Преизобилующая благодать
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
(Тема: «Преизобилующая благодать», главная мысль: «Преизобилующую благодать надо оценить, принять и начать передавать другим»).
Вступление
Один опытный продавец драгоценных камней понаблюдал за тем, как продавец-стажер не смог убедить посетителя сделать покупку, и после этого преподал новичку урок: драгоценный камень надо показывать на фоне черного бархата, чтобы подчеркнуть красоту и блеск бриллианта.
Мы сегодня будем вспоминать о голгофской жертве Иисуса Христа, о проявленной Им благодати. Прочитанный текст говорит, что слава Божьей благодати сияет еще ярче на фоне черноты человеческого греха. Сначала Павел сказал об умножении греха, а потом о преизобилии благодати. Сначала о том, как грех царствовал к смерти, потом о том, как благодать воцарилась к жизни вечной.
Он действует подобно тому продавцу бриллиантов, он словно говорит: «Вот благодать, посмотри, как она сверкает». И чтобы это было нам заметнее, он показывает благодать на фоне греха и его разрушительного действия.
Присмотримся к стиху внимательнее. 21-й стих – это 12-й стих наоборот (даже номер 21-го стиха содержит две цифры, из которых состоит 12-й стих, только цифры переставлены местами). 12-й стих говорит про а) Адама, б) грех и в) смерть. 21-й – про а) Христа, б) праведность и в) вечную жизнь:
• «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (5:12).
• «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (5:21).
На фоне истории падения контрастнее выглядит история спасения, на фоне греха ярче сияет Божья благодать. Между историей Адама и греха, с одной стороны, и Христа и оправдания, с другой, стоит благодать. Преизобилующая благодать помогает совершить переход от Адама к Христу, от греха к праведности, от смерти к жизни вечной.
А. Преизобилующую благодать надо оценить
Все познается в сравнении. В этих стихах благодать сравнивается с грехом. Мы можем сравнить объем и влияние греха и благодати.
1. Благодать сильнее греха, п.ч. ее больше и она исправляет последствия греха
На увеличение греха Бог реагирует преизобилующей благодатью. Греческое слово, переведенное как «умножилось», означает численное увеличение. Чего-то становится больше. А слово, переведенное как «преизобиловать», означает «иметься в еще большем количестве», причем оно построено следующим образом: его корень переводится «переливаться через край», «иметь с запасом», «более, чем достаточно», а приставка «гипер» означает «высшая степень изобилия».
Нам известны слова с приставкой «гипер-», например, гипермаркет. Есть супермаркет, там товаров супер много, но гипермаркет еще больше, там высшая степень изобилия товаров. В ответ на нашу нужду Бог открывает гипермаркет благодати, в котором предлагает Свои благословения и спасение даром.
Стих можно перевести еще так: «когда греха стало еще больше, благодать начала переливаться через край».
Представьте себе реку, которая регулярно выходит из берегов, угрожая затопить окрестности. Есть отметка самой высокой точки, до которой поднималась вода. Так вот, там, где грех достигал верхней отметки уровня воды при половодье, там благодать поднялась еще выше и затопила все вокруг. Только если грех причиняет урон, то разлив благодати приносит добро.
2. Благодать привлекательнее греха, п.ч. она приносит оправдание и приводит к вечной жизни
Павел сказал сначала, что «грех царствовал к смерти», а дальше говорит не «благодать царствует к жизни» (как можно было бы ожидать), но «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной».
Павел делает три уточнения по поводу того, как именно мы получили благодать:
• через праведность
• к жизни вечной
• Иисусом Христом, Господом нашим
а. через праведность
«Через праведность» – это про «дар праведности» из 17-го стиха (кстати, в том стихе «обилие благодати» и идея царствования тоже упоминались). И тогда стих надо понимать так: благодать воцаряется, становится нашей царицей, когда мы принимаем дар праведности и оправдание по вере, когда Бог вменяет нам праведность Иисуса Христа.
Когда я рассуждаю о прощении грехов, когда принимаю верой оправдание, когда мне дорога жертва Христа – в моей жизни воцаряется, правит и выполняет свое дело благодать.
Либо это выражение можно еще понять так: по благодати верующий живет праведно, и это демонстрирует победу благодати над грехом, в этом смысле благодать воцаряется. Первое объяснение кажется мне более точным, оно соответствует предыдущему контексту (см. ст.17 и вообще предыдущие главы).
б. к жизни вечной
«К жизни вечной» – не просто к жизни. Христос не только возвращает утерянное Адамом, это была бы просто жизнь, Он дает с избытком, еще больше.
в. Иисусом Христом, Господом нашим
Однажды мы приехали в Россию на одно общение. Я после дороги проголодался, и после того, как съел тарелку макарон, попросил добавку. Добавки мне не дали, причем отказ был сделан в довольно резкой форме. Но когда сидевший за одним столом со мной брат просто кивнул головой, мне сразу принесли огромную тарелку. Этот человек построил несколько домов молитвы вокруг, у него была своя сеть магазинов. Он даже слова не сказал, просто сделал знак – и я получил преизобильную благодать.
Артаксеркс простер жезл – и Есфирь осталась жива. Иисус Христос кивнул – и мы были усыновлены Богом Отцом, получив несметные духовные богатства.
Б. Преизобилующую благодать надо принять
Я уже сравнил благодать с половодьем, которое поднялось и разлилось выше прежней максимальной отметки. Для полноты или точности картины надо добавить, что излияние благодати охватило только те дома, в которых живут верующие.
Вторая половина Рим.5 – это длинное и подробное сравнение и сопоставление Адама и Христа. Между ними действительно много общего. Они оба представители человечества, поведение которых повлияло на тех, кого они представляют и кто «в них».
Но есть и различия между Адамом и Христом. Различие не только в том, что грех Адама принес смерть, а праведность Христа жизнь, а вот еще в чем. Мы не выбирали, родиться нам в Адаме или нет, как мы не выбираем своих земных родителей. Но мы выбираем, родиться ли нам во Христе. В этом смысле отношения со Христом отличаются от отношений с Адамом. Благодать преизбыточествует для тех, кто ее изберет.
«Грех царствовал к смерти». Грех – это тиран, который стремится захватывать власть и царствовать. Причем он вселяется не как вежливый постоялец, он врывается как захватчик и террорист.
Это все равно что принести домой тигренка. Сначала он выглядит очень мило. Но пройдет немного времени, и тигренок превратится в жестокого хищника, который убъет вас, если вы оставите его у себя дома.
Грех не приносит нам подлинного блага и непреходящего счастья. Сначала он выглядит милым тигренком, но потом превращается в злого тирана, который царствует к смерти. Если вы не победите его, он победит и убьет вас, как погубил Каина (Быт.4:7).
Благодать тоже царствует. Павел сказал, что она воцаряется. Мы живем под управлением царицы благодати. И эту власть надо принять, надо позволить Богу распространить влияние благодати на все сферы нашей жизни. Я не буду об этом сейчас говорить, п.ч. Павел рассмотрит эту тему в следующих главах. Мы видим, что заканчивая раздел об оправдании, Павел намечает темы, которые будет рассматривать в следующем разделе своего послания – об освящении.
В. Преизобилующую благодать надо передать
Когда человек согрешил, а мир испортился, Бог не умыл руки. Он предложил средство решения проблемы, причем такое средство, которое стоило Ему очень дорого. Это одно из значений слова «благодать».
Благодать не уходит в сторону из-за греха. Благодать становится под удар и несет убытки: «вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). И благодати не становится меньше из-за греха. Благодать там и нужна, где есть грех, слабость и недостаток.
В центре Лондона есть площадь, которая называется Трафальгарская площадь. Она получила свое название в честь победы в Трафальгарской битве. В 1841-м году по углам площади были установлены четыре пьедестала для памятников знаменитым британцам.
Три пьедестала были заняты еще в 19-м веке статуями короля, военачальника и государственного деятеля. А четвертый пустовал до 1999-го года, почти 160 лет. Согласитесь, довольно необычно: столица Великобритании, центральная площадь, пьедестал есть – а памятника нет.
В 1999-м г. на этом пьедестале была поставлена статуя Христа, но статуя необычная. Она была выполнена не в героическом ключе, а очень реалистично: Иисус изображен без одежды, как Он был на кресте, ростом со среднего человека, молодой, очень худой, очень уязвимый. Статуя называется «Ecce Homo», в переводе с латинского «Се, человек».
Вокруг стоят величественные статуи короля и победителей, известных по истории Англии. В центре площади высится колонна из темно-серого гранита высотой 52 м, на ней – статуя адмирала Нельсона. Четыре стороны колонны украшены фресками, изготовленными из захваченных и переплавленных наполеоновских пушек.
Рост Нельсона – 5,5 метров, рост Иисуса – метр семьдесят. Один прохожий, увидев эту статую впервые, сказал: «Если Христос такой, то все пропало. Он же слабый, как котенок... Как христианство может выиграть?»
Статуя была установлена в 1999-м году, а уже в 2000-м году ее сняли и установили на этом месте другую статую, просто одного человека, даже не очень известного.
Почему Христос пришел в такой немощи? По сравнению с престолом Вседержителя Голгофский крест – самая большая степень нищеты из возможных. Он обнищал, отказавшись от всего, вообще от всего, в том числе и от самого последнего богатства – собственной жизни, чтобы обогатить нас преизобилующей благодатью.
В мире действует закон сохранения энергии. Десять рублей не могут появиться в моем кармане, если они не исчезнут из какого-то другого места. Чтобы нам получить преизобилующую благодать, а вместе с ней огромные богатства Божьи, Христос обнищал. Позволил, чтобы над ним издевались, чтобы Его били.
Мы так не действуем. Если нас кто-то обидел, мы уклоняемся от общения с этим человеком. И не относимся к нему благосклонно.
Один проповедник отдал своего щенка, золотистого ретривера, в собачий питомник, чтобы там его обучили ряду команд. Так случилось, что работники питомника недосмотрели, и на этого щенка напал здоровенный ротвейлер. Ротвейлер чуть не загрыз ретривера, оставив на его теле десятки ран. Особенно жалко смотреть было на разорванное ухо.
Хозяин ретривера сказал: «Если бы нас оставили с этим псом в пещере вдвоем, оттуда вышел бы только один из нас. Я написал письмо хозяину ротвейлера с требованием усыпить пса».
Но когда проповедник показал письмо хозяйке питомника, та стала просить его о милости. Она сказала: «То, что сделала эта собака, действительно ужасно, но я все еще тренирую ее. Я еще не окончила курс обучения».
Этот проповедник потом рассказывал эту историю и делал из нее такой вывод: «Бог говорит то же самое про ротвейлера, который нападает на тебя. “То, что делает твой враг – ужасно, но Я еще не закончил работу с ним”».
Грешники распяли Иисуса. После воскресения Он мог бы сказать: «Проповедуйте везде, кроме Иерусалима». Он же велел проповедовать покаяние для прощения грехов начиная с Иерусалима (Лук.24:47).
Христос превращает предательство Иуды в момент благодати, называя апостола другом. Когда рядом с нами кто-то проявляет слабость или грех, мы не можем заменить для такого человека Спасителя (т.е. мы не в силах исправить этого человека, спасти его от разъедающего его изнутри греха), но мы можем стать для такого человека проповедью о Спасителе – проявив к нему благодать и если надо, встав под удар и превратившись в жертву, проявив терпение и доброту.
Заключение
Павла не заподозришь в преуменьшении серьезности греха, но он не упускает возможности подчеркнуть победу благодати. Благодать выше, сильнее, эффективнее греха, но чтобы оценить ее, надо сознавать серьезность греха:
• Бог свят, и за грехи мы должны быть наказаны. Евангелие говорит: ты более грешен, чем ты думаешь. Грех ужаснее, чем ты можешь себе представить.
• Бог милостив, и благодаря Христу мы оправданы. Евангелие говорит: ты возлюблен Богом больше, чем ты думаешь. Благодать прекраснее, чем ты можешь себе представить.
В самый черный момент на Голгофе грех был побежден благодатью в ее самой сияющей форме. Когда солдаты забивали гвозди, греха было много, но когда Агнец Божий молился «Отче, прости их», благодати было гораздо больше.
Пятая глава началась текстом про «надежду славы Божией» (ст.2) и закончилась словами про «жизнь вечную» (ст.21). Чтобы наслаждаться такой прекрасной славой Божьей, нужна целая вечность, меньшего промежутка времени недостаточно. И Бог выделяет для этого вечность.
Давайте уже сейчас поблагодарим Бога за Его благодать, и пусть участие в вечере будет нашим созерцанием этой благодати.
Помолимся и о том, чтобы после богослужения нести эту благодать тем, с кем мы встречаемся, чтобы через наше обращение с ними они захотели познакомиться с Богом.
Проповедовал 01.03.2020
Свидетельство о публикации №220030400568