Двунадесятые праздники с богородичными образами

Икона «Двунадесятые праздники с богородичными образами и дополнительными клеймами». Палех, кон. 18 в.
Купил в августе 2020 года у обитателя Брянска за 120 тыс. руб.

Доска кипарис.
Размер 61,5 х 50 х 3 см.
Вес 6,5 кг.Э

Состояние живописи:
По середине доски проходит склеенная трещина с поздним левкасом. В левом верхнем углу след от разрыва сучка (залевкашен).
Аутентичность живописи — ок. 90%.

Иконография:
Икона состоит из 16 клейм, вместо традиционных 12-ти. Хронология сюжетов дает возможность проследить мысль иконописца, чертившего иконографию. В промежутках между клеймами вписаны дополнительные сцены и образы, среди которых 4 поясных образа Богоматери и 3 богородичных образа.
Верхний ряд по середине разделяет — сцена «Отечество», под которой помещена — «Троица Ветхозаветная», в виде сени над средником.
В нижнем ряду, слева направо, вписаны три богородичных образа: «Всех Скорбящих Радость», «Покров Богоматери», «Неопалимая Купина»
Праздничный ряд заканчивает сцена «Усекновение главы Иоанна Предтечи» — символическая точка жертвоприношение богу.

Средник:
Средник иконы окружён четырьмя богородичными образами, расположенными по углам. Включение образов Богоматери
в праздничный ряд не случайно:
1) «Умягчение злых сердец»,
2) «Утоли моя печали»,
3) «Избавление от бед страждущих»,
4) «Взыскание погибших»
— все эти образы наделены целебными свойствами и представляют духовный щит, окружающий средник.
По краям средника фигуры святых: слева — прп. Максим исповедник, справа — вмцц. Екатерина
(возможно имена вкладчиков этой иконы).

Новшества в иконографии:
В некоторых клеймах присутствуют признаки иконографического новшества.
1-е клеймо «Рождество Богоматери». Участники сцены расположены вокруг ложа стоя, в то время, как в традиционных изводах с последними выступают сидящие.
5-е клеймо «Рождество Христово». Образы Богоматери с Младенцем повторяются дважды. Справа — перед волхвами,
слева — перед Иосифом.
В сюжете три зримые точки клейма: 1. Холм с Иерусалимом, 2. Вид с дорогой в Египет, 3. Позем и вертеп — Вифлеем.

Особенности палешанской иконописи:
Барочная архитектура, нагромождение пышных аркад, многоцветный орнамент, мягкие плави личного, безукоризненные отношения цвета, точные пропорции фигур, насыщенный ассист, многоклеймовая иконография, дополнительные сцены и образы, использование в композициях многоплановых стаффажей — все эти качества выделяют в иконе прижизненный образец палешанского иконописания.


                Москва 02.02.2020 г.


Рецензии