Юность в сапогах

Юность в сапогах
Рассказ / Военная проза, Мемуар, События
Подполковник приказал взять тряпок не белых но и черных....


Юность в сапогах.  
 
" Кто не был-тот будет, кто был -не забудет 730 в сапогах"  
 
 
В детстве я мечтал стать военным. У меня были пластмассовые солдатики, играть с ними было любимым занятием. Я любил военные фильмы и мне нравилась военная форма. Мечты детства должны сбываться.  
Отчасти сбылась и моя.  
Почему отчасти? – спросите вы. Все по порядку....  
Окончив десять классов, я решил стать моряком подводником! В Севастополе, жил мой родной дядя Коля, и работал он в то время на заводе шампанских вин, точного названия этого завода я не знаю, но был на нем один раз в детстве, когда с родителями приезжали отдыхать в Крым. У дяди Коли, половина друзей были преподаватели Высшего Военно-Морского Училища Подводного Плавания! Как это произошло я не уточнял, то ли это были его друзья детства то ли это друзья со стороны его очередной жены....Взяв в подарок ковер три на два метра, мы с родителями поехали в Крым! Ковер по тем временам была вещь дорогая и он служил мне гарантом поступления. Кто это придумал тащить этот ковер через пол-страны я уже не помню, но эту идею мы осуществили. Ковер был доставлен и вручен! Идея с ковром мне не нравилась, было как то стыдно и не ловко.  
Через день или два состоялось застолье, собрались дорогие гости! Мои родители знали толк в этих делах. Всю жизнь они были хлебосольными и столы всегда ломились от яств и угощений. Сколько себя помню, у нас почти каждые выходные были гости. Гостей потчевали разными вкусностями и деликатесами.  
И когда гости уходили домой, им еще и с собой заворачивали гостинцы. Вот такие необыкновенные родители были у меня. За столом конечно выпивали, но не много, пару рюмочек а потом сидели и пели песни! Это было так красиво, жаль что это ушло навсегда. Сейчас за столом уже к сожалению не поют, нет бывает конечно, что кто то перебрав начинает козлиным голосом орать какие-то слова из песен, что хочется побыстрее закрыть ему рот.  
Пришли офицеры с женами в форме при полном параде со значками и медалями за дальние походы! У меня загорелись глаза и голова пошла кругом! Я буду офицером подводником! Я буду военным человеком! Моряком!  
Меня представили гостям. Уже после первого тоста, я был зачислен на первый курс курсантом! Морячок, морячок, доставай свой пяточек! Морские слова мне казались какими-то волшебными-гюйс, трап, ют... звучали как заклинания! И даже слово -гальюн, что означало у моряков туалет, звучало так загадочно, что хотелось сходить туда на экскурсию. Как же я был горд собой. На улице мне хотелось крикнуть каждому прохожему что я курсант.... почти. Ночью мне снилось море, чайки, дальние страны... Я же в душе романтик.....  
Поездка в Крым и встреча с офицерами состоялась в начале лета, мы вернулись назад домой и я стал ждать сентября, когда в училище начнутся занятия. До этого надо было сходить в военкомат и оформить всю бумажную работу для зачисления, хотя я уже был туда принят по блату, как говорили тогда.  
За эти летние месяцы мнение моих родителей круто поменялось на сто восемьдесят градусов. Они меня не захотели отпускать от себя. Нужно сказать, что родители у меня были особенные. Таких не было ни у кого из тех кого я знал и наверно у тех которых я не знал. Любили они меня такой вселенской бесконечной любовью, что трудно найти еще таких где либо, других таких нет.  
Вот эта родительская любовь и поменяла мои планы на жизнь...  
По прошествии многих лет, когда произошла Всероссийская трагедия и затонула подводная лодка " Курск", я скорбел со всей страной и какое-то шестое чувство, подсказывало мне, что я мог бы быть одним из экипажа " Курска" и возможно тогда уже, еще за много лет до трагедии сердца моих родителей почувствовали эту опасность и отвели меня от нее.....  
Я поступил за компанию с двоюродным братом в Вильнюсский Поли-Техникум и стал в нем учиться не особо вникая на кого, лишь бы не болтаться по улицам. Да, дорогие друзья, вот такие странные решения принимаются в молодости. Кажется что жизнь и молодость бесконечно длинная и много чего можно успеть и сделать..Я проучился год, пришла повестка идти служить. Попросил отсрочку на год, дали... Через год, опять -Труба зовет, погоны ждут!  
Пришло время отдавать долг Родине. Мои безумно-любящие родители хотели защитить меня от всего на свете, в том числе и от " ужасной" службы в армии.  
Придя с повесткой в военкомат Октябрьского района города Вильнюс я был ошарашен. Военком когда услышал мою фамилию, сказал что бы я проследовал во двор, где стоит Уазик и садился в него. Ничего не подозревая, я уселся и стал думать-гадать, удивляясь столь странным событиям. Пришли водитель и какой то прапорщик. Они сели в автобусик и прапор скомандовал:- Поехали на Парко 18!  
Услышав это, у меня все похолодело внутри! Парко 18, известный адрес, всем живущим в Вильнюсе, там была псих-больница! Расположена она прилично далеко от центра, это был пригород Вильнюса район Ново-Вильняй. По дороге мне представлялись ужасные картины, что психи забьют меня табуреткой.. Почему табуреткой?! Не знаю...  
Лечебница была старой постройки, в виде большого особняка с громадным парком. Единственно что угнетало, это поздняя осень. Листья с могучих деревьев уже давно опали и бесчисленное количество ворон не умолкая каркали без перебоя....  
Вместе со мной, в приемной, сидел пожилой учитель, у которого был очень сильный тремор конечностей. "Довели ученики"-подумал я, глядя на трясущегося человека, но жалости он у меня не вызвал. Учителей я не любил еще со школы, исключение составляла моя первая учительница имя её к моему позору сегодня вспомнить не могу, но оно кружится у меня на языке и наверняка я вспомню его опять. Просто я давно о ней не вспоминал. Тихая и спокойная уже в годах женщина, учила нас от всего сердца. Была с нами строга и справедлива. Дети хорошо чувствуют фальшь, она была с нами честна....Я обязательно вспомню имя моей первой учительницы....Про последнюю свою классную руководительницу Брониславу Иосифовну, плохого говорить ничего не стану, так как когда я вернулся из армии, то узнал что она утонула. Мое отношение только озвучу одним предложением. На протяжении девятого и десятого класса, она нам твердила что мы тупицы и дураки и некуда не поступим. Её внушение сработало. Из моего класса выпуска 1980 года, так никто и никуда не решился пойти поступать...  
Немного отвлекся от повествования...  
Меня определили в нервное отделение, выдали пижаму, показали палату и койку с прикроватный тумбочкой. Единственное что, я не понимал, зачем и почему меня сюда привезли! Может произошла какая то ошибка?!  
Нет, ошибки не произошло. Врач отделения приняла меня в своем кабинете и сказала, что я буду наблюдаться у них на протяжении четырех недель, так как мои родители заявили, что я лунатик и хожу по ночам! Вот оно что! Ну наконец-то хоть что то прояснилось! А то я, уже и не зная что думать!  
Ну какой я к хрену лунатик! Ну было когда то в детстве, пару раз!!..  
Ай да родители, что учудили! Хотя бы предупредили или намекнули. А скорее всего они и сами не очень то зная, наговорили полу напридумывали, что бы меня оградить-уберечь... Ай да родители..!!!  
В псих больнице мне понравилось! Хорошее спокойное место и не скучно! У меня была полная свобода передвижения, я впитывал новые впечатления!  
Процедур у меня никаких не было и целыми днями гулял по парку с радиоприемником VEF212 красного цвета олимпийского выпуска! Крутая вещь по тем временам! Парень я был боевой и вскоре познакомился с молоденькими мед сестричками которые работали в архиве! Посторонним вход туда был строго воспрещен, но только не мне! Я приходил туда в любое время и проводил там времени сколько хотел. Что же привлекало меня туда? Молоденькие медсестры?! Ну и они тоже конечно, но главный интерес- это истории болезни. Никому не позволено кроме врачей было смотреть эти папки. Меня этот запрет не касался. Читать я любил всегда. Я прочел всю школьную библиотеку, записался в библиотеку Дворца Профсоюзов и там перечитал кучу книг. Здесь же были реальные истории жизни, пугающие своей правдой и откровением.... Вот одно из занятий и было чтение этих историй. Фреди Крюгер-отдыхает...  
Среди пациентов лечебницы было много призывников уклонистов. Помню как при мне заведующая позвонила в военкомат и попросила что бы больше не привозили призывников, ложить негде! Мне сразу вспомнились строки из нетленного произведения о бравом солдате Швейке, как там лечили симулянтов и больных!  
На выходные мне разрешено было уезжать домой, что я охотно делал, навестить родителей, подругу и немного развеяться ибо такие учреждения угнетают психику хорошо.  
До моего приезда в дур дом, здесь были танцы! Звучит дико. Мужское и женское отделение было напротив друг друга, через двор. Пары танцевали под гармошку каждый вечер, потом до полночи скрипели кроватями занимаясь сексом. Глав врач больницы узнал о столь непотребных делах его пациентов и танцульки эти запретили, аккурат за пару недель до моего попадания сюда. Я представил себя танцующим в психической лечебнице под гармонь.  
Через недели три, заведующая вызвала меня побеседовать. До этого мне надели на голову какой-то шлем с проводами и замеряли активность мозга. Прибор мне думается был скорее для отмазки.  
Заведующая сказала, что если я желаю, то мне выдадут белый билет и служить я не пойду. Но я никогда не получу водительских прав и еще там чего то...  
Так что решение было за мной.  
–Так что решай сам, пойдешь в армию или нет! – сказала она.  
Уже сейчас, я понял, что и заведующая была подкуплена моими родителями.  
Такие справки просто так не получить. Моя мать была уникальной женщиной. Везде у нее были знакомые и нужные люди. Она обладала даром знакомится с нужными людьми и получать от них то, что требуется.  
–В армию пойду! – сказал я заведующей твердо.  
Ну во первых " Белый Билет", мне был совершенно не нужен и даже оскорблял мое личное достоинство а во вторых то, что я не смогу получить права на управления автомобиля! Нет, только ни это. Я мечтал о автомобиле и не мог позволить никакой армии или еще чему перечеркнуть мою хрустальную мечту...  
В больнице подружился с одним парнем. Было ему двадцать семь лет и в таком возрасте идти служить ему страсть как не хотелось. Он изображал из себя больного и говорил что видит какой-то свет на стене. А может быть он и был болен? Я ведь не доктор. Запомнил его мать, которая приходила к нему часто а он с ней почему то вел себя очень грубо. Может так мстил ей за что то? Этого я не узнал....  
 
Проводы в армию- грустное мероприятие. Я не люблю пышных застолий по моему поводу. Поэтому проводы прошли скромно, по домашнему. Пришли дядька с теткой, родители с сестрой, мой друг Гога и моя как говорят сейчас герл-френд. Друзей больше не было, за последний месяц я всех их по проводил в армию и вот сейчас уходил сам. Нет вру! Гоги не было, мы его проводили в армию за неделю до этого! Народа собралось у него там туча! Так гуляли, что военком который жил с ним где то по соседству, в соседнем доме, чуть с ума не сошел! Потом все пытался в военкомате узнать кто так гулял!!  
У меня все прошло тихо-мирно, буйствовать было некому!  
В конце вечера подпитый дядя Ваня, в прошлом военный моряк, произнес реч. Пожелал что бы я служил хорошо и честно. Потом пожал мне руку и подарил 10 рублей.  
Мосты сожжены. Завтра с утра с вещами и военным билетом, я должен прибыть в военкомат для отправки на действительную военную службу! Во как звучит гордо! Я иду в солдаты! Офигеть!!!  
Утром 23 октября 1982 года я прибыл в Октябрьский Военкомат города Вильнюс.  
Возле военкомата творилось столпотворение! Толпы еще не протрезвевших провожающих, сами призывники кто с длинными волосами кто стриженный на голо, девчонки, родители, друзья....  
Первый мед осмотр провели прямо в зале. Всем сказали опустить трусы и вытащить достоинство. С шутками и прибаутками начали выполнять команду.  
Осмотр сразу обнаружил человек 10 с гонореей, их загрузили на автобус пазик, стоявшей в стороне и повезли на лечение в кожно-венерологический диспансер на улице Бокшто. Толпа верных подруг бежала за отъезжающий автобусом... Вот это предложение про подруг бегущими за автобусом везущим призывников в венерологический -чистая правда а не для красного словца. Здесь вообще все правда. Мы от смеха надрывали животы наблюдая эту картину!  
Остальные были проверены по списку и тоже проследовали к автобусам, которые и доставили нас к центральному военкомату расположенному в старом городе. Всех вывели из автобуса, построили в две шеренги и скомандовали  
–Вещи к досмотру! Сдаем спиртное!!  
 
Центральный сборный пункт, был красивым старинным зданием и представлял из себя настоящий дворец. Вильнюс вообще обалденно красивый город, в армии я потом очень скучал по своему городу где прошла моя юность.  
Внутри было много помещений, в них нары в 4 этажа. Набили нас туда как селедок в бочку. Готовился какой-то показательный призыв и призывников все прибывало и прибывало. Вечером пришел какой то вояка и выкрикнул мою фамилию! Я ничему не был удивлен! Посмотрев мой военный билет произнес:  
–Свободен до утра! Утром в 10. 00 как штык!  
Ну конечно это моя мама постаралась! Я же говорил, что таких мам не было ни у кого. Из почти трех тысяч человек, я один был выпущен что бы напоследок еще разок насладиться свободой.  
Я поехал домой. На ужин ел цыпелины со сметаной, потом обнял родителей и дело молодое, поехал к своей девчонке.  
 
На утро как штык явился в центральный а там муравейник народа! Сидим, ждем...  
Кто то предложил скинуться на выпивон. Сказано-сделано. Спиртное запрещено но за деньги все можно достать. Пол литра двадцать пять рублей! Это конечно цена космос, но что делать? Хотелось напомнить что в магазине бутылка стоила три или четыре рубля с копейками, но двадцать пять! Дали двадцать пять!  
Водку в этом возрасте я не любил и почти не употреблял. Я любил пиво! Пиво это был мой стиль жизни. С друзьями, мы любили сходить в пивной бар, коих в Вильнюсе было несметное количество. И не какие-то там шайбы или ташниловки а отличные пивные рестораны в полу подвальчиках старого города. Заказать пару кувшинов пенистого холодного напитка, похрустеть жаренным хлебом и уже как верх блаженства съесть варенную свиную ногу или свиное ухо...  
Принесли бутылку... Пустили по кругу..  
Теплая противная водка, похоже была какой-то жалкой подделкой на этот напиток и кроме отвращения ничего не вызывала. А зачем тогда пить? Наверно это неосознанная реакция что бы заглушить страх. Страх перед неизвестностью. Страх перед новой жизнью которая стояла уже на пороге военкомата и с улыбкой смотрела на наши стриженные головы, испуганные глаза и каждому отмеряла судьбу по одной ей известным мере и критерию.  
Увидев во дворе какого то прапорщика я у него весело спросил:  
–Как служба, товарищ прапорщик!  
Служба у него видать была полный швах! Схватив меня за руку, он потащил за угол и принялся отвешивать мне люлей! Но ни на того нарвался! Я ему не мальчик для битья! Вообщем мы вошли в спарринг и начали колошматить друг друга! Прапор наверно не ожидал от меня что я отвечу и был немного ошарашен.  
–Давай сюда военный билет, товарищ призывник закричал он! Я тебя к белым медведям отправлю!  
Контуженный какой-то подумал я швыряю ему свой новенький красный военный билет...  
Прапор вернулся минут через двадцать, отослать меня к белым медведям ему почему-то не удалось, он молча швырнул мне обратно мой военный билет и отвалил.  
Морская пехота! Именно! Сержант морской пехоты в черной форме и берете, с медалями и аксельбантом в полу сапогах прошел по коридору. Я быстро догнал его и сказал:  
–Возьмите в свою команду! -и заулыбался, потом наклонился и тише произнес  
–Дам, 25 рублей и протянул свой военный билет...  
–Жди здесь-коротко ответил он и исчез  
Появился минут через десять.  
–Слушай парень- сказал он, – ты уже зачислен в команду и я ничего не могу сделать а наш лейтенант пьяный спит.  
Так вот почему этот контуженный прапор не смог меня отправить к белым медведям! Я уже был зачислен в команду и должен был отбыть по месту назначения. Конечно это моя вездесущая мамочка постаралась и нашла место своему сыночку потеплее. А что я мог сделать?!Она была вездесущая как Бог и охраняла меня как Ангел.  
И вот через пару дней показательный призыв был собран в количестве три тысячи призывников. Всех нас построили в колонну и мы пёхом двинулись через весь город на вокзал. Провожающих конечно собралось не мало и вскоре уже стройные ряды были смешанны с провожающими. Шел я в этой колонне на ватных ногах. С одной стороны под руку шла моя сестра под другую руку моя подружка, рядом мама, отец наверно был на работе. Боже мой, уже сейчас вспоминая те дни, я помню что я стеснялся идти под руку с моей мамой. Сейчас я бы готов был отдать многое, даже готов опять повторить свою службу в этой гребанной армии, что бы вернуть время назад. Я бы прошел под руку с моей мамой от призывного пункта до вокзала и лучших мгновений для меня чем это не было во всей моей жизни... Мы изображали веселье и браваду а у меня на душе кошки скребли.. Рядом с нами до самого вокзала шли двое братьев, потом один из них станет моим другом и через пол года погибнет...  
А пока нас гнали как стадо баранов.  
 
Младший сержант Венички был нашим купцом. Был еще и какой-то прапор, но я его не запомнил. В вагоне мы немного оживились и заняли места.  
–Товарищ младший сержант! А девушки там есть? – спросил кто-то совсем не строгого командира. Сержант был высокий, худой в круглых очках и напоминал Крокодила Гену и интеллигента ботаника одновременно!  
– Есть, товарищи призывники! Машкой зовут! – улыбаясь отвечал тот.  
Человеком и специалистом Веничкин оказался замечательным, как оказалось в последствии, а Машка -это ласковое названия такого громадного и тяжелого полотера который был в учебной роте. Пол был покрыт линолеумом, его смазывали мастикой и нужно эту Машку было таскать за длинную железную ручку-натирать пол. Занятие скажу вам не из веселых. Семь потов сойдет пока этой Машкой пол как следует на трешь, что бы блестел как у кота.... Ну это мы узнали все позже, а пока мы еще были даже не солдатами, так как не приняли еще присяги. Мы были гражданским сбродом. И скоро нас научат ходить, говорить, стоять ну и еще много чему научат.  
Могло показаться что все перемешаны и все идет хаотично, но нет. Мы были уже разбиты на команды и ехали в определенную часть. Из всех ехавших в вагоне призывников, запомнил только одного по фамилии Брукштус. Лицо у него надо вам сказать было очень оригинальное! Если смотрели фильм " Укол Зонтиком" с Пьером Ришаром, так там был профи убийца, так вот такое же лицо было у этого Брукштуса. Надо сказать что малому не повезло с первых минут службы, вернее с того момента как мы разместились в поезде. Вообщем залез он спать на третью полку где ставят чемоданы, ну и ночью свалился с нее прямо на голову. Вообщем странный он был солдат, а мы с ним про служили сначала в учебке, потом в одной роте. Только для меня осталось загадкой, он стал странным после того как упал или уже был такой до этого.  
Кроме этого Брукштуса, почему то всегда рядом был со мной Павел Шмелев и его брат на год старше Дима. Я заприметил его еще на марше, он шел рядом и очень понравился моей маме. Парень был из интеллигентной семьи, но немножко не армейский что ли. Он носил очки и ему не нужно было идти в эту гребанную армию. Папа у них был большой шишкой, самым главным в Афганистане по ГСМ. Это расшифровывается как -горюче смазочные материалы, проще-бензин, солярка, масла... Вообщем он конечно мог отмазать своих сыновей, но не захотел. Решил что они честно отдадут воинский долг..  
 
Состав привез нас в Латвию, точнее под Ригу. Ну а ели совсем точно, место называлось Букулты. Прекрасный сосновый лес вокруг! Там размещался пункт распределения. Выстроили нас на плацу и давай ходить вокруг купцы, выбирать себе специалистов. До этого Веничкин предупредил, что бы никуда не высовывались и не записывались.  
– Спортсмены разрядники есть? -кричал вояка из спорт роты...  
– У кого метр восемьдесят и более и кто не имел переломов, два шага вперед! – командовали из роты караула..  
– Сварщики есть? – зазывали из стройбата...  
Мы стояли как воды в рот набравши.  
Потом рассказали какие казусы случались... Спросили кто варить умеет? Вышли повара а их взяли в стройбат сварщиками! Это же армия, где все через одно место.  
Двое из наших призывников отлучились в туалет, который одиноко стоял за зданием казармы и незамедлительно были ограблены советскими солдатами. Забрали все деньги! Варежку открывать не надо. У меня такое мнение, что ограбить новобранца- это задача номер один для каждого нечистого на руку.  
Из Букулты, прибыли в часть, которая располагалась в городе Лиепая. Какие войска понять не возможно, ах да связь. Мы связисты!  
Загнали на последний этаж, там казарма. Огромное помещение и железные кровати в два ряда. Звучит команда оставить вещи и строится для принятия пищи!  
Погнали на ужин. На ужин Бог послал ячневую кашу, чай, сахар, хлеб. К каше прилагалась на десять человек миска с растопленным салом где плавали редкие шкварки. Сахар в кусках по 4 каждому. Чай заварен уже в большом алюминиевом чайнике. Из приборов все алюминиевое-миски, кружки и ложки. Вилок в армии нет! Столы на десять человек, деревянные скамейки по бокам.  
После маминых деликатесов, такая еда мне показалась очень скудной и ужасной. Я попробовал кашу без растопленного сала, которое вызывала рвотный рефлекс и она комом застряла в моем горле. Да! Это не свиная ножка и не цыпелины.. Это какие-то помои да баланда.  
Вернулись в казарму и тут же обнаружил пропажу. Дорогая фирменная зубная паста была украдена, вместо нее лежал тюбик советской пасты, вкус который вызывал тошнотворный рефлекс. " Хорошее начало"-подумал я и побежал на построение которое объявил сержант.  
Нам выдали военную форму взамен наших вещей. Наши же вещи были сложенны в кучи, эти кучи стаскивали в низ на двор и рубили топором. Солдаты из боевых рот, расположенных на низших этажах, как вороны кружили вокруг, пытаясь стащить что либо из гражданки, что бы потом в этом сбегать в самоволку.  
То, что выдали нам, меня заставило удивиться. Гимнастерки и штаны были образца Второй Мировой войны! Сержант провел тренинг как надо заматывать портянки. Дело не хитрое, освоил!  
Одевшись в форму я посмотрел на себя в зеркало и не узнал. На меня смотрел какой то испуганный салага в какой-то клоунской униформе. Гимнастерка была без погон с тремя пуговичками возле горла и надевалась через голову, штаны были фасона -шаровары как у Папондопало из фильма " Свадьба в Малиновке"  
Я с трудом узнавал своих сослуживцев пару минут назад которые были в гражданской одежде а сейчас переоделись в военную форму.  
Тут же сержанты ручными машинками подстригали новобранцев под ноль.  
Некоторые ходили с наполовину по стриженной головой! Зрелище смешное и жуткое одновременно.  
Оказалось с них вымогали деньги за по стрижку – 10 или 25 рублей! Денег конечно уже ни у кого не было, все деньги уже были пропиты, потрачены или украдены. К вечеру полу подстриженные были все отловлены и оболванены до конца.  
Отбой, легли спать. Моя койка на втором этаже. Всем спокойной ночи..  
– Рота подъем!!! Звучит команда дневального..  
Утром проснулся и не понял вначале где я нахожусь, потом вспомнил- я в армии!  
Как то не верилось.  
 
Начали по одному вызывать в кабинет и предлагать похлопать в ладоши.  
Что за чушь?! Я зашел и представился  
–Товарищ подполковник, курсант, такой-то по вашему приказанию прибыл!  
Да мы попали в учебку! Учебная рота и мы -курсанты. Из нас будут готовить специалистов связи. А вот каких? Этими странными хлопками в ладоши и определяли.  
Подполковник раза три хлопал разные комбинации и просил после каждого раза повторять что запомнил. Нужно сказать что я был гитарист. Играть блатные песни и петь жалостливым голосом у меня получалось неплохо ну и конечно слух был развит.  
Я ему почти без ошибок повторил все его хлопки, в тот момент не осознавая зачем это нужно. Он что то записал у себя в тетрадочке и сказал мне что бы я пригласил следующего.  
По итогам хлопков я был зачислен в самый престижный взвод-радистов.  
А если точнее-радиотелеграфистов. Эти специалисты были элитой у связистов!  
Другие специальности, были пеленгаторщики и лакаторщики. У них все было в разы проще, зато в боевых ротах, там творился ад. Это мы уже успели узнать от салаг, которые прошли нашу учебку, попали в эти ужасные роты и прибегали к нам все побитые в поисках сигарет для старослужащих.  
Уже сейчас можно раскрыть военную тайну. Наша часть была особой, она занимались радио разведкой. Пеленговали самолеты, подводные лодки и еще кучу всего. Я был радист разведчик! Во как!  
Прошло пару дней. И тут случилась трагедия. В стране объявили трех дневный траур. Умер Леонид Ильич Брежнев. Все занятия были отменены так и не успев начаться. Нас рассадили на табуретки возле телевизора по которому беспрерывно транслировали балет и траурные мелодии. Сначала мы обрадовались, но потом это превратилось в пытку. Три дня просидеть на табурете, это жестоко! Сержанты ходили вокруг нас и длинной ниткой, равняли ряды сидящих по ушам. Также они высматривали кто закимарил, бросали в него шапку и гнали жертву в туалет драить очко.  
Первые недели или даже месяцы мы все ходили голодными как собаки. Жрать хотелось постоянно В чепок расположенный на территории части нам ходить не разрешалось у нас был карантин. А еды нам не хватало и все таскали в карманах куски черного армейского хлеба. Организм перестраивался, ибо на втором году службы в столовую уже шли на обед через день когда давали котлеты. Запомнился вечно голодный боец из Калининграда по фамилии Разва. Детина был больше чем метр девяноста и он откуда то прознал что ему положенно полторы порции пайки, но как говорится в армии : "На положено -хрен наложено"  
Когда сняли карантин и дали добро на посещение магазинчика с продуктами, стало намного веселее! Я обычно покупал пачку латышских вафель с какао.  
Ел я их на протяжении месяца. Они мне казались самой вкусной едой в Мире. Через месяц такой диеты, у меня произошло отвращение к этому продукту, больше за два года я не купил их не разу.  
Ели обычно после отбоя. Дневальный кричал :- Рота отбой! И выключал свет.  
Вот теперь и начинался жор. Курсанты доставали из под подушки припасы и начинали хомячить. В ночной тиши слышалось чавканье, шуршание упаковочной бумаги. Солдатики грызли продукты как мыши, ночью и украдкой.  
Через месяц была присяга. За это время нас научили многому. Ну во первых говорить! Такое слово как -"можно", резко пресекались!  
–Товарищ сержант, можно....  
– Можно Машку через ляжку или можно Машку под забором-отвечал сержант,  
–Нужно говорить" Разрешите"!.....  
Научили маршировать строем! Научили строевому шагу! Вообщем теперь мы были готовы принести Родине присягу и погибнуть в бою если прикажет командир.  
На присягу ко мне приехали родители и сестра, я упросил свою девушку не приезжать, так как в такой форме казался себе червяко-подобным и не хотел что она меня увидела таким.  
Запомнился эпизод. После Присяги, меня отпустили в увольнение и я сижу в гостинице Лива- это была лучшая гостиница в Лиепае, не далеко от нашей части. В одной руке у меня батон колбасы сервелат в другой руке шоколадная рыба, были такие огромные шоколадки раньше весом под килограмм. Родители смотрят на меня грустными глазами а я поочередно откусываю то колбасу, то шоколад, то колбасу, то шоколад.  
Присяга принята! Ну конечно мы её принимали не в этой попандопалской форме! Нам выдали нормальную форму, китель, гимнастерка, шинель!  
Дали и автомат! Из оружия стрелял всего пару раз за все время службы. Наша задача была в другом. Молниеносно передавать и принимать радиограммы.  
Этому и учили -шесть месяцев. Первый раз когда в учебном классе поставили на магнитофоне запись азбуки Морзе и сказали что через шесть месяцев мы будем принимать эти сигналы, я мысленно послал их вместе с сигналами на четыре буквы. Но армия это не то место где ты можешь показывать свои капризы. Здесь если не хочешь-заставят, если не умеешь-научат.  
После первой не принятой радиограммы я был наказан. Все кто приняли – пошли курить а те кто забил на службу- выполнили команду -"Газы" и в противогазах бегали по плацу битый час. Утром вместо шести часов, неуспевающих подняли в пять и повели заниматься в класс -записывать азбуку Морзе. Этот метод воспитания хорошо подействовал на меня и учебку я закончил лучшим радистом.  
Какие главные задачи солдата? Поспать и шлангануть! Ну еще пожрать!  
Масло почему то в армии очень ценный продукт! Никогда не подозревал это в гражданской жизни. Иногда масло было сильно замороженным и не успевал намазать его на хлеб. Научили узбеки что служили с нами. Бросаешь в горячий чай и пьешь! Отличный вкус, рекомендую.  
Больше ничему эти бараны тупоголовые научить не могли. Наш командир учебки взмолился и просил что бы их к нам больше не присылали. Тупые они были до безобразия, некоторые даже и русским языком то не владели. Потом их сослали в хоз роты, свиней растить. Это они у себя свинину не едят, а в армии аж шуба заворачивается. Не люблю я их особенно после одного случая, когда был на волосок от смерти.  
Дело было так. Стоял я дневальным по роте. Что это значит? Ну назначаются на сутки солдатиков которые и работают в роли уборщиков 24 часа. А так помещение большое, то дневальных было пятеро и сержант шестой -за старшего.  
От дневалил я свои часы, сержант и говорит:- Иди поднимай смену а сам отбой!  
Пошел я будить узбека который тоже был дневальный, а он баран не встает. Спит как сурок. Ударил с низу по койке этого бурдюка, что бы он просыпался и пошел спать на свою кровать. Лег и заснул почти моментально. Спать как и жрать хотелось всегда, так как гоняли нас здорово. И вот слышу я через сон какое-то монотонное бормотание возле моей койки. На утро, парень из нашего взвода что был со мной в наряде и рассказывает.  
– Лег ты спать, а этот узбек со штык ножом крадется к твоей кровати!  
Я его пол-часа уговаривал, что бы он тебя не зарезал...  
Вот такие дела. Спасибо что Скачилов, так фамилия этого парня из Калининграда, спас мне жизнь.  
Докладывать я не стал ни сержантам ни офицерам.  
В армии солдат занят постоянно, нет времени для безделия, поэтому время летит быстро.  
Вот как листки календаря, воспоминания тех лет....  
*****  
Перед Новым Годом сержанты поговорили с нами и договорились в столовой, чтобы масло нам не выдавали две недели, зато потом на новогодний ужин притащили его в громадном количестве, как будто человек за один вечер может съесть двух недельный рацион....  
 
*****  
Посыльным бегать по Лиепае, было тоже нашей боевой задачей. Не то что мобильных телефонов не было тогда, простой проводной телефон был дефицит.  
Вот посыльный и должен был бежать к офицеру домой в случае тревоги и сообщить ему об этом. У меня была улица Дедаева и Оскара Колпака. Когда объявляли учебную тревогу я мухой летел по указанным адресам. Обычно это происходило ночью или на рассвете. Сапоги вам не кроссовки, бегать я не любил...  
*****  
Нас водили в городскую баню каждую неделю. Пока шли строем, сержанты назначали тех кто будет собирать и раздавать- портянки, майки, трусы. Самое противное это конечно вонючие портянки... Вот идет строй и кто то разговаривает а сержант и кричит:-  
–Курсант такой-то! Собирает портянки!  
И бывало что ошибется и назначит не того кто разговаривал а другого, но ничего не поделаешь, спорить было бесполезно.  
Возле бани рядом на углу, была чебуречная, и когда уже мы стали старо служащими, то заказывали по пару штук горячих чебуреков. Чебуреки пахли обалденно и когда их ели все руки были перепачканы  
********  
Каждую неделю крутили фильмы в клубе на это время забывал что ты в армии.  
Кино было каждую субботу, привозили иногда и хорошие картины а не только  
" Ленин в Октябре"!  
********  
Письма! Письма это то, что все любят и ждут. Девчонки -короткие юбчонки перестали писать через пару месяцев, буквально всем и каждому. Точнее кроме как одному. Был у нас курсант, потом он стал ефрейтором по фамилии Стракшис из Вильнюса.  
Это был особый случай! На протяжении всей службы он получал каждую неделю минимум по 5 а часто по 7 писем от своей Киськи, как называл он её. Сначала все удивлялись, но потом уж привыкли. Он тоже не отставал и строчил ей, про нашу " суровую службу", наверно! Вот что можно писать семь раз в неделю на протяжении двух лет?! Тем более, письма хранить не разрешалось, он их держал под матрасом и часто груды этих писем сержанты находили при осмотре и заставляли их уничтожать. А что делать? По уставу внутренней службы было не положенно! Кто придумал это правило? И чем письма могли помешать солдату нести службу?? Прочитал и в расход!  
Потом встречал его на гражданке, у них все хорошо. Они конечно поженились и родили пятерых детей.  
******  
Была ли дедовщина? Да была. Избивали и меня что спать мог лишь на животе- отбили все почки. Сажали ли за это?  
Было и такое. Все плохое обычно забывается, но этот случай расскажу.  
Мой призыв уже перешел в боевую роту номер пять. По сравнению с другими ротами, наша была пионер лагерь. В тех ежедневно избивали и калечили молодых, а в нашей изредка.  
В один из дней под конец недели ко мне приехали родители и меня отпустили в увольнение. Еще один из нашего призыва, был на смене, мы несли боевое дежурство в 13 км от Лиепаи в сторону Паланги. Место называется Бернаты, там располагались наши антеные поля, склады, караулы и приемный центр...  
В роте оставалось 11 человек- молодых. Вот пьяные старослужащие и решили поиздеваться. Один дибилоид пришел из мед части, он там был в роли мед брата а второй был сержант из Белорусии прослуживший полтора года.  
Вообщем построили солдатиков и били. Просто тупо били не за что. Просто так.  
На утро пришел капитан Афонин, золотой души человек! Умница и пример для пьяни и матершинников, которых больше половины было в то время.  
Увидел он что у бойца Разва- тот самый, который все хотел получать дополнительную пайку за рост, губы как сейчас любят делать женщины- громадного размера! А Разва был дневальный и стоял на " тумбочке".  
Он у него и спрашивает:  
– Разва! А что это у вас с губами?!  
– Товарищ капитан! Я на дежурстве полез в огород, хотел картошки набрать, так меня местный оглоблей то и огрел!  
Не умел врать Разва, да и капитан быстро сообразил что к чему. Построил он всех молодых и увидел что все в синяках да кровоподтеках.  
Делу дали ход. Получил сержант из Белорусии два года штрафбата.Не помогло ничего. Приезжали его родители-колхозники, просить снисхождения, старослужащие состряпали письмо что бы пощадили изувера и пострадавшие подписали его с просьбой помиловать. Но военная машина закрутилась- завертелась не остановить. Загремел он под фанфары... Зато в роте стало тихо, спокойно. Избиения прекратились. Штрафная рота страшнее тюрьмы, слышал я. Так что всем по заслугам.  
*******
Как погиб Павел. Хоть и в разных взводах мы и были в учебке, всё равно дружба продолжалась между нами. Завязалась наверно еще там, на призывном пункте. Перекинуться парой тройкой слов днем между занятиями или поговорить о том сём вечером во время подшивания подворотничков. Мы были земами-оба из Вильнюса и нам всегда было что обсудить, поддержать друг друга. После учебки Павел перешел во вторую боевую роту. В этой роте были одни деревенские из белорусских глубинок. Стоило только понаблюдать в столовой как они обедали, что бы понять, что там за публика собралась... Забегали и первым делом накидывались на второе блюдо. Как писал ранее -стол на 10 человек. На столе 10 котлет. Если кто замешкался и подошел к столу на минуту позже, все его котлета поделена и съедена. Следующим блюдом суп! Из кастрюли доставался масел-кость с мясом и сьедался старо служащими... Полу люди, полу звери...  
В тот вечер он был на боевом дежурстве. Службу несли в кунгах военных Уралов, которые стояли напичканые аппаратурой в ангарах на цементных полах.  
Как обычно, приехала новая смена и стала " гонять" молодых. Что там произошло, никто не узнает. Можно лишь предположить, что начали пинать, толкать, издеваться одним словом. Это была обычная практика. Павел не удержал равновесия и упал вниз головой. Умер не приходя в сознание.  
На следующий день, вышел приказ и к каждому Уралу построили деревянные лестницы. Все спустили на тормозах. Виновных искать не стали. Мол сам упал.  
Но издевательства во второй роте приутихли, но лишь на время.  
 
Много чего еще произошло за больше чем два года моей службы. Были и радостные дни были и не очень.  
Стал я сержантом и дослужился до старшины роты но службу закончил с чистой совестью. Как говорят, чистые погоны-чистая совесть. Был разжалован в рядовые. События, что происходили потом, мне описывать а вам читать не очень интересно.  
Вот то, что произошли в самом начале службы было по настоящему очень ярким и сильным, что оставило след в моей душе на всю жизнь.  
Я уходил юнец а вернулся мужчиной. Армия это хорошая школа, но лучше в нее не ходить.  
 
Удивительная штука человеческая память, Стоит немного призадуматься и вот я в школе на Первого Сентября...  
– Мария Петровна! Мария Петровна! А вы нас тоже будете учить в четвертом классе!  
– Нет. Вот стоит ваша новая учительница. Беги к ней!  
– Этот букет вам, Мария Петровна.....  
Словно на машине времени совершаю путешествие в прошлое....  
–Мама! Я буду писать тебе каждый день!  
–Береги себя, сынок! Я люблю тебя!  
–Я люблю тебя мама!....  
То, что с нами когда то произошло, оно никуда не ушло не исчезло, оно всегда рядом с нами, пока мы помним...  
–Павел привет! У тебя есть белые нитки подшить подворотничок?!  
–Да! Возьми, потом отдашь....  

Конец.


Рецензии