Мысль. слово, дело

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

В римской школе 4 века не учили, как сейчас принято говорить,  компетенциям. То есть, не давали специальных знаний. Так как считали, что специализация разобщает граждан. Учили ценностям, умению мыслить и выражать свою мысль наилучшим образом.

Слову придавалось огромное значение. Для гре­ка и рим­ля­ни­на сло­во все­гда было еди­но с мыс­лью, а мысль — с делом. «Кто верно мыслит — верно излагает» - так говорилось в позднеантичные времена. Это потом, в безевременье  мелкого и скользкого средневековья, когда спасение жизни сделалось важнее ее красоты, начали говорить, что «мысль изречённая есть ложь». В Риме-то было совсем по-другому. Там слово еще соответствовало делу и римские граждане никогда не говорили, что «пора начать называть вещи своими именами». Потому что в Риме все вещи назывались именно своими именами. И в этом было величие и подлинность античной культуры, не замаравшей себя порчей мелкого мошенничества.

Роман­ти­ку, настаивающему, что «мысль изре­чен­ная есть ложь», антич­ный чело­век отве­тил бы: «Если твоя бессильная мысль не может най­ти своего точ­но­го выра­же­ния в ясном сло­ве, то это значит, что это — неяс­ная мысль. А неясная мысль — пло­хая мысль. И, если примешься ты с этой неопределенной мыслью за дело, то потом выйдут многие непредсказуемые неприятности и жизнь потечет в уродливом русле. А, если такая мысль появится в венценосной голове, то наступят тяжелые времена и общая беда.

И, напротив, если чело­век хоро­шо гово­рит — ста­ло быть, он ясно мыс­лит. Если чело­век ясно мыс­лит — ста­ло быть, он пра­виль­но отли­ча­ет доб­ро от зла. Хоро­шее сло­во есть даже более вер­ный при­знак доб­ро­де­тель­но­го чело­ве­ка, чем хоро­шее дело, пото­му что хоро­ше­му делу могут поме­шать обсто­я­тель­ства, а хоро­ше­му сло­ву не может поме­шать ничто.

Поэтому в античной школе, прежде всего, учили мыслить. А уже потом хорошо мыслящие люди овладевали специальностями, поступая в обучение к тем, кого  выбирали.

В ОСНОВЕ АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА ЛЕЖАЛО СЛОВО.
СЛОВО, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ВЕЩАМ.

И оно цени­лось антич­но­стью пото­му, что поз­во­ля­ло чело­ве­ку сво­бод­но­му пол­но­стью рас­крыть и определить свою обще­че­ло­ве­че­скую при­ро­ду и в этом почув­ст­во­вать связь с дру­ги­ми таки­ми же чле­на­ми обще­ства.

Проблема идентичности в многонациональной империи  никогда не приходила в голову римлянам и не мучила их даже во времена упадка с такой свирепой агрессивностью, как мучают нынешнее потерявшееся, растерзанное и безмолвствующее человечество, вопросы - "кто я?" и "куда иду?".

Римляне знали свои границы. Они имели определенную форму. У них были собственные ценности, убеждения и законы. Римляне всегда знали, зачем они пришли в этот мир и куда идут. Потому что имен­но вокруг сло­вес­но­сти, вокруг сло­ва как сред­ства обще­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ния стро­и­лась вся обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма антич­ной шко­лы.

Вот я и призываю всех людей России: пожалуйста, стремитесь говорить хорошим и понятным литературным русским языком. Отбросьте весь словесный мусор - все эти "блеать", "фигасе" - а также сленг, аббревиатуру, уничтожающую всякую нормальную мысль, и следуйте простому и верному античному правилу "мысль - слово - дело".


Рецензии