Лу Синь

Чжоу Шужэнь (таковы были подлинное имя и фамилия Лу Синя) родился в сентябре 1881 г.  в уездном городе Шаосине.  Он рано лишился отца. Детство его было омрачено бедностью и скитаниями. У матери не было денег, чтобы дать сыну образование. В 18 лет Чжоу поступил  в мореходное училище в Нанкине. Через год он перешел  в Горно-железнодорожное училище, где овладел  знаниями в области естественных и технических наук. В числе лучших учеников будущего писателя отправили продолжать образование в Японию, но там он неожиданно увлекся медициной и два года проучился в медицинском институте. Потом Чжоу оставил учебу и решил посвятить себя литературе. Прежде всего, он занялся переводами Жюля Верна  и русских классиков (с японского языка). По его собственному признанию, знакомство с русской литературой оказалось особенно полезным (переводами русских писателей он занимался и в дальнейшем).

В 1909 г. Лу Синь вернулся на родину и устроился  преподавателем химии и физиологии в педагогическое училище в Ханчжоу. Позже его назначают директором педагогического училища в Учане, а после революции 1911 г. Лу Синь поступает на работу в министерство  просвещения в отдел социального воспитания. В те же годы он начал глубоко и целенаправленно изучать древние и средневековые литературные памятники Китая и вскоре сделался признанным специалистом по Танской и Сунской эпохе. Это увлечение сочеталось у Лу Синя с глубоким интересом к современной литературе. В 1914 г. он опубликовал свой первый рассказ «Былое», не привлекший к себе внимания.  В 1918 г., уже будучи зрелым, много повидавшим человеком, известным педагогом, переводчиком и публицистом,  Лу Синь  написал рассказ «Записки сумасшедшего», который сразу принес ему известность. В 1920 г. он начинает читать в Пекинском университете курс лекций по истории китайской литературы. Вместе с публицистическими статьями, переводами, филологическими и историческими сочинениями, сборниками отредактированных им средневековых повестей продолжают выходить художественные новеллы Лу Синя. В 1923 г. появился первый сборник его рассказов «Клич» (сюда вошло самое крупное его произведение – повесть «Подлинная история А-кью», написанное в 1921 г.).

«МОЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ» (1924). В канун нового года  автор приезжает в свой родной Лучжэнь и останавливается в доме своего родственника Лу Четвертого, с которым у него, впрочем, не очень задушевные отношения. Однажды он встречает на улице города прежнюю служанку Лу Четвертого тетушку Сянлинь. Несчастная женщина живет подаянием. Хотя ей всего сорок лет, она выглядит как изможденная старуха, не способная ни к какой работе. После короткого разговора, он старается от нее отделаться, а вечером на следующий день внезапно узнает, что Сянлинь умерла от голода. Лу Четвертый говорит о ее кончине с явным осуждением – ведь она умерла в канун праздника, а это дурная примета. Никто не помянул несчастную добрым словом, ее смерть всех оставила равнодушным. Только автор, оставшись один, придается воспоминаним.

История Сянлинь очень проста, но от этого  она не перестает быть менее трагической. Несколько лет назад жена Лу Четвертого решила взять новую служанку. Спустя короткое время к ней нанялась молодая вдова лет двадцати семи, статная и румяная. Это и была Сянлинь, которая недавно пришла в город из одной дальней деревни. Она работала не покладая рук, а силой, упорством и усердием могла поспорить с любым мужчиной. Все считали, что семье Лу Четвертого очень повезло со служанкой. Но однажды к жене Лу явилась женщина лет тридцати и заявила, что приехала за Сянлинь. Оказалась, что это ее свекровь. Начались полевые работы, и ей не хватало рабочих рук. Тут только узнали, что Сянлинь бежала из дома свекрови вскоре после смерти ее мужа. Свекровь забрала все жалование, заработанное той за два месяца, и ее одежду. А спустя короткое время Сянлинь исчезла. Свекровь вместе с братьями подкараулила невестку, когда та пошла мыть на реку рис, и увезла ее обратно домой.

Вскоре в Лучжэне узнали, что свекровь выкрала Сянлинь, чтобы выдать ее второй раз замуж в одно дальнее горное селение. «Надо же было  свекрови  женить своего младшего сына, - рассказывала жене Лу Четвертого односельчанка прежней служанки. – А не выдай она старшую невестку, откуда бы ей взять денег на свадебный подарок? Она женщина деловая, разумная и очень расчетливая… Ведь ей дали за невестку восемьдесят связок  по тысячи медяков, потому что нечасто найдешь охотников выдать  дочь в горное селение. Теперь она уже женила своего младшего. На свадебный подарок ушло пятьдесят связок, остальное на свадьбу, да еще больше десяти связок осталось. Ха! Вот до чего она расчетлива!»

А как же Сянлинь? Она согласилась? Оказывается, никто не интересовался ее мнением. Во время брачной церемонии она «так выла… и бранилась всю дорогу, что даже голоса лишилась. Еле из носилок вытащили. Ее держали двое здоровенных мужчин и еще мальчишка-деверь, когда надо было алтарю поклониться. И только они зазевались, о Будда! Она как кинется на жертвенный стол да как стукнется об угол, голову всю себе разбила, кровь так и хлынула… Насилу заперли ее с мужем в спальне, так она и там давай браниться…Даже на другой день, сказывают, не поднималась…» «Ну, а потом?» - спросила тетушка Лу. «Потом?.. Встала. А к концу года родила мальчишку…»

Прошло года два, и в Лучжэне узнали о новых несчастьях Сянлинь. Муж у нее умер, а сынка вскоре утащил волк. Дом у нее забрал деверь, а невестку выгнал на улицу. Через какое-то время Сянлинь, которой было некуда податься, вновь пришла в дом Лу Четвертого. «Глупая я стала, совсем глупая, - рассказывала она. - …Открыла с утра пораньше двери, положила в корзиночку бобов и велела моему Амао  сесть на порожке и перебрать их. Он был такой послушный, все делал, что ни скажу. Вышел он, а я за домом дров нарубила… Кликнула сыночка – молчит. Пошла посмотреть – нет его, только бобы кругом рассыпаны… Я всех обегала… Весь день искали и только к вечеру увидели далеко в горах, на кустике, его башмачок… Сразу догадались: беда, волк унес. И правда. Чуть подальше нашли его, сердечного, в логове, лежит разорванный, а в руках корзиночка…»

Сянлинь опять стала служанкой в доме Лу Четвертого. Но, увы, от прежней ее расторопности не осталось и следа. Память у нее ослабела. Всем и каждому Сянлинь с рыданиями рассказывала о гибели ее сыночка. Поначалу ей все сочувствовали, но потом ее история всем до смерти надоела, и над ней стали смеяться. А поскольку Сянлинь дважды побывала замужем и нарушила тем самым обычай, ее больше не допускали к жертвоприношениям, как нечистую. И хотя это произошло против ее воли, Сянлинь глубоко страдала от сознания своего греха. Характер у нее совершенно переменился. Она боялась темноты, боялась людей и даже хозяина. Не прошло и полугода, как у нее появилась седина, а память совсем пропала. И поскольку Сянлинь сделалась неспособна к работе, ей отказали от места. Так она превратилась в нищенку…

 Теперь она умерла, но не нашлось ни одного человека, который помянул бы эту несчастную женщину добрым словом. Почему же так произошло? «Я сидел один при светильнике, - пишет Лу Синь, - и думал о трагедии тетушки Сянлинь. Еше при жизни ее выбросили в мусорную кучу, словно старую истрепанную куклу. И когда она вдруг снова  попадалась на глаза   веселым и беспечным людям, те просто не верили, что она еще жива… Не знаю, осталась ли после смерти ее душа, знаю лишь, что в современном обществе неудачнику нет места и ему лучше умереть, чтобы не быть в тягость ни себе, ни людям…»
*****

Радикальные публицистические статьи создали Лу Синю много врагов в столице.  В 1926 г., спасаясь от преследований северо-китайских властей, Лу Синь покинул Пекин. Сменив несколько городов, он в конце концов осел в Шанхае. Здесь были написаны сборники рассказов «Блуждания» (1926) и «Дикие травы» (1927). После чанкайшиского переворота 1927 г. Лу Синь в знак протеста покинул университет в Кантоне, где работал деканом литературного факультета. Отныне он занимался только литературой. Профессор Сюй Шоу-чан писал об этой поре жизни Лу Синя: «Он работал день и ночь… Правительство и народ, друзья и общество очень редко оказывали ему какую-нибудь помощь. Все, что выпало на его долю, - это притеснения, нападки, вымогательства и постоянная угроза ареста… Литературный гонорар был единственным источником существования Лу Синя… Но ему нелегко было получить деньги за проданные рукописи и книги от издательств, разбогатевших на издании его трудов. Он должен был работать без отдыха, и у него не было ни времени, ни средств следить за своим здоровьем и лечиться». В 1936 г. вышла книга «Старые легенды в новой редакции», объединившая восемь рассказов на различные темы из области китайской старины.  Умер писатель в октябре 1936 г. Огромная заслуга Лу Синя состояла в том, что он фактически создал новый литературный язык, в основу которого легла живая народная речь.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии