Мысль. слово, дело
В римской школе 4 века не учили, как сейчас принято говорить, компетенциям. То есть, не давали специальных знаний. Так как считали, что специализация разобщает граждан. Учили ценностям, умению мыслить и выражать свою мысль наилучшим образом.
Слову придавалось огромное значение. Для грека и римлянина слово всегда было едино с мыслью, а мысль — с делом. «Кто верно мыслит — верно излагает» - так говорилось в позднеантичные времена. Это потом, в безевременье мелкого и скользкого средневековья, когда спасение жизни сделалось важнее ее красоты, начали говорить, что «мысль изречённая есть ложь». В Риме-то было совсем по-другому. Там слово еще соответствовало делу и римские граждане никогда не говорили, что «пора начать называть вещи своими именами». Потому что в Риме все вещи назывались именно своими именами. И в этом было величие и подлинность античной культуры, не замаравшей себя порчей мелкого мошенничества.
Романтику, настаивающему, что «мысль изреченная есть ложь», античный человек ответил бы: «Если твоя бессильная мысль не может найти своего точного выражения в ясном слове, то это значит, что это — неясная мысль. А неясная мысль — плохая мысль. И, если примешься ты с этой неопределенной мыслью за дело, то потом выйдут многие непредсказуемые неприятности и жизнь потечет в уродливом русле. А, если такая мысль появится в венценосной голове, то наступят тяжелые времена и общая беда.
И, напротив, если человек хорошо говорит — стало быть, он ясно мыслит. Если человек ясно мыслит — стало быть, он правильно отличает добро от зла. Хорошее слово есть даже более верный признак добродетельного человека, чем хорошее дело, потому что хорошему делу могут помешать обстоятельства, а хорошему слову не может помешать ничто.
Поэтому в античной школе, прежде всего, учили мыслить. А уже потом хорошо мыслящие люди овладевали специальностями, поступая в обучение к тем, кого выбирали.
В ОСНОВЕ АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА ЛЕЖАЛО СЛОВО.
СЛОВО, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ВЕЩАМ.
И оно ценилось античностью потому, что позволяло человеку свободному полностью раскрыть и определить свою общечеловеческую природу и в этом почувствовать связь с другими такими же членами общества.
Проблема идентичности в многонациональной империи никогда не приходила в голову римлянам и не мучила их даже во времена упадка с такой свирепой агрессивностью, как мучают нынешнее потерявшееся, растерзанное и безмолвствующее человечество, вопросы - "кто я?" и "куда иду?".
Римляне знали свои границы. Они имели определенную форму. У них были собственные ценности, убеждения и законы. Римляне всегда знали, зачем они пришли в этот мир и куда идут. Потому что именно вокруг словесности, вокруг слова как средства общения и взаимопонимания строилась вся образовательная программа античной школы.
Вот я и призываю всех людей России: пожалуйста, стремитесь говорить хорошим и понятным литературным русским языком. Отбросьте весь словесный мусор - все эти "блеать", "фигасе" - а также сленг, аббревиатуру, уничтожающую всякую нормальную мысль, и следуйте простому и верному античному правилу "мысль - слово - дело".
Свидетельство о публикации №220030300841