Мои университеты

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Здесь я пишу не о призрачных горьковских университетах, а о своих, вполне обычных учебных заведениях. Окончив ХИРЭ мне всё время хотелось учиться дальше. Уже работая в комитете комсомола ХЗЭА мне удалось уговорить директора завода Анатолия Петровича Шеха оплатить курсы по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов. Мы договорились с ХИРЭ и организовали группу соискателей. Я тоже был зачислен в эту группу. Уже через полгода я сдал кандидатские экзамены по философии и немецкому языку. К сожалению, почти сразу меня избрали вторым секретарём райкома комсомола, и о защите диссертации пришлось забыть.

Но меня не забыла зав. кабинетом политпросвещения, Н.Воскобойник. Она отправила меня на учёбу в Университет марксизма-ленинизма харьковского горкома партии. Некоторые из тех, кто здесь обучался, относились к учёбе «спустя рукава». Они были директорами или секретарями парткомов, и им было не до учёбы. Мне же было очень интересно заниматься. Прекрасные преподаватели были по политологии, истории, психологии, социологии и другим предметам. Эти знания я стремился использовать в своей работе. Ну, а параллельно с этим я окончил и областную комсомольскую школу. Мне предлагали поехать в Высшую комсомольскую школу, в Киев, но я отказался, т.к у меня к тому времени родился Дима. А оставлять жену с маленьким ребёнком мне не хотелось.

В армии уже через три месяца после призыва нас собрали в Ахтубинске на месячные курсы. Толка мне от них было мало. Единственное, что мы получили - полную картину начавшейся войны в Афганистане.

В 1988 году я решил получить второе высшее образование, экономическое. Мне хотелось окончить Харьковский университет. Учитывая то, что я работал в райкоме партии, я попросил содействие у своего коллеги из Дзержинского райкома партии. Он свёл меня с деканом экономического факультета. Я сдал документы, и меня зачислили на второй курс. Мне только надо было в первом семестре сдать три экзамена и одну курсовую работу за первый курс. Учиться мне очень нравилось. Расписание сессий было такое, что мне удавалось не пропускать занятия. Я прилежно ходил на все консультации. Все экзамены я сдавал без особого труда. Был один инцидент, когда преподаватель взъелась на меня, обвинив меня в том, что я сделал работу не самостоятельно. Пришлось на заседании кафедры доказывать свою правоту. Что я могу сказать: Учёба на заочном отделении – такая же учёба, как и на стационаре. На мой взгляд, вообще не отличается. Я очень был удивлён, что экономика на 70% совпадает с физикой, математикой  и другими предметами, которые я изучал в ХИРЭ. На вручении дипломов я был очень удивлен, что все выпускники не поместились в аудиторию, которую в сессионные дни заполнялась, в лучшем случае, на 2/3. Видно, что всё же, часть студентов, просто платила за своё образование. Некоторых я не видел на занятиях никогда.
Кстати, моя учёба совпала с периодом, когда существование СССР подходило к концу. Теперь народных депутатов не назначали, а избирали. На своих встречах с избирателями кандидаты в депутаты кичились своими экономическими знаниями. А мне было прикольно писать им записки с действительно серьезными экономическими вопросами, которые часто ставили их в неудобное положение. Ну, а на собраниях партийно-хозяйственного актива района я чётко видел, кто из выступающих директоров знает экономику, а кто просто повторяет прописные истины.

После вручения диплома я разговаривал с зав. кафедрой экономики на предмет защиты диссертации. Однако, назначение меня начальником отдела отложило и эту затею.

С 1992 года мне представилась возможность работать преподавателем в ХАИ. Я читал спецкурс для студентов третьего факультета, принимал дипломные проекты.
Уже в 1994 году у меня была возможность защитить диссертацию в ХВАТУ(ХВАИВУ-ХВВКИУ РВ) им. Крылова Н.И., однако переход на работу в бизнес не дал свершиться и этим планам. Дальнейшую свою учёбу я забросил. Надо было выживать.

Но мои знания, полученные в ХГУ, мне пригодились. Когда я трудился в Кыргызии, мне пришлось делать анализ работы хлопкового завода. За три недели, без должного опыта работы в хлопковой промышленности, я сделал документ, о котором зам.директора Хлопковой корпорации по экономике, проработавшая около двадцати лет в хлопковой промышленности Узбекистана, сказала, что она бы так хорошо всё не написала.
В общем, никакая учёба зря не пропадает. Учиться нужно всегда, постоянно переучиваться и стараться применять свои знания на практике. Ну, а я, в последние четыре года, когда руководил своим предприятием, был и за директора, и за бухгалтера.


Рецензии