8 экранизациий произведений Ф. М. Достоевского
1. «Дядюшкин сон» (1966) (реж. Константин Воинов)
2. «Игрок» (1972) (реж. Алексей Баталов)
3. «Вечный муж» (1990) (реж. Евгений Марковский)
4. «Подросток» (1983) (реж.Евгений Ташков)
5. «Скверный анекдот» (1966) (реж. Александр Алов и Владимир Наумов)
6. «Идиот» (1958) (реж. Иван Пырьев)
7. «Преступление и наказание» (1969) (реж. Лев Кулиджанов)
8. «Братья Карамазовы» (1968) (реж. Иван Пырьев)
Свидетельство о публикации №220030401262
"Бесы" Хотиненко не стал смотреть, поэтому ничего сказать не могу. Вообще, плохо представляю, как можно поставить хороший фильм именно по этому произведению. Многие экранизации из Вашего списка смотрел. Особенно запомнились «Братья Карамазовы» (1968) (реж. Иван Пырьев) и "Игрок" (1972) (реж. Алексей Баталов)
А какие Вы отметили бы зарубежные фильмы по произведениям Достоевского? Мы относительно недавно пересмотрели "Идиот" (1951г, Реж. Акира Куросава). На мой взгляд, в нем есть просто потрясающие сцены.
С уважением, Александр
Александр Галяткин Юлия Фадеева 05.03.2020 00:42 Заявить о нарушении
Да, картина Куросавы считается одной из лучших зарубежных экранизаций Достоевского, хотя и перенесённой на японскую почву. Несмотря на то, что зарубежных экранизаций очень много, они не могут сравниться с отечественными до 1991 года. Ну, вот, посмотрел в своё время «Бесы» (1988) Анджея Вайды. Сюжет сильно политизирован, акценты смещены, содержание романа заметно изменено. Такое впечатление, что Достоевского использовали под текущие нужды. Но и фильм «Бесы» (1992) Игоря и Дмитрия Таланкиных был не лучше с моей сугубо личной точки зрения. Хотя, состав там был просто звёздный... Видел «Белые ночи» (1957) Висконти, вполне профессионально, просто это не самая лучшая вещь у Фёдора Михайловича:) В общем, лучше Пырьева никто сделать не смог, а почему? Он понял главное — литературный стиль Достоевского, это всегда ускоренный темп, постоянная аффектация, герои на грани. Тут нужна хорошая театральная школа актёрской игры с перехлёстом. Но не в том смысле, как говорил Тарковский: «Ну, это уже театр», низкопробное переигрывание. Вся актёрская команда в «Идиоте» Пырьева безупречна, одна Борисова чего стоит. Как-то я смотрел передачу, где проводили сравнительный анализ экранизаций «Идиота» и последовательно показали сцену сжигания денег в камине в японском, французском, русском и ещё каком-то вариантах. Думаю не надо говорить, где эта сцена круче всего?:) У Пырьева, конечно. Это просто электроток, только так всё в романе и могло быть.
А главное достоинство сериала Хотиненко в том, что он состоит всего из 4 серий. За один раз и посмотрел:)))
С уважением, Вольфганг.
Вольфганг Браузер 05.03.2020 19:06 Заявить о нарушении
Проблема в том, что сейчас уже практически нет актеров, которые смогли бы сыграть героев Достоевского. Кстати, заинтересовали «Бесы» (1992) Игоря и Дмитрия Таланкиных . Да, состав действительно звездный и тогда все еще были в силах.
На мой взгляд, «Бесов» сложно хорошо поставить, если не найти и не оттолкнуться от ключевой фразы в романе. На мой взгляд, просто Федор Михайлович пожалел читателей, ну и себя любимого и заставил персонажа повеситься:)) С Иван-Царевичем всё должно было бы быть немного иначе. «Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… Ну-с, тут-то мы и пустим… Кого? Ивана-Царевича; вас, вас!»:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 05.03.2020 23:06 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 06.03.2020 11:28 Заявить о нарушении
Давно не перечитывал. Несомненно, они оказали большое влияние на меня. Пожалуй, круче сказки «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» сложно что-нибудь найти:)). А вот эстонские и латвийские сказки относительно недавно довелось снова полистать. Тоже жесть:))
«А для любителей делать сериалы по Достоевскому Евгений Ташков снял «Подростка» (6 серий), чтобы они могли ориентироваться, но они вероятно не смотрели:))»
Помню сериал «Подросток». У нас были не только интересные сериалы, но совершенно забытый сегодня жанр телеспектаклей. На мой взгляд, «Принц и нщий» (1972г реж. Вадим Гаузнер) и «Карлик нос» (1970г реж. Галина Орлова) великолепны!
Вчера с удовольствием посмотрели «Девушка в тумане» (2017, реж. Донато Карризи). Да, неожиданные повороты сюжета, я уж даже засомневался в своей первоначальной версии, но в конце всё встало на свои места. Даже после фильма почитали финал книги, чтобы уточнить количество девушек:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 07.03.2020 12:00 Заявить о нарушении
О-о, телеспектакли, как же, конечно помню. Именно этот вариант «Принца и нищего» я смотрел году эдак в 1973, до сих пор помню. Только не знал имя режиссёра, в детстве на такие мелочи внимания не обращаешь:)) Высокий класс, потом, позже прочитал книжку, супер, полное соответствие. Другие экранизации я уже не воспринимал, даже зарубежные.
Что касается Прибалтики, то вспомнился толстенный сборник «Поэты Эстонии». Да-а, вещь сама в себе:))
Вольфганг Браузер 07.03.2020 13:38 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 07.03.2020 15:31 Заявить о нарушении
Ну а потом я один посмотрел «Рейд 2». Да. Продолжение получилось не хуже. Не знаток боевых искусств, но постановка боев реально впечатляет. Как-то принято считать, что все восточные боевые искусства вышли из Китая и Японии, значит, и фильмы на эту тему у этих стран должны быть лучшие. Индонезийские кинематографисты в какой-то мере опровергли этот стереотип:))
В ближайшее время пересмотрим «Братья Карамазовы». Пора вспомнить классику:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 08.03.2020 13:33 Заявить о нарушении
Что касается "Малены", то конечно прыгнуть выше "Амаркорда" у Торнаторе не получилось, отсылки к знаменитому фильму Феллини видны сразу и не только к нему. Мне проход Моники Белуччи по городу сразу напомнил аналогичный проход героини фильма "Приключение" Антониони с той же реакцией окружающей публики:) "Эталонные фильмы", вот именно, важна последовательность, кто за кем стоял:)) У меня с "Амаркордом" такая же история. Сперва я прочитал повесть-сценарий "Амаркорд" Тонино Гуэрры по которой был сделан фильм, затем посмотрел фильм "Жестяной барабан" Фолькера Шлёндорфа по роману Гюнтера Грасса и только потом увидел "Амаркорд" Феллини (важное уточнение - "8 1/2" уже был просмотрен). Такова цепь событий, историческая непреднамеренная случайность:))
Нус и какие выводы из этого?:) Что толку в том, что "Амаркорд" вышел на экраны в 1973 году, а "Жестяной барабан" в 1979, смотрел-то я их в другой последовательности. И понятно с чем я мысленно сравнивал фильм Феллини - со всем вышеупомянутым (и прочитанным и увиденным). Нет, он не стал хуже, но он не стал Событием. А нам всегда от шедевра необходимо - СОБЫТИЕ (пьеса Набокова "Событие" (1938)) А так-то да, "Оскар" и все остальные регалии прилагаются.
Вольфганг Браузер 08.03.2020 16:33 Заявить о нарушении
Совершенно верно. Все древнегреческие трагедии, за редчайшим исключением, играли всего один раз:)). И они всегда были СОБЫТИЕМ. Кстати, некоторые фильмы, которые мы посмотрели по Вашей рекомендации, тоже стали для нас СОБЫТИЕМ. Мы бы о них никогда не узнали. Спасибо! Конечно, правильная последовательность очень важна. Пьесу Набокова не читал. Тонино Гуэрра … . Насколько помню, это он был автором сценария «Ностальгии», которая меня разочаровала. Помню, как ждал нового фильма Тарковского:)) Да, можно сильно любить Бергмана, но это не должно отражаться на качестве фильма:)) А вот, «Жертвоприношение» мне понравилось.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 09.03.2020 05:53 Заявить о нарушении
для Антониони - «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт»;
для Феллини - «Амаркорд», «И корабль плывёт...», «Джинджер и Фред».
Поражает его диапазон, от таких фильмов о мафии, как «Сиятельные трупы», «Лаки Лучано», «Забыть Палермо» до антивоенных картин «Люди против», «Ночь святого Лоренцо».
И это не говоря о том, что «Брак по-итальянски», «Десятая жертва», «Доброе утро, Вавилон» тоже его сценарии:))
Что касается «Ностальгии» и «Жертвоприношения» Тарковского, то получилось довольно забавно, я мог бы повторить вашу фразу, Александр, но только поменяв фильмы местами:)) Вообще, тематически они похожи, и там и там — жертвоприношение.
Вольфганг Браузер 09.03.2020 14:49 Заявить о нарушении
Конечно, большинство согласятся с вами:)) Но мне понравился финал в «Жертвоприношение». Впрочем, надо пересмотреть, чтобы сделать объективные выводы. Уже прошло столько лет:)). В любом случае фильмы Тарковского были СОБЫТИЯМИ для нас в то время. А сейчас ни одного режиссера, который мог бы поставить фильм СОБЫТИЕ, в России нет.
«Вот, тут настал очень важный момент. Тонино Гуэрра является знаковой фигурой в итальянском кино».
Да, конечно, но не очень хорошо, когда столько в итальянском кинематографе связано с одним человеком, каким бы талантливым он не был. Всегда должны быть достойные альтернативы. Иначе нет развития.
Может быть, феноменальная популярность Гуэрры связано с тем, что, наверное, некоторые итальянские режиссеры неосознанно мечтали снять фильм, который можно было бы смотреть вечно, потому что он бы менялся и открывался с новой стороны при каждом новом просмотре. Такое алхимическое кино;))
Кстати, вашу киноповесть я уже читал, а сценарии писать никогда не пытались?
Александр Галяткин Юлия Фадеева 09.03.2020 20:50 Заявить о нарушении
Что касается Тонино Гуэрры, то его вклад в многоукладность итальянского кино действительно велик:), но что можно сказать точно — к фильмам Висконти и Пазолини он никакого отношения не имеет:) Так что остался зазор для импровизации:)
Тарковский находился под большим влиянием Бергмана и некоторые даже заявляли, что «Жертвоприношение» это ещё один фильм Бергмана. Ну в том смысле, что вся съёмочная группа (включая оператора Нюквиста) плюс место съёмок - бергмановские. Лично меня не устроила, некоторая упрощённость последних эпизодов, повтор что-ли. За аллегорией легче скрыть отсутствие ответа на главный вопрос. Я не даром ранее упоминал фильм Бергмана «Стыд» снятый ещё в 1968 году, тот же остров, те же актёры и абсолютно конкретный, чёткий вывод, а заодно и предсказание на будущее. Этот фильм надо использовать, как тестовый для представителей творческой интеллигенции и никаких экивоков и фиглей-миглей:)) Бергман такой возможности не оставляет, отвечать придётся всем. И за отсутствие СОБЫТИЯ тоже.
Вольфганг Браузер 09.03.2020 22:01 Заявить о нарушении
Мы посмотрели после «Правой стороны движения» фильм «Стыд». А что, ещё остаются какие-то вопросы к творческой интеллигенции? По-моему, все предельно ясно. В целом народ согласен с Докинзом:)) Человек – это всего лишь высокоорганизованное животное. Если мы столько лет улучшаем породу собак, то почему бы нам не улучшить породу человека?:)). Даже те, кто не согласен, всегда примут любые правила игры. История с коронавирусом блестяще это подтверждает. А так да, из фильма «Стыд» проложен прямой мост в наш сегодняшний мир. Какие фильмы Бергмана кроме «Седьмой печати», «Стыда», «Часа волка» и «Фанни и Александр» ещё посоветуете посмотреть?
Александр Галяткин Юлия Фадеева 09.03.2020 23:08 Заявить о нарушении
Бергман уже в дебютной картине «Кризис» (1946) удивил своим профессионализмом. Если бы он продолжал в таком же духе, то о нём помнили бы, как интересном, талантливом режиссёре шведского кино 40-х годов. Но в 1949 году он снимает фильм «Тюрьма», этапное кино, супер. Далее называю важные картины на мой сугубо личный взгляд (из тех что не называл ранее): «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Девичий источник» (1960), «Персона» (1966), «Страсть» (1969), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Осенняя соната» (1978). Сам бы хотел ещё посмотреть «Молчание» (1963) и «Змеиное яйцо» (1977), но пока не получается:)
Вольфганг Браузер 10.03.2020 00:51 Заявить о нарушении
Вольфганг, это очень интересный и ключевой вопрос: куда поддевался их творческий потенциал? Причем, сразу у всех! На мой взгляд, причина творческой деградации - не в деньгах, не в возрастном кризисе, не в неприятии новых правил игры, а в чем-то совсем ином. Профессионал даже чисто заказное кино всегда делает хорошо и правильно. Непостижимым образом все они перестали различать хорошее и плохое кино! Хотелось бы узнать правильный ответ.
Спасибо за список фильмов Бергмана. Постепенно будем смотреть.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.03.2020 01:43 Заявить о нарушении
Да, Александр, очень метко сформулировали насчёт творческого потенциала. Действительно, профессионал всегда остаётся профессионалом даже на заказном материале, а тут какое-то непонятное «совсем иное». Раньше была школа в рамках которой было обычным делом создавать поток качественного зрительского кино: «Гиперболоид инженера Гарина», «Человек-амфибия», «Последний дюйм», «Деловые люди» и т. д. Это же не арт-хаус:)) Но где-то в середине 70-х произошёл сбой. Началась какая-то необязательность формы и содержания, пошла аморфность по всем направлениям (и так сойдёт). По ТВ уже можно было увидеть более качественные отечественные фильмы чем в кинотеатрах, а это тревожный признак:) Долго держалась Легенда — не дают работать, а так-то мы ого-го. Похоже их всех с одной стороны ударило «американским новым Голливудом 69-79 гг.», а с другой «итальянцами» того же периода. Они же на закрытых показах всё это видели. Возможно смешались воедино внутренняя неудовлетворённость и необоснованная амбициозность. Говорят, что многие завидовали Тарковскому, а чем они хуже, они тоже так могут. Недаром ведь Кончаловский на волне успеха рванул в штаты, а когда узнал всю эту кухню изнутри, рванул назад:)) А может они не хотели на завод ходить?! Пристроились у аппарата ручку крутить и шабаш.) А когда оковы тяжкие пали в 91 годе:) тут им и пошла карта! Ничего делать не надо, а ватрушки с конфеКтами тебе сами в рот летятЬ!:)) Да, тяжела ты, шапка Мономаха....
По Бергману добавлю, что даже из указанного списка особо выделяются «Лицо» и «Персона». Но всё же лучше идти по датам последовательно. Очень интересно наблюдать за развитием его идей и тем. Когда смотришь на хронометраж его фильмов тех лет, а он всегда укладывается в полтора часа, а то и менее и сравниваешь с другими «мастерами»... Некоторым и 3 часов не хватает, чтобы что-то внятное произнести:))
Вольфганг Браузер 10.03.2020 12:44 Заявить о нарушении
« он всегда укладывается в полтора часа, а то и менее и сравниваешь с другими «мастерами»... Некоторым и 3 часов не хватает, чтобы что-то внятное произнести:))»
Это потому, что «мастера» блуждают в вечном тумане:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.03.2020 14:28 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 10.03.2020 15:24 Заявить о нарушении
Если люди, снимающие кино, не могут создать «картинкой» у зрителей измененные состояния сознания, вызвать любые нужные эмоции, затормозить или ускорить у зрителей психические процессы, то им нужно уходить из профессии:)). «Картинка» – это их главный рабочий инструмент. Даже в литературе, где главный инструмент – слово, есть произведения, которые можно начинать читать с любой страницы, потому что в них главное стиль, а не сюжет. Например, роман Набокова «Ада».
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.03.2020 21:35 Заявить о нарушении
«Даже в литературе, где главный инструмент – слово, есть произведения, которые можно начинать читать с любой страницы, потому что в них главное стиль, а не сюжет. Например, роман Набокова «Бледное пламя».
:-)
Вольфганг Браузер 10.03.2020 22:45 Заявить о нарушении
Если не умеют работать с «картинкой», то пусть и не снимают:)) «Мы не можем идти вперёд с головой, повернутой назад или вбок! Не получится! Ни у кого не получится!»:))).
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.03.2020 23:38 Заявить о нарушении
- Сумасшедший. Немедленно вывести.
...или начнётся такое разрушение... - Что вы делаете, оставьте меня, меня нельзя трогать... я - могу взорваться". (Его выводят силой:)))
:)))))
Дальше звучит вальс (1938)))
Вольфганг Браузер 11.03.2020 00:44 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 11.03.2020 00:46 Заявить о нарушении
Через 20 лет появилась знаковая пьеса другого драматурга:))
«Клов(с тревогой в голосе, продолжая чесаться). У меня тут блоха!
Хамм. Блоха! Разве еще остались блохи?
Клов(продолжает чесаться). Если только это не вошь.
Хамм(с крайним беспокойством). Но ведь все человечество могло бы возродиться снова начиная с этого момента! Ради бога, поймай ее!» :))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 11.03.2020 01:25 Заявить о нарушении
Спектакли ставят. Сейчас посмотрел маленький отрывок. Значит, для современного театра формат. По пьесе «Изобретение Вальса» можно снять не только талантливый, но и успешный в коммерческом плане фильм:))
Александр Галяткин Юлия Фадеева 11.03.2020 02:06 Заявить о нарушении
Смотрел как-то "Защиту Лужина" с Тортуро в гдавной роли, ой нэнадо:)))
Набоков экранизациям не поддаётся, разве что пьесы, так как там уже готовый сценарий. А так, получается более-менее складная передача сюжетов. В отрыве от его текста и стиля довольно банально выходит.
Вольфганг Браузер 13.03.2020 13:54 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 13.03.2020 14:43 Заявить о нарушении
Лавкрафта читал мало, для общего развития:) Если бы не цифровая эпоха, почивать ему в Лете пришлось бы и далее.) А так, родился интернет-мем — «Ктулху» и пошёл гулять по сети:)
Вольфганг Браузер 13.03.2020 17:23 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 13.03.2020 18:31 Заявить о нарушении
Кстати, посмотрел фильмографию Гринуэя, похоже его проект не реализовался. В списке фильма нет.
Возможно история долгоиграющая, но с 2012 года прошло уже 8 лет, однако.
Вольфганг Браузер 13.03.2020 19:43 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 13.03.2020 22:32 Заявить о нарушении
"Какие ваши доказательства?"(с)
Фильм-то где?
:-)
Вольфганг Браузер 14.03.2020 00:19 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 14.03.2020 11:52 Заявить о нарушении
Вольфганг Браузер 14.03.2020 20:51 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 14.03.2020 22:24 Заявить о нарушении