Дух Саама

                «Дух  Саама»
Дух-учитель  сидел, скрестя  ноги   на  стылой  земле, все  также  смотря  в  костер.  Его  тонкие  пальцы   шевелились, создавая  узоры,  как  казалось    всполохе  пламени.  Шаман  озабоченно  смотрел, как  таял  снег   от тепла  костра, но  он  мало  что  замечал, полностью  погрузившись  в  свои  мысли.  Позвали  в  дом,   младшая  жена,   игриво  смахивая  снег,   потянула   его  на  себя   и,  прижимаясь  губами   к  шее,   шепнула  чуть слышно:
-  Я  хочу  тебя. 
И  немного   громче,  смотря,  как  старшая  жена  возится  у  печи,  добавила:
-  Наш  малыш  уже  спит.  Ты  чем  так  встревожен?
  -  Утром,  все  утром.  Пока  я  немного изопью  напитка   и  спать.
Вдруг   он  скорчил  рожу,  щелкнув  языком,  и  смотря  на  улыбающихся  жен, облегченно  вздохнул.  Ладно,  как все. 
              Сосновые  лапы, присыпанные  снегом,   склонив   ветви   к  земле,  были  похожи на  ели.   Петрович, склонившись  с  седла,  черпнул   снега  в   котелок,   спрыгнув  с  коня, весело  хохоча,  двинулся  к  костру.  Как   нечто  вошло в его  в  шею,  разрезав артерию,   двинулось   по  глотке,   разрезая мышцы. Казаки  оторопели,  смотря  за  происходящем,   не  понимая   что  происходит.  Кто-то  подскочил,  выдернул  чудный  нож  из  горла.
-Кто  его  так?    Следов  не  видно.  Прилетел  откуда-то  или  как   искать.
Казаки  веером  рассыпались  по  тунгуской  тайге,  но  следов    кроме зайчих немного присыпанных  снегом,  не  нашли.
-  Чего   это?
Шум   и  крики  утихли.  Смех  пропал,  и  больше  ничто  не  напоминало  о  бывшем  веселье.
Казаки    ковыряли  мерзлую землю,  капая  могилу.  Вдруг  вновь  из  шеи  казака   хлынула  кровь.  Вновь  железный  чудный  нож   с  большой  линзой,   больше  похожий   на  переломанную  вдоль  кость,   рвал  артерию.    Казаки    кругом  окружили  сотника.
 -  Чего  делать   будем?  Нечисть  какая-то.   Нож  сам  по  себе  появляется  из  ниоткуда   и  бьет  в  шею.


Костер  догорал.  Тело  встрепенулось.  Шаман,  стряхивая  с  себя  снег,   присел.   Дух-учитель  все  также   смотрел  на  огонь.
-  У  тебя  осталось  два  ножа.  Если  ты  еще  раз  выйдешь  из  тела  совместно  с  душой, то ты  не  сможешь  вернуться  обратно  в  тело.  И  каково  будет  твое  решение?
Шаман   промолчал,  обдумывая  слова, налив   в  берестяную  кружку  горячительного  напитка.
-  Они  не  испугались.  Идут  дальше  по  тайге  и  вскоре  дойдут до  нашего стойбища.  Я  должен  защитить  свой   Род. Я  убью  их  всех. Боги  могли  бы  повернуть   их  назад. Но  чего  я только  не  делал:  внушал,    вгонял  в  них  ужас  и  страх,   убил  пятерых.  Их  это  не  останавливает.  Они  выполняют  приказ.  Наверно  я  убью  их  старшего.  А  там  посмотрим…
-  Ну,  тогда  ты  не  сможешь  вернуться  в  тело,  оно  умрет. Постепенно  силы  твои  иссякнут.  И  ты  уже  не  сможешь  защитить.
- Саам,  ты  же  знаешь,  что  я  не  уступлю. Там  мои  жены,  дети. Они  должны  пережить  зиму  и  потом  уйти дальше  на  север.  Оставить  эти  земли  этим  белым  людям.
Дух-учитель  замешкался,   смотря   в    лицо  шамана.
-  Помнишь  я  тебе  рассказывал  о  звездных  лодках,  которые  летают  там  в  вышине,  от   звезды  к  звезде.  Мы  первые  прилетели  на  такой  лодке   на  эту  планету.    Но  планета,  вызвав  огонь  и  воду,   разрушила нашу  цивилизую.  Мы  потеряли  знания,  как  строить  лодки  и  летать в вышине,  но  наш  Род  жив.   Наша  кровь   древнее.  Твоя  смерть  ничего  не  решит.   Эти  мужчины   идут  без  женщин.  Они  сильны  и  отважны.   Если  они  возьмут  наших женщин,   то  от  них   родятся   сыновья,   но  это  будут и наши  сыновья, они  будут  жить.  Пойми,   наш  Род   продлиться,  так  как  наш  Род   Саамов  древнее.  Понимаешь? Души,  что  у  них,  что  у  нас -  одинаковы.  От  одного  небесного  отца.  Наш    язык  разный,  но  они  также  люди,  что  и  мы.  Значит,   мы  будем  жить.    А  для  шамана  главное - это  его  Род.
Шаман  молчал,  смотрел    на  искры.  Вдруг    в  тонком  мире   произошло  движение,  шаман   сменил   зрение, уйдя  в  транс,   смотрел  на  приблизившуюся   фигуру  в  белом   и,    махнув  рукой,  пригласил  ближе.
- Ты  кто? - мысленно  спросил  он.
- Я - сын  Волхва.   Ты  очень  сильный  шаман,   раз  из  тонкого  мира   можешь  проносить  нож   и  ударить  им  точно  в  шею.  Уже  пятерых  наших  убил. И  хитер,  идешь  за  нами  по  нашим  следам,   не  оставляя  своих.
-  Там,     дальше  в  тайге,  мой  дом. Я  защищаю  свой  Род.  Вы – воины,   такая   ваша  участь.  Я  не  пущу  вас,   убью  каждого,   кто  двинется  дальше.  Решайте,  что  будете  делать.  Вернетесь  или  пойдете  дальше.
Тонкое    тело  казака  качнулось.
-  Я  передам  твои  слова  сотнику.   Он  решает.  Он  все  решает,  он  не  преклонен. Для  него  важен  приказ.  Мышление   шамана   качнулось  в  сторону,  только  один  нож  остался   в  тряпице.  Да  дух-учитель  рисовал   узоры   длинными  тонкими  пальцами  возле  тела  шамана. Да  спустившийся  Бог-учитель,   уважая  выбор   шамана,   стоял подле  духа,   слушая  надвигающуюся  тишину.  Да  самое  ценное  в  этом движение -  Жизнь и разум,   который  может  это понять.


 -  Ты  чего  Гаврилка,   он   так    и  сказал.  Убьет  нас  всех этот  шаман.  Там  дальше его  дом.
Гаврилка   все  еще  лежа  на  зипуне,  оттирая  руки   от тающего  снега, хлопал  глазами  от  белого  снега.
- Ну  да.  Два  ножа  у  него  я  видел   на  тонком  плане.  Он  сам  того,  сзади  нас. Идет  за  нами,   а  не  впереди  нас.  Вот  почему  мы  его  найти  не  можем.  А  нож  он  втыкает  в  шею из тонкого  мира.
-  Как  это? 
Гаврилка хотел  что-то  промолвить,  как  остановившись  расширенными  зрачками  глаз,  увидел  воткнувшееся  лезвие  шаманского  ножа  в  горло.  Нож  вспорол  горло  и,  остановившись,  покачиваясь  замер  на  мгновение,  а  потом, набравшись  сил в  каком-то  отчаянии, двинулся  дальше,   отделяя  голову  от  тела.  Казаки  замерли,   обреченно   смотря  за  происходящим.
- Выполнил  приказ.  Сука …
Мертвое  тело   шамана  казаки  нашли  на  обратной  дороге.  Они  развели  костер,  хотели   выкопать  могилу. Но  послушав  Гаврилку, привязали  мертвое  тело   к  вершине  небольшой  сосны. 
Оставшийся  нож   Гаврилка,   завернув в  тряпицу,   воткнул  за  пояс  и  передавал    в  своем  Роду,  как  великую  реликвию.  Со  временем  потомки   уже  и  забыли.  Но  всегда  с  почтением  передавали  этот  небесный  нож в  поколениях. 
Гаврилка  еще  долго  разговаривал  с  шаманом,  выходя  из  тела.  Эти  два  духа  ему  казались  чем-то  более  сильными,  могучими.    И  когда  они  уже  вышли  на  большую   дорогу, то высоко  в  небе   Гаврилка  вновь  увидел  двух  духов  шаманов,  в  сопровождении  грозного  Светлого  Бога.  Видно  Боги  пришли  за  ними. 
Волхв  очнулся,  выйдя  из  забытья   сна.  Вдруг  он  увидел чье-то  знакомое  до  боли  лицо.
-  Помнишь  меня?
- Ты  приходил  ко мне,  когда  я  был  юнцом. Разве  я  шаман?  Я же  того,  Волхв. 
  Дух  рассмеялся:
- Все  едино.   Шаман,  Волхв.  Я - твой  предок.  И  когда-то  давно  был  твоим   учителем.  Вспомни  душой  прошлую  жизнь.
  Волхв   ушел  в  транс   душой,  смотря  картинку  за  картинкой:  алый  снег,  черный  нож,   смех  младшей  жены,  детей.
 -  Что  с  ними   стало,  Саам?
-  Весной  они  ушли.  Младший  твой  брат   выполнил  твое  решение:    женился  на  твоей  младшей  жене,  вырастил   детей,  она  родила  ему  детишек.  Они  спаслись  от  белых  людей.  Род  твой   продолжился   в  тебе.  Но,  как  я  и  говорил,  в  будущем  Рода  объединились. Твоя дочь и сын Гаврилки полюбили друг друга.
-  Подожди  Саам,  я  казачьего  Рода.  Я – волхв,   я  не  шаман. 
- Ну  и  что.  Я  же  тебе  говорил:  чья  кровь  древнее, та  и  побеждает. Разве  ты  забыл?  Посмотри  в  зеркало.   У  тебя  мой  разрез  глаз.  Ну,  а  глаза   у  меня   также  голубые.
Волхв   встал,  залез  в  шкаф   достал  тряпицу.  В  ней   оказался  черный  кусок   стали.   
- Это  он,  Шаманский  нож.
-  Ну  да,  ты  им  владел  в  том  прошлом  воплощении.
- А  я  думаю,  чего  он  мне  так  дорог.  Я  поди  еще  их  скую.  Я в прошлом  также   был  кузнецом.  Шаман-кузнец. 
Волхв   скорчил    рожу, щелкнув  языком.   Они  смеялись:    Дух-Учитель  Саам и  Волхв, понимая  и  вспоминая  прошлое.  Только  Бог-учитель  снисходительно  помалкивал, вспоминая и уважая  выбор  людей. Все  от  Бога,  пока  живешь, но  смерть  они  выбирают  сами.         
          


Рецензии