Прощеный день, а небо плачет...

Однажды я прочла на литературном сайте очень хорошее эссе, посвященное Прощеному дню в православной церковной традиции. Безусловно, день важен в жизни каждого из нас! Прося прощения – с одной стороны, и прощая – с другой, мы очищаем свою душу и во многом способствуем изменению своей судьбы к лучшему. Ведь простить – что милостыню подать, а милостыня отворяет врата Рая.

Попросить прощения бывает иной раз трудней, чем простить, но тот, кто делает это искренне, как бы вырывается из тесного, темного чулана к свету, на цветущий луг! От своей мелочной, корыстной и нечистой «правды» – к Правде Божией!

Но сейчас я хочу поговорить о другом.

Меня поразили отклики читателей к вышеупомянутому эссе – боль и слезы! – написанные, в основном, мужчинами. Эти люди отказывались прощать, и их можно понять. Само слово «прости» вызывало в их сознании мучительные ассоциации и воспринималось ими, как битье по лицу, как последняя капля, переполняющая чашу страдания.

Приводились примеры. Страшные истории. Читая, содрогаешься. Манипуляции, вампиризм, жестокость, предательство… И после всего этого «прости»? С единственной целью – исполнить формальность и тем успокоить свою совесть?

Вот такой случай. Начальник взял у сотрудника для рассмотрения технический проект, доработал немного, оформил и представил высшему руководству, как свой собственный, не упоминая имени истинного автора. Однако похититель интеллектуальной собственности принадлежал к христианскому миру, о чем и заявил пострадавшему сотруднику в Прощеный день, попросив у него прощения. Все было бы прекрасно, да только… Восстановления авторских прав, выплаты гонорара и какой-либо другой компенсации за моральные страдания и финансовые потери – не последовало. Каково? Мало того, что оскорбили, обокрали, наплевали в душу, еще и в Рай хотят попасть некоторые псевдохристиане, используя слово «прости» в Прощеный день, как некую магическую формулу, чтобы с ее помощью открыть небесные врата и избежать ответственности за свои слова и поступки.

Я задумалась: а ведь, действительно, просьба о прощении без реального желания что-либо исправить, превращается всего лишь в формальность. В бессмысленную, циничную и грубую формальность! Нужны ли Господу Богу формальности? А каждому из нас? Нужны ли они?

Вывод напрашивается сам собой. Прощения всегда лучше просить делами, нежели одними словами! Не дожидаясь какого-то особого дня, повода и случая, чем быстрее – тем лучше. Прощеный день – лишь напоминает нам о нашем христианском и человеческом долге! Если мы не готовы реально что-либо изменить в себе и в отношениях с людьми, просто отойдем в сторону, без красивых слов. Так будет честнее. Значит, этот светлый праздник пока не для нас. Не будем омрачать его масками лицемерия, превращая в гротеск дурного тона.

И еще… Уходя от ответственности, мы уходим, по сути, от людей. Обрекаем себя на одиночество, на неполноценные отношения, лишенные глубины и красоты. Да, нас простят! Но возвращаться, возможно, будет уже некуда…


Рецензии
Недавно тоже размышлял на тему милостыни и прощения, и наши мысли совпадают.
"Конечно милостыня связана не только с деньгами или вещественным (вещи отдавать). Милостыня, в первую очередь и на прямую, связана с чувством сострадания! Я вижу нужду человека, его боль, и пытаюсь помочь чем могу. Прощение недругов – это тоже милостыня, связанная с милосердием, с сердцем любящим и милующим! Милую, значит прощаю. Прощаю, значит милую."

Геннадий Прохоров   13.08.2020 11:01     Заявить о нарушении