Сентябрь. Облепиха на свободе
Младенцем с птицей улечу,
Всегда в чести я, и в опале,
Могу сгореть в весеннем пале,
Как феникс в пепле вспыхну снова,
Мой сок природой заколдован.
В саду, в цепях живу я тихо,
Речной терновник, облепиха
Нет картины более неприглядной, чем вид деревьев облепихи на дачном участке в сентябре. Оранжевые ветви склоняются до земли под тяжестью ягод, а несчастные дачники уродливыми чучелами, яркими лентами, сетками и пустыми банками из-под пива, пронзительными криками пытаются разогнать стаи мародеров – рыжих дроздов рябинников и угольно черных грачей (хотя, к слову сказать, птицы на ветках смотрятся весьма живописно). Население судорожно ведет заготовку сырья для домашних киселей, меда, облепихового масла и варенья, запасает витамины на зиму. Нам с ними не по пути.
Есть, читатель, несравненно более интересный мир, мир свободной облепихи. Этот мир простирается от океана до океана и даже в последние годы за океаном. Терновник у моря, как зовут его европейцы, издавна обживает приморские дюны в Англии и Норвегии, горы Кавказа и Тибета, песчаные плато Китая и Монголии. Но где же ее родина? Это, несомненно, Алтай. А вы были на Алтайском Марсе? Если нет, спешите восполнить этот пробел в биографии. Отправляйтесь в Бийск, здесь на Катуни, говорят, самые пышные в стране заросли дикой облепихи. Проехав вдоль Катуни, вдоль Чуи, по одной из самых красивых дорог в мире, вы попадете на Марс. Это действительно планета Марс, только не холодная, а жаркая. Красные и, на первый взгляд, безжизненные горы плавятся под глубоким лазоревым небом. На горизонте заснеженные хребты поднимаются выше облаков, а между красных гор течет Чаган-Узун. Если смотреть на реку с гор, она кажется малахитовой лентой, воды ее скрываются под сенью лавролистных тополей. Это и есть царство свободной облепихи. Таких ландшафтов вы не увидите больше нигде. Местами среди красных гор появляются склоны больше похожие на радугу, радугу из особых горных пород, не изогнутую дугой, а скользящую по долине. А если присмотреться к каменистым склонам, где нет ни деревца, ни кустика, можно увидеть низкие подушки горных цветов, не менее ярких, чем радуга. Спуститесь к реке, умойтесь ледниковой водой, взгляните на летние кусты облепих, они мерцают узкими листьями на ветру. Неужели облепиха существует только для того, чтобы ее ели люди?!
Облепиха любит селиться у реки, на плодородных наносных почвах, но это и река, текущая во времени. Стоит только прорасти семени, подняться материнскому растению, как вокруг него от корней образуются множество клонов и все они одного пола, а рядом другие клоны, клоны другого пола, создают своеобразную мозаику. Да и весь ареал облепихи мозаичный, в Восточной Европе, например, она не растет, а почему, никто не знает. Облепиха свободное растение и сама решает, а не дачники, сколько должно быть растений разного пола. Отношение их природе всегда один к одному. Пройдет немного времени, и поднимутся среди клонов тополя, закроют их своей листвой и облепиха перетечет на новое место. Если нет места у воды, она будет карабкаться по склонам, глинистым обнажениям, напротив, травяные газоны облепихе вредны. Посмотришь на листья облепихи и признаешь в ней жителя полупустынь и степей. Посмотришь на придаточные корни и вспомнишь о весенних половодьях в речных долинах. Не случайно называют такие растения пионерами. Шахтеры сажают облепиху на отвалах, и она прекрасно себя чувствует на древних породах палеозойской или кайнозойской эры. В этом растениям помогают клубеньковые бактерии на корнях, они поглощают азот прямо из воздуха. Вот бы другие деревья так могли! Такая высокая приспособляемость, такая способность образовывать заросли клонов, однако, человеку не нравится и занесли облепиху в Черную книгу агрессивных агентов, что сбегают из ботанических садов и дачных участков в природу и гуляют, где хотят.
Не обошли, конечно, вниманием облепиху великие ботаники. Питер Паллас, создатель одной из первых Флор России, двести лет назад путешествуя по Сибири, удивлялся, сколь велика роль облепихи в жизни местного населения. В Европе в те времена считали облепиху ягодой бедных. Мало было желающих продираться через колючие заросли и собирать ягоду, что легко давится от прикосновения. Сибиряки, как первобытные народы, занимаются собирательством до сих пор. Облепиха для нас своеобразный индикатор – перестанут ее собирать в колючих дебрях, значит с бедностью покончено. Облепиху не просто собирают, ее варварски выламывают и вырубают. Пришлось кое-где занести ее в Красную книгу. А вот Батюшков считал облепиху просто красивым деревом, первым это поняли еще двести лет назад в ботаническом саду северной столицы и украсили облепихой парки и дворцы. Мичурин облепиху тоже приметил, выращивал из семян, полученных с Алтая, и признал сибирскую облепиху лучшей для опытов, правда, гибридов получить не успел. Сегодня энтузиасты пытаются прививать облепиху на серебристом лохе, даже скрещивать с ним и с американской шефердией. Облепиха все стерпит, гибриды диких облепих и
У нас в Линево облепиха растет свободно везде: и на склонах оврагов, и на отвалах, и на скалах, что поднимаются по берегам речки Шипунихи. Кружат клоны облепихи по пустырям и, конечно, подвергаются излюбленной забаве жителей - сжигать все вокруг в весенних палах. Стоит земля в апреле, мае черная, стоят черные обугленные кусты облепихи. Но пройдет немного времени и поднимается от корней поросль молодых стеблей и вновь покрываются они золотыми ягодами. Тогда вновь пробуждаются в наших жителях первобытные инстинкты, ломают они ветки на прогулках, с удовольствием едят кислые мелкие ягоды, хотя есть у всех на дачах кусты без колючек, с ягодами сладкими и крупными, порой ягоды так густо облепляют ветки, что похожи на початки. Но это не добыча!
Кто же спорит, облепиха ценный природный дар, но разве она создана, чтобы исчезнуть в желудках человека? Разве главная ценность ее в киселях и вареньях? Цветки облепихи, как ветроопыляемого растения невзрачны, но осенние плоды – это украшение природы. Разве могут быть прекрасными изломанные, истоптанные заросли? Облепиху и ее достоинства человек знал с древних времен, но с древних времен она оставалась дикой и свободной и только в последние годы активно вводится в культуру. Неужели первобытные инстинкты человека столь сильны, что не пожалеет он высокие облепиховые заросли Чаган-Узуна, карликовые облепихи Бурятии, сверхколючие облепихи Кавказа, украшенные летом их спутниками – караганами и тамариксами? Облепиха достойна лучшей судьбы. Слава тебе, дикая и свободная облепиха!
Фото из интернета:
Свидетельство о публикации №220030400331
Всегда радостно видеть её по окраинам полей, на пустырях и вдоль дорог...
А свои ягоды облепиха у нас нередко сохраняет очень долго, украшая не только сентябрь, но и самые холодные месяцы зимы...
Александр Лотошинский 11.03.2020 08:01 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 11.03.2020 10:53 Заявить о нарушении