Икона Облачное Успение Богоматери. Выг, 17 век

Доска липа, сухая, твёрдая.
Размер 45 х 33,7 х 3см.

На отдельных участках живопись имеет вандальную реставрацию (в области – трёх ликов апостолов, позёма и одра).
Нижнее поле опилено на 05 см. На полях в попеременном порядке лежит поздний левкас.
Остальная живопись на 95% аутентичная.

Нюансы иконографии:
В иконе использован древний иконографический приём изокефалия – равноголовие фигур, призванный придавать композиции духовный строй и упорядоченность действия. Приём изокефалии заимствован из Византии, которая, в свою очередь, приняла его от древних культур Востока и Греции.
В этом отношении в иконе отражена глубинная связь старообрядцев с византийскими и древнерусскими канонами.
Связь с Византией – мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, 547 г.
Связь с иконами Древней Руси – Облачное Успение из Десятинного монастыря, Новгород, 12-13 вв.

Нюансы иконографии:
Путь Марии в Райским вратам прослеживается через пять символических точек.

Снизу наверх:
1) Тело Марии на одре.
2) Душа в руках Христа.
3) Серафим над мандорлой – пламенный страж Царских врат, завеса на извечные тайные потустороннего мира.
4) Марию несут в Небесной славе.
5) В Отверстых вратах душу встречают два ангела.

По уровню иконографии и личного письма икона относится к шедеврам выговского иконописания. 

                Москва 01.02.2020


Рецензии