. Поэтому летом на экзамены не явился, а 1 июня 1832 г. подал прошение об увольнении. Для столичного университета Лермонтов формально оставался получившим лишь домашнее образование. Следовательно, при самом благожелательном к нему отношении не мог быть освобождён от вступительного экзамена и повтора курса университета. Лермонтову этот варианте был неприемлем. Елизавете Алексеевне и её внуку в августе 1832 г. предстояло советоваться с жившими в столице родственниками. В изрядном их числе была и семья одной из сестер бабушки — Натальи Алексеевны Столыпиной (1786-1851). Её брак с Григорием Даниловичем в своё время соединил две ветви Столыпиных, Семена и Василия.
Старший сын Григория Даниловича и Натальи Алексеевны 27-летний штаб-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка Алексей Григорьевич Столыпин дал Лермонтову деятельный совет, поступать в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Причем записаться в лейб-гвардии Гусарский полк. Определение деятельный у юристов означает, подтверждаемый действиями, своим участием в реализации совета. Таким многолетним участием в Лермонтове отмечены поступки Алексея Григорьевича. Он знал о наличии вакансий в полку, требования к кандидатам в юнкера, перспективы. Его младший брат, одногодок поэта Михаил Григорьевич, в тот год тоже поступал в Школу юнкеров. Обоим Михаилам было проще вместе готовиться к вступительным экзаменам.
Согласию Лермонтова последовать совету способствовали и другие обстоятельства. Его московский сосед и друг Николай Поливанов ещё в феврале 1832 г. зачислен в ту же Школу кандидатом в юнкера от уланского полка. В драгуны определился кузен, одногодок и сверстник Лермонтова по играм и учебе в Тарханах Юрьев Николай Дмитриевич. Уже год как в роте подпрапорщиков Школы учился московский приятель Лермонтова Шеньшин Николай. Намеревался поступить в ту же Школу в 1833 г. Алексей Аркадьевич Столыпин (будущий «Монго»).
Насколько понимаю, выбор жизненного пути у Лермонтова был невелик. Свою одаренность он уже осознавал, но о коммерциализации таланта, как сказали бы сегодня, не помышлял. Лермонтоведы не находили у него интереса к хозяйственной деятельности поместий. Эта сфера, включая раздел наследства скончавшегося в октябре 1831 г. Юрия Петровича, лежала целиком на прагматичной бабушке. Лермонтову оставались военная или чиновничья служба. Первая, во всех отношениях казалась предпочтительней.
В соответствии с §5 Общего Положения и Устава для военно-учебных заведений 2 класса, «о каждом, к приему представляемом воспитаннике, должны быть представлены:
1) свидетельство о дворянском происхождении;
2) свидетельство о времени рождения и крещения;
3) свидетельство о здоровом телосложении, в коем должно быть означено, была ли оспа и какая. Это свидетельство должно быть дано не иначе, как сообразно с правилами, начертанными в Уставе о военноучебных заведениях для медиков, осматривающих детей, при поступлении их в Корпуса».
Лермонтов мог представить Грамоту Тульской губернии, текст которой известен из публикации П.А. Висковатова. Знающим напоминаю её в пореформенной каллиграфии без правки орфографии:

«Грамата Тульской губернии. От губернского предводителя дворянства и уездных дворянских депутатов, собранных для составления дворянской родословной книги, данная дворянину капитану Юрию Петровичу Лермантову. Рассмотрев, на основании Всемилостивейше в 1785 году апреля 21-го дня пожалованный, и 1801 года апреля 2-го числа Высочайше утвержденной, российскому дворянству грамматы, предъявленные от него г-на Лермантова о дворянском его достоинстве доказательства, признали оныя согласными с предписанными на то правилами, в следствие коих, по силе восемьдесят второй статьи объявленной граматы, он и род внесен в дворянскую родословную Тульской губернии книгу, в шестую ея часть; во свидетельство чего мы губернский предводитель и депутаты, во исполнение Всевысочайшаго Его Императорскаго Величества соизволения, дали ему сию граммату за подписанием нашим, утвердив оную печатью Дворянского собрания Тульской губернии марта 10-го дня 1829 года. Правящий должность губернского Тульский предводитель дворянства Саковнин. Веневский депутат поручик Хрущов. Чернский депутат лейб-гвардии поручик Мещеринов. Белевский депутат артиллерии поручик Евсеев. Богородицкий депутат корнет и кавалер Герше...» Здесь Висковатов пояснил «(Следуют подписи всех прочих уездных предводителей до того тесно написанные, что трудно разобрать фамилии. Все скрепил Дворянства секретарь и кавалер Федоров). С низу приложена печать. С боку № 940 по исходящей книге».

Не вижу необходимости цитировать многократно публиковавшееся и широко известное Свидетельство Московской духовной консистории от 25 октября 1827 года о рождении и крещении М.Ю. Лермонтова. Отмечу лишь, что документы, представленные поступающими, затем проверялись Департаментом Герольдии Сената и Инспекторским департаментом Военного министерства.
О телесном здоровье. Независимо от представленных с мест бумаг, перед приёмным экзаменом обязательно проводился повторный медицинский осмотр кандидатов. Это правило позволило предупреждать распространение эпидемий на воспитанников военно-учебных заведений.
Главным барьером к зачислению в юнкерскую Школу являлся приемный экзамен. Примерьте на себя, уважаемые читатели, какими знаниями должны были обладать поступающие:
«Из МАТЕМАТИКИ: Арифметику до тройных правил включительно. Алгебру до решения уравнении 2й степени включительно, теорию пропорций и прогрессий алгебраическими выражениями. Геометрию, заключающую: Лонгиметрию, Планиметрию и Стереометрию.
Из ИСТОРИИ: Священной Ветхий Завет.
ВСЕОБЩЕЙ из древней: историю знаменитейших в древности народов, как то: Ассириан, Мидян и проч., в особенности же Римлян и Греков, с показанием современности разных происшествия.
Из средней Истории (с точным показанием всех эпох и годов каждого важного происшествия) хронологическое и совершенное познание важнейших событий вообще. Переселение народов. О народах, разрушивших римскую империю и царствах, на развалинах ее основавшихся. О происхождении и распространении магометанизма. Завоевание Аравитян. Означение главнейших происшествий в византийской империи от начала до падения оной. Общие черты феодального правления. О борьбе власти светской с духовною. Могущество Пап. Крестовые походы с их последствиями. Причины восстановления просвещения в Европе в XIV и XV веках.
Из новейшей Истории: главные эпохи, принятое разделение на периоды, отличительные свойства каждого периода в общих чертах. Открытия морские в древнем и новом свете и означение перемен, происшедших от того в Европе. Реформация,  описание войн, возникших за веру в XVI и XVII столетиях. Войны за престолонаследие. Главные события последнего столетия до наших времен.
Из Российской Истории: от времен Рюрика до наших, во всей подробности, с показанием всех примечательнейших эпох, равно и современных происшествий в Европе.
Из ГЕОГРАФИИ: древнюю и среднюю, вообще новейшую и Российскую, во всей подробности, с показанием разделения государств, названия всех частей оных, главных рек, городов и вообще все, что относится к полному познанию всех частей света.
Из ЯЗЫКОВ: Российского полное и твердое познание Грамматики, правила грамматического разбора, сочинения, перевод с какогонибудь иностранного языка и описание какогонибудь заданного предмета. Из Французского и Немецкого  грамматический разбор».
При 10-бальной системе оценок, из 80 полного числа баллов наименьшими для приема были 70 баллов.. Выдержавшие приемный экзамен вносились в кандидатский список по старшинству полученных баллов и в этом порядке поступали в Школу на открывшиеся вакансии по окончании всех экзаменов. Оставшиеся за тем не принятыми, имели право определяться и на следующий год, но не иначе, как выдержав вторично приемный экзамен.
4 ноября 1832 г. М.Ю. Лермонтов успешно сдал приемные экзамены. Приказом от 14 ноября того же года зачислен кандидатом в лейб-гвардии Гусарский полк, а приказом от 18 декабря переименован в юнкера лейб-гвардии Гусарского полка по списку из дворян. Начался воинский период его судьбы. О ней - в продолжении текстовых «нарезок».

В отступление от основной темы:
Три года назад Н.С. Калмыков обратил моё внимание на «Список подпрапорщиков и юнкеров, выбывших по разным причинам до окончания курса». В нём значится выбывшим в 1832 г. Николай Мартынов. Причина не указана. Мы предположили, что братья-погодки Мартыновы Михаил и Николай поступали в Школу юнкеров одновременно. Но раз Николай выбыл уже из юнкеров, то наиболее вероятно, в связи с провалом на первых промежуточных экзаменах. Подтвердить или отвергнуть предположение нам не удалось (РГВИА переживал реорганизацию. Дистанционно стал практически недоступным). Исследователи, которых я слушал и читал, ограничиваются пересказами родословного древа Мартыновых и сведений из Висковатова, Герштейн и Алексеева. Ответа на наш вопрос у них не найти.
С Калмыковым Николаем Сергеевичем было интересно общаться. Наши споры больше походили на полезный обмен мнениями. Не сразу, но как правило, находили новые грани исторических событий, их объяснение. Николай Сергеевич владел обширной библиотекой, в том числе, относящейся к творчеству и биографии Лермонтова, истории Кавказских войн. Щедро делился оцифрованным материалом. В нём также сочетались глубокие инженерные знания и поэтический дар. Военную службу он начал курсантом Гомельского РТУ ПВО. Окончил это училище уже на новом месте дислокации, в Красноярске. В последующем училище преобразовано в Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники войск ПВО страны. В дальнейшем Николай Сергеевич прошел курсы повышения квалификации, а затем и программу высшего военно-учебного заведения. Около шести лет его местом службы, достойном аналогии с местом ссылки, было радиотехническое подразделение Бакинского округа ПВО на песчаном островке Огурчинский в юго-восточной части Каспия. Потом была журналистика, работа в редакциях окружных газет. А последние 15 лет военной службы полковника Н.С. Калмыкова прошли в редакции Красной Звезды, где он был редактором отдела вневойсковой подготовки и военно-учебных заведений. Он скончался в возрасте 82 лет и сороковины пришлись на 22 февраля 2020 г. Канун Дня защитника. С этой даты я урывками набирал текст по теме, некогда близкой Николаю Сергеевичу. Перечитав нашу с ним переписку, надеюсь в продолжении цикла заметок в Галактику Лермонтовиану ещё не раз обратиться к светлой памяти этого достойного офицера, литератора и поэта.

Иллюстрация: рисунок А. Шан-Гирея при посещении Лермонтова в Юнкерской школе. Портрет Алексея Григорьевича Столыпина кисти Клюндера


Рецензии