Фильм Паразиты глазами аборигена

В 90-е мне часто приходилось летать в Сеул, застревая там месяцами, кататься в Пусан и Ульсан. Последний раз я был в Сеуле в 2013-м. Так что я вполне себе абориген, а не гайдзин.

Копнем оскароносный фильм "Паразиты", чтобы попытаться посмотреть на него с точки зрения аборигена. Ведь в Корее так много нелепых для иностранцев традиций и ритуалов. Например, дедушки часто ставят голенького внука перед собой на стол и теребунькают его писюн собственным носом, громко и "зловеще" хохоча. Этот ритуал называется "табачок". И подобных странностей там полно.

Меня откровенно удивил успех фильма на западе, ведь это достаточно незатейливая экранизация анекдота, которую безумные гайдзины приняли за высокое искусство. Подобным баловались многие советские режиссеры типа Эльдара Рязанова и Марка Захарова.

Забавно читать у неглупых вроде кинокритиков, что режиссер фильма не дает указания на то, кто там бОльший паразит: семейка Кимов, богатенькие Паки или Мунгван с мужем в добровольном заточении. Ответ дан в именах семьи Ким: Ки_тхэк, Ки_джон, Ки У, а "паразиты" произносится по-корейски Ки_сенчун. Мамаша Чхунсук и вовсе носит фамилию Пак (а не Ким), как семейка ненавистных богатеев. Так что, паразиты - старший Ким и его дети, что очевидно любому корейцу.

Кроме того, старший Ким с женой разговаривает на северокорейском диалекте, что намекает на их "паразитическое" мигрантское происхождение.

Фильм снят в Сеульском районе Чонногу от тоннеля Johamun в нижней точке (семейство бежит через этот тоннель к себе "на район") до респектабельного и зеленого района Buam Dong наверху, с ценой недвижимости почти как в Париже (примерно 9-10000 евро за квадрат). Все это Johamun-ro, где бедняки смотрят на богачей задрав головы и добираются до вожделенной цивилизации по бесконечным лестницам.

Лестницы символизируют социальные лифты. В Корее бешеная конкуренция. На место водителя в хорошей семье в Сеуле, обычно претендует 500 человек с ВЫСШИМ образованием. Представьте, какие сказочные ништяки свалились на семью Кимов.

Даже на своей помойке, на задворках Chebu Dong, семейство Кимов живет в полуподвале, что гораздо больший зашквар, чем шамбр де бон на 6-м этаже в Париже в 18-м районе. В Корее царит матриархат, и Мамаша Чхунсук постоянно пилит своего мужа, обзывая тараканом. Папаша Ким очень от этого страдает и сцена, когда ему приходится отлеживаться под столом у Паков, материализует накопленные оскорбления.

Обитатели социального дна страдают от преследующего их всю жизнь запаха фекальной канализации, ведь в подвале унитаз потому и оказывается под потолком туалета на постаменте, что его нужно расположить выше уровня городских сетей, иначе придется использовать насосы и риск затопления помещения говном возрастет многократно.

Запах подвала преследует бедняков везде и Ким-старший очень от этого страдает. Особенно, когда подслушивает раговор Паков о нем. Демонстративное зажимание носа Паком над телом отшельника Кынсэ, становится для старшего Кима последней каплей в переполненной подавленным гневом чаше.

Утонуть в говне - это Карма Кимов, и режиссер откровенно постебался над этим в фильме. Помните камень, что подарил Ки У его приятель? В Корее, с древних времен поклонялись Горам, озерам и морю. Духи гор сильнее духов воды. Всплывающий камень - символ очищения Кармы. Камень, формой и фактурой напоминающий горную гряду или гору, называется до-лун, и символизирует финансовую удачу, подъем на гору.

Сначала все так и идет - семейка Кимов взбирается таки на гору, но счастья это им не приносит, ведь усилий они для достижения успеха не прикладывали... Всплывающий из говна Камень Удачи, воспринимается младшим Кимом как знак поворота судьбы, но он не улавливает намек на то, что пора засучить рукава и взять свою фортуну в собственные руки. В результате, камень опускается им на головы и ставит точку в авантюре с Паками.

В финале, режиссер снова стебется над потугами Кимов всплыть. Младшему грезится, что он выкупит дом вместе с отшельником-отцом в подвале, а старший надеется, что когда-нибудь он из подвала вырвется, но в жизни так не бывает. У бедняков есть лишь шанс поменять подвал на более сухой и теплый, и то, только потому, что реальным хозяевам западло туда спускаться. Как и смотреть вниз, себе под ноги, в биографии своих работников, или хоть изредка, заглядывать под собственный стол или кровать.

Помните, малозначительную сцену, где хозяйка просит служанку сварить лапшички, на скорую руку, и той приходится отдать барыне свой ужин. Барыне грошовая лапша кажется слишком невкусной и она фигачит туда кусок мраморной говядины по 380 евро за кило (да, такие в Корее цены, вы даже не представляете). Она съедает и лапшу и мясо, не поделившись. Для большинства это слабо считываемые сигналы, но для бедняка СПРАВЕДЛИВОСТЬ (которой он так жаждит) в том, чтобы каждый питался своим, или уж делил все поровну, если смешал в одной тарелке.

Фильм только об этом: справедливости нет, ничего вам не светит. Смиритесь и устраивайтесь поудобнее, паразиты. Каждый на своей ступеньке бесконечной лестницы. Это относится и к Пакам, посмевшим ожидать "справедливого" смирения, уважения и "любви" от своих слуг.


Рецензии
Спасибо за комментарии. Многие сюжетные моменты стали понятнее. Но на самого меня фильм впечатления не произвёл. Особенно в кровавом сумбурном финале.
Удивлён номинацией.

Евгений Жироухов   05.03.2020 19:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.