Такой разносторонний поленов

ПОЧЕМУ МЫ ЕГО ЗНАЕМ И ПОМНИМ?
"Московский дворик" - когда разговор заходит о Поленове, именно эта картина возникает перед глазами любого человека, имеющего хотя бы малейшее представление о русской живописи. Этой работой художник дебютировал на передвижной выставке 1878 года. В ряду других пейзажей «Московский дворик» сделал своего автора непревзойденным мастером этого жанра. Тем не менее, Поленов был настолько широко образованным человеком, что замыкаться в рамках одного жанра изобразительного искусства, в рамках одного вида искусства и даже в рамках одной сферы деятельности он органически не мог.
Одно то, что звание кандидата прав и золотую медаль Академии художеств Василий Поленов получил одновременно, уже говорит о необычайном разнообразии его интересов.
Кто хорошо знаком с историей русской живописи, знает, что золотая медаль для выпускников Академии художеств являлась своеобразной бесплатной заграничной путевкой. По этой путевке в 1872 году Поленов посещает Мюнхен, Швейцарию, Рим, Вену, а затем поселяется надолго для работы в Париже. Вообще академическая золотая медаль давала ее обладателям право на шестилетнее бесплатное пребывание за границей, но Поленову и его попутчику Репину хватило четырех лет. В одном из парижских писем Поленова матери говорится, что "для художника работать за границей - это лучшее средство стать ничтожеством".
Но в сентябре 1876 года Поленов вновь отправляется за границу. Нет, он не перестал быть патриотом, просто на этот раз его поездка не была вояжем стороннего наблюдателя. Да, из Сербии он привозит много военных рисунков, но там же он получает и медаль "За храбрость", как мужественный воин, участник боевых действий. А через год он в составе русских войск на болгарском фронте. Так шло становление Поленова в еще одной творческой ипостаси, мастера батальной живописи.
В минувшем, 2019 году, В.Д. Поленову исполнилось 175 лет. Есть смысл напомнить об этом, потому что Поленов был учеником И.Н. Крамского и посетители  Острогожского историко-художественного музея, носящего имя Крамского, могут увидеть 5 подлинных поленовских работ: "Роща", "Призраки Эллады", этюд "Аравитянин", "Черногорка с рукоделием" и "Пейзаж с аистами". Причем первые четыре картины подарены музею самим художником, а последняя поступила с богатейшей коллекцией уроженца Острогожска, тонкого ценителя искусства, врача Михаила Михайловича Мелентьева.
 
О трагической и полной благородного служения Отечеству судьбе Мелентьева писала газета «Острогожская жизнь» и, возможно, ее читатели помнят, что после войны Михаил Михайлович поселился в Тарусе, где в свое время жил и работал Поленов. Круг общения Мелентьева в Тарусе составляли музыканты, писатели, художники, в том числе и дочь В.Д. Поленова - Е.В. Поленова-Сахарова. Там же Мелентьев познакомился в рукописи с перепиской В.Д. Поленова. В четырех километрах от Тарусы расположен музей-усадьба Поленово. Имя художника после его смерти получила усадьба Борок в селе Бехово нынешней Тульской области. Землю под будущую усадьбу Поленов покупает в 1889 году. Он не любил Петербурга и старался бывать в нем как можно реже, долго мечтал о мастерской, построенной где-нибудь в деревне среди природы, стремился к гармоническому слиянию человека и природы в единое целое.
На пейзажах Поленова, имеющихся в острогожской коллекции, фигура человека, как таковая, отсутствует. Такое впечатление, что человек-художник боится своим присутствием разрушить естественную гармонию природы, и это чувство стремится передать зрителю. Завораживают поляна в ложбине между двумя рядами деревьев, едва заметно протекающий по ложбине в траве за дорогой ручей, голубое небо в просветах между деревьями (картина "Роща").
Умиротворяют и два аиста, стоящие около воды чуть поодаль друг от друга, и зеленая трава на переднем плане, и темнеющий на заднем плане лес, на фоне голубого облачного неба ("Пейзаж с аистами").
Ради таких милых сердцу картин русской природы и была Поленовым построена усадьба. Все здания в усадьбе созданы по его проектам и детальным рисункам. При разбивке усадебного парка художник выступил и как ландшафтный архитектор.
Поленов и похоронен по своему завещанию недалеко от усадьбы, на высоком берегу Оки.

Среди острогожского собрания поленовских картин особое место принадлежит "Призракам Эллады". Это произведение связано с еще одной гранью таланта художника. У него всегда было заветное желание - стать специалистом-музыкантом. Интерес к музыке, как и к живописи, и к литературе в своем  сыне поддерживала и развивала мать Поленова - Мария Алексеевна, детская писательница и художница.
Не имевший соответствующего образования Василий Дмитриевич музыкальными знаниями и композиторскими навыками овладевал самостоятельно. Поленов пел в хоре Академии художеств низким, но легким и приятным басом.
Во многом расширению музыкального кругозора художника способствовало его общение с выдающимися музыкантами-современниками. Он был лично знаком с Римским-Корсаковым и Шаляпиным, в Париже посещал салон Виардо. Поленов сочинял романсы, хоры, фортепьянные и камерно-инструментальные пьесы, симфонию, ораторию. Была попытка создать богослужебный хоровой цикл - Литургию.
В архивно-рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки хранится автограф детской оперы Поленова "Анна Бретонская" (по мотивам рассказа французской писательницы Евгении Фоа). Опера была поставлена силами учащихся московской Анастасьинской гимназии.
Музыкальные способности Поленова и его талант театрального художника особенно раскрылись после знакомства с Саввой Ивановичем Мамонтовым - председателем правления акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, главным акционером общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. По российским меркам нашего XXI века Мамонтов – представитель крупного бизнеса, но не олигарх, ибо своей любовью к искусству чрезвычайно много сделал и в нем, и для него, будучи музыкантом и певцом, драматургом и поэтом, актером, режиссером и скульптором.
Вокруг Мамонтова образовался театральный кружок, который с 1878 года в течение 15 лет ставил в московском особняке Мамонтова и в его имении "Абрамцево" увлекательные театральные постановки. Участниками спектаклей кроме членов семьи хозяина были его друзья, они же писали декорации, создавали костюмы, бутафорию.
В 1885 году этот кружок оформляется, как частная опера С. И. Мамонтова. И с этого времени В.Д. Поленов стал во главе ее художественно-постановочной части.
В Мамонтовском театре с музыкой, написанной Поленовым, шла драма Майкова "Два мира".
По инициативе и при ближайшем участии Поленова на "Художественном празднике", устроенном Московским обществом любителей художеств для участников Первого всероссийского съезда художников в апреле 1894 года была поставлена музыкально-драматическая сцена "Афродита" (с текстом С.И. Мамонтова и музыкой Н.С. Кроткова). Среди исполнителей был молодой К.С. Алексеев (Станиславский).
Поленов решает разработать сюжет "Афродиты" и написать на него оперу. К составлению либретто он привлекает Мамонтова, а в качестве музыкального консультанта М.М. Букшу, известного провинциального дирижера. Поленов писал оперу 20 лет (если учесть переработки при постановках). Первая постановка "Призраков Эллады" состоялась 12 марта 1906 года в Москве, в Большом зале Московской консерватории. Опера исполнялась силами любительского кружка и шла в сопровождении небольшого инструментального ансамбля. Декорации писал сам Поленов. Декорация изображала морское побережье. Слева - портик храма, перед ним статуя Афродиты Милосской, на втором плане - синее море и за ним мягкие очертания дальних берегов. Эскиз этой декорации и представлен в Острогожском историко-художественном музее.
По просьбе создателя музея Яковлева картина поступила в подарок от Поленова родине Крамского буквально через год после первой постановки "Призраков Эллады".
Античная тема в творчестве Поленова занимала особое место. Он трижды был в Греции, написал там много этюдов, работал над проектами античных залов Музея изящных искусств.
Опера "Призраки Эллады" публикой была принята тепло. В московской печати появились заметки о спектакле.
Всего в Мамонтовском кружке и в Мамонтовской опере Поленовым было оформлено около 10 театральных постановок. Причем занят он был в них и в качестве актера, и в качестве декоратора.
С 1910 года художник принялся за создание народного театра, выступая и организатором, и декоратором, и драматургом, и режиссером. В 1915 г. в Москве такой театр был создан, было также построено здание для "театральной лаборатории на всю Россию", где разместились театральные мастерские, склады, библиотека и зрительный зал со сценой.
А летом 1915 года, в Тарусе, в Народном доме, была вторично поставлена опера "Призраки Эллады". На этот раз исполнителями были квалифицированные артисты и музыканты.
Народный театр Поленова, так называемая "Секция содействия фабричным и деревенским театрам" при обществе народных университетов работал до 1918 года, времени, с которого художник живет безвыездно в своем имении до самой кончины 18 июля 1927 года. Стремление Поленова приобщить рабочих и крестьян к настоящему искусству не осталось незамеченным со стороны рабоче-крестьянской власти: он одним из первых удостаивается звания «Народный художник» и его усадьбу не постигла участь других дореволюционных усадеб: в ней не разместили правление колхоза или санаторий – в ней доныне хранится память о ее хозяине – одном из величайших русских художников.
Скрупулезное изучение истории рождения поленовского этюда "Аравитянин", также представленного в Острогожском музее, раскрывает еще целый ряд интересных сторон личности великого художника. Этюд Поленовым написан в ходе работы над картиной "Христос и грешница". Карандашный эскиз первоначального замысла этой картины набросан художником в 1873 году. В 1876 году появляется еще один набросок этой темы. Среди рисунков, сделанных Поленовым во время его поездки на Балканы, схема композиции "Христа и грешницы".
Личность Христа - тот образ героя, который Поленов искал с ранней юности. Для него Христос - здоровый красивый человек из народа, благородного арабского типа. Человек этот углублен в себя, созерцает природу и всегда находится в ее окружении, как ее любимый сын. Спокойствие в сознании своей умственной и нравственной силы - основное качество Христа Поленова.
В одном из писем Поленов так пишет о своем отношении к личности Христа: "В первых повествованиях о Христе личность его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, трогательной и величественной, чем тот придуманный после его смерти, отвлеченный, почти мифической образ, который передали нам писатели и художники позднейших времен. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа сын божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности...". И далее об учении Христа: "Из этого высочайшего учения любви люди создали узкое и жестокое притворное изуверство, называют это религией Христа и под ее окраской, в лице православия и католицизма, творят самые возмутительные дела. Люди, называющие себя христианами, убивают, вешают, насилуют, лгут, развратничают и грабят, а прикрываются самым нравственным, любвеобильным, самым чистым учением..."
В поисках образов для будущей картины о Христе зимой 1881 года Поленов поехал в путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Во время путешествия написал множество этюдов.
Изучение природы, населения, архитектурных памятников и археологических увражей, воссоздающих прошлое Палестины, - вот те пути, по которым шел художник, создавая свои исторические картины.
Навыки исторических исследований Поленов приобрел еще в юности во время путешествия по России с отцом Дмитрием Васильевичем, известным в свое время археологом и библиографом, членом-корреспондентом Академии наук. Тогда будущий художник зарисовывал для отца памятники русской старины.
Позже, путешествуя по разным странам, Поленов всегда досконально изучал одежду, походку, манеру двигаться, позы и жесты местных жителей.
Свидетельством такого подхода к созданию эскизов и этюдов является поленовская "Черногорка с рукоделием", которую могут увидеть посетители Острогожского историко-художественного музея. За сравнительно небольшим поколенным изображением молодой женщины в национальном костюме с вязанием в руках зрителю видится весь народ небольшой балканской страны, видится своей особенностью и неповторимостью.
Окончательные эскизы и костюмные этюды к картине "Христос и грешница" в большом количестве писались художником в Риме в 1884 году. Одним из таких этюдов и является "Аравитянин", датированный именно 1884 годом.
Этюды голов для картины Поленов писал обычно в размере меньшем, чем натура, кистью, без прорисовки углем.
Поленов стал одним из первых мастеров этюда в русской школе живописи. Его этюды имеют самостоятельное значение.
В 1885 году Поленов заканчивает работу над "Христом и грешницей". Слишком вольная интерпретация в ней евангельской темы вызвала поток далеко неблагосклонной критики. Сурово к картине отнесся В.В. Стасов, она не понравилась И.Е. Репину. Этой работой не был удовлетворен первый наставник Поленова - П.П. Чистяков. Очень сочувственные отзывы посвятили картине писатели В.Г. Короленко и В.М. Гаршин.
Но образ Христа не покидал мыслей художника.
В 1895 году Поленов вплотную занялся давно задуманным евангельским циклом. В 1899 году он для освежения впечатлений вновь совершил поездку в Египет, Палестину и Сирию.
Цикл, названный автором "Картины из жизни Христа", был экспонирован впервые на выставке 1909 года в Петербурге и Москве. Выставка насчитывала 64 произведения, разделенные на части: I. Детство и юность, II. У Иордана, III. В Галилее, IV. Вне Галилеи, V. В Иерусалиме, VI. Последние дни.
Поленов в этой серии воспел человека с чистым сердцем в патриархальных отношениях, в единении с природой. Он воспел жизнь Христа и его героическую смерть.
Но вернемся к нашему "Аравитянину". Тот факт, что он написан с Константина Коровина, дает импульс исследованию педагогической деятельности Поленова и его роли носителя прогресса в русском изобразительном искусстве.
Константин Алексеевич Коровин - любимый ученик Поленова.
В 1882 году Поленов принял на себя руководство пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества как преемник А.К. Саврасова, занимаясь одновременно и в классе натюрморта. В это же время в училище появляется и Коровин, уже успевший закончить здесь курс и обучавшийся в Академии художеств. По сравнению с рутиной и консерватизмом Академии в училище царил дух вольности и творческой раскрепощенности. К тому же Поленов считал, что обучение в мастерской художника ценнее академического.
Фундаментом педагогических воззрений Поленова была вера в воздействие идей просвещения, этики, в облагораживающее влияние искусства, в возможность воспитания личности.
Ученики Поленова, а среди них был еще и Левитан, восхищались своим учителем и, как правило, становились его друзьями. Одним из самых желанных гостей в доме Поленовых был Коровин. Он находит у Поленова понимание и поддержку своим исканиям. Уроки Поленова освободили кисть молодого художника от робости. Но и сам Поленов многому учится у Коровина. Правда, в семье Поленовых было принято считать, что Коровина губят его легкомыслие, отсутствие трудолюбия, неумение завершать свои замыслы. Но воспоминания друзей Коровина говорят об обратном: легкомыслие было кажущимся, а труд – каждодневным. Порою за день Коровин успевал написать по три этюда.
В 1885 году молодые художники собирались на рисовальные вечера, проводимые Поленовым, его женой и его сестрой. Здесь они знакомились с новыми иностранными художественными журналами.
В это же время Поленов знакомит Коровина с Мамонтовым. Это знакомство становится для Коровина судьбоносным. По рекомендации Поленова С.И. Мамонтов приглашает Коровина стать художником частной оперы. С момента основания оперы и до 1899 года Коровин пишет для нее эскизы декораций. Талант, опыт и слава театрального художника привели со временем Коровина в Большой театр, а затем выдвинули его в Главные декораторы и консультанты императорских театров.
Коровин, первый русский импрессионист, узнает о существовании этого направления в искусстве именно от Поленова. Идеи импрессионизма пришлись по душе Коровину, с детства страстно увлеченному природой.
Поленов не случайно явился проводником импрессионизма в России, он всегда был против застойности в развитии живописного искусства. Так в свое время он всей душой поддержал "Товарищество передвижных художественных выставок", созданное при активном участии И.Н. Крамского в 1870 году в противовес строгому академическому направлению. Передвижники стояли за "правду натуры", хотели изображать самих себя и своих современников. С 1878 по 1918 гг. Поленов ежегодно участвовал своими лучшими работами на передвижных выставках. Но когда в начале 1890-х годов в среде молодых художников начинает зреть бунт против слабеющего передвижничества, Поленов принимает сторону молодежи. На базе его кружка чуть не возникло новое выставочное объединение, но Поленов отказывается его возглавить.
И все-таки в 1900 году новое объединение появляется, а за год до этого с передвижничеством порывает лучший ученик Поленова – Константин Коровин. Причина разрыва – упорное нежелание «передвижников» принимать Коровина в свои ряды.
Еще раньше Коровин принимает участие в Выставке русских и финляндских художников, состоявшейся в Петербурге. Выставка, по сути, была первой для не оформившегося тогда еще организационно объединения "Мира искусства". Подготовка к выставке и ее проведение способствовали знакомству Коровина с одним из организаторов нового художественного сообщества С.П. Дягилевым, которому Коровин активно помогает, в том числе и материально, в издании журнала «Мир искусства».
Несомненно, что многие художники «Мира искусства» именно под влиянием Поленова прошли диалектический путь отрицания отрицания от передвижничества к более глубокому проникновению в суть явлений окружающего мира, в сложную гамму человеческих чувств и  к более полному и выразительному отражению всего этого в живописи.
Вот так даже в нашем провинциальном музее, если спешно мечущиеся справа налево взоры заменить сосредоточенным взглядом, и не одних глаз, а еще и пытливого ума, в глубь поленовских работ, то можно увидеть, что их автор не только талантливый пейзажист и баталист, а  еще и театральный художник, композитор, этнограф и архитектор, педагог и общественный деятель, человек, способный чувствовать веление времени и предугадывать пути дальнейшего развития искусства.
Всем своим разносторонним творческим наследием Поленов учит нас осваивать окружающий мир в присущем ему многообразии, не замыкаясь тесноте узкого профессионализма, ежедневно даря себе и другим радость удивительных открытий.


Рецензии