Пространство в бытии
1. B o n a v e n i a v e s t r a.., напомню вам, что меня волнуют деревья – от библейского ''древа
познания добра и зла'' до генеалогического дерева моего рода. Недаром я уже писала
о том, что любое земное дерево – это образ прошлого, будущее которого под вопросом.
Как забыть мне качели на толстом суку нашей садовой яблони!.. Те детские качели поныне
баюкают ветер и пустоту, шурша листвой и роняя лепестки весеннего цветения… Я давно
выросла. Но в детстве я верила, что старой яблоне больно от глупой моей надписи, когда-то
вырезанной перочинным ножом на её стволе. Это было имя мальчика, в которого я тогда
была влюблена…
2. Мне памятен запах отшлифованного до глянца дерева лодки на Волге. Вёсла этой лодки
оставили на моих нежных ладонях кровавые волдыри, но я упрямо гребла, совершенно
не умея этого делать и не желая ни в чём уступать влюблённому в меня юноше. Однако
вёсла пришлось ему отдать – иначе мы бы утонули посередине этой глубокой реки!..
Начинался ливень. Выбравшись на песчаный берег, мы сидели под перевёрнутой
лодкой, взявшись за руки и ни о чём не говоря…
3. Меня до сих пор удивляют такие деревья и кустарники, как черёмуха, ель, шиповник,
крыжовник, облепиха и орешник. Почему?.. Потому что мы с мамой, обдирая руки, собирали
их ягоды, плоды, орехи и шишки для домашнего варенья. На облепиху у меня была жуткая
аллергия, а от варенья из еловых недозрелых шишек и зелёных орехов в мягкой ещё
скорлупе у меня першило в горле. К тому же приходилось карабкаться по склонам пригорков
и холмов – затем, чтобы добыть эти жутко полезные, по уверению мамы, дары природы!..
4. S u b s p e c i e a e t e r n i t a t i s , время – тягучая субстанция. И меня с детства занимал
вопрос: как привычное нам время в одной системе земного отсчёта может быть и долгим,
и быстротечным! Что-то здесь неладно… Когда мне было лет пятнадцать-шестнадцать,
мне подарили очень хорошо изданную книжечку классической китайской поэзии. Ли Бо
в то время меня заинтересовал больше, чем Ду Фу, а Бо Цзюйи тронул до глубины души
своей проникновенной философской лирикой!.. Я тогда думала, отчего эти поэты одной
языковой культуры столь разные, хотя чем-то похожи друг на друга!.. Ведь, что греха таить:
мы, европейцы, думаем, что люди не с таким разрезом глаз и цветом кожи, как у нас, ''все
на одно лицо''. На поверку оказалось: кто-то из великих китайских поэтов был приверженцем
даосизма, кто- то был буддистом, а кто-то конфуцианцем.
5. Я не могу сказать, можно ли кого-то из названных мною китайских виршетворцев отнести
к g e n u s i r r i t a b i l e v a t u m – ''раздражительному племени поэтов''… Они, несмотря
на их кажущееся различие между собой, всё были мудрецами и с завидным спокойствием
следовалии правилу: «Не говори того, что чуждо ритуалу''. Даосизм и буддизм мне
импонировали больше, нежели конфуцианство (не думайте ничего такого, - я росла в
русской православной семье и была пытлива и любознательна). Неимоверно интересовалась я
поэзией разных народов. Что за личность, что за мудрец – этот Конфуций, который призывал
трепетать перед тем, что изрекают люди высшей мудрости?..
6. В отличие от Сократа, который был занят разбором частных случаев и отыскивал в них
более общие ситуации, идя от конкретного к абстрактному, Конфуций искал общее
в пределах конкретного. Он проявлял особенную чувствительность к слову. Как
навязчивая идея, всё время звучит у него требование быть осторожным в том, что
говоришь… Конфуций, кстати, произвёл проверку мер длины, объёма, веса; восстановил
отброшенные при предшествующих правителях должности, - и правительственные
распоряжения стали всюду выполняться. Что там у них творилось с их древнекитайским
временем, мне трудно постигнуть. Восточный календарь полон загадок…
7. О том, что такое время, я впервые услышала от своего отца. Мне было пять с небольшим лет.
Я уже бегло читала книжки, которые имелись у нас в доме. Родители рано уходили на работу,
а старшая сестра – в школу. Я сама была способна приготовить себе завтрак или нехитрый
обед: яичницу и ''суп из пакета''. Правда, не сразу у меня это выходило. И папа объяснил,
что любое занятие требует определённых затрат времени. В кулинарии время должно быть
выверено до минуты (в отношении соли, перца и сахара – превалирует мера вкуса). Яйца
всмятку варятся не более одной-полутора минут; ''в мешочек'' – две, две с половиной минуты;
в крутую – от десяти до пятнадцати минут. И папа наглядно показывал: «Когда коротенькая
стрелка будет вот на этой чёрточке, а та, что длиннее, вот здесь; а вот эта, самая тоненькая и
длинная, здесь…». Так я на практике освоила время, втиснутое в циферблат часов
8. «Когда маленькая стрелка будет на цифре ''12'', а большая – на цифре ''3'', - говорил
мне папа, - я приду на обед». Я так старалась приготовить отцу ''правильную яичницу'',
салат и ''суп из пакета''!.. Он с неподдельным азартом торопливо поглощал мою
детскую стряпню, хотя мама и оставляла для нас в холодильнике заранее приготовленные
ею котлеты и борщ. Благодаря часам и времени, отмеряемому этим нехитрым механизмом
с заводной пружиной, я научилась готовить не только ''яичницу-глазунью'' и ''яичницу-
болтунью'', но и омлет с зелёным луком. И даже квас из ржаных сухарей!.. После обеда отец
ложился на полчасика вздремнуть. «Папа.., папа!.. – шумела я, тряся отца за плечо. – уже
пять минут второго!..». – «Ничего, - всхрапывал он, - у нас часы немного не точны…». Потом
он наскоро собирался и, обуздав свой верный велосипед, как джигит коня, крутил педали в
сторону вверенного ему ''трудового объекта''. А я поправляла стрелки на ''неточных часах'',
чтобы папа не опаздывал на работу.
9. Когда я научилась засекать время по часам, мне, с одной стороны, стало легче жить,
а с другой стороны, - труднее. Циферблатное время не совпадало с реальным. Одни
сутки казались чуть ли не вдвое короче других, а ''недели'' и ''месяцы'' были весьма
растяжимыми понятиями. Я уже не говорю о праздниках и выходных – они заканчивались
мгновенно, едва начинаясь. Простые же дни, именуемые буднями, , тащились еле-еле,
словно овцы на заклание, упираясь и блея.. А ''зимнее'' и ''летнее'' время?.. Это же бред!..
Впрочем, нас, похоже, излечили от судорожной зависимости, связанной с сезонными
колебаниями маятника.
10. Если отец говорил, что вернётся вечером, то я запутывалась совершенно! Вот уже и
смеркается.., и сверчки устали верещать.., и почти ночь… А отца всё нет. На часовые
стрелки смотреть бесполезно… И я ёрзаю – без отцовской помощи мне не решить
трудную математическую задачку из учебника. Мама же спокойна, словно Магометова
гора. У неё свой ход времени: она, как правило, ''пилит'' отца с утра, когда у него трещит
голова от выпитого с лихвой намедни… Как вспомню, что он по мужским меркам так мало
пожил!.. Мама не давала отцу передышки, ругала за то, что он расслабляется, а не изнуряет
себя до изнеможения, как подобает ''добытчику''. И я хороша – торопила часы отцовского
покоя, сокращая его недолгий век!..
11. Бесконечно ждать и ждать кого-то очень тяжело. Оглянувшись на свою минувшую
жизнь, я осознала, что внушительная часть времени потрачена мною на ожидание того,
что весьма кратковременно в сравнении с долготой моего ожидания. Именно поэтому,
став взрослой, я перво-наперво приучила себя к пунктуальности, дабы никого из смертных
не заставлять ждать меня
12. Время – текучая субстанция. Оно журчит.., журчит… Для тех, кто никуда не торопится, это
состояние малоподвижной медитации. Я дерево. Ты дерево. Мы деревья. Нам дела нет
друг до друга. Мы из разных лесов деревья. Мы прошлое самих себя. У нас лишь миг
настоящего. И сомнительное будущее… Нам кажется, мы совсем недвижимы, но мы растём,
не успев зафиксировать быстротечности времени, небрежно проводящего по нашим
расслабленным губам: «Тпрррр!..». Каковы они, стандарты нашего времени?.. Я не могу
понять. Часы же петербургской Петропавловки и московские куранты Спасской башни
кто-то пунктуально подводит и подводит, чтобы не отставали. И мы сверяемся по ним,
отчётливо понимая, что друг с другом мы тикаем в разнобой.
13. Погожим летом мы с сестрой любили ночевать в нашем небольшом саду, где на сене
устраивали для себя постель. Заходило солнце, надрывались сверчки, лаяли собаки
в соседних дворах… Когда начинали светиться звёзды, я донимала старшую сестру
расспросами о созвездиях – она уже изучала школьную астрономию. Я знала, где
Полярная звезда, где Большая и Малая медведицы, где созвездие Кассиопеи, где Орион...
Когда же сама стала учиться в старших классах, мне, помимо обожаемой мною литературы,
легко давались физика и математика. Я крайне интересовалась Исааком Ньютоном,
Альбертом Эйнштейном, Эвклидом и Гауссом (который, ко всему прочему, был
замечательными филологом).
14. Скорее всего, я вас разочарую, когда откровенно признаюсь, что не любила в детстве и
в юности ни «Маленького принца», ни «Алисы в Стране чудес». Читать я научилась, листая
старые подшивки периодики и страницы Энциклопедии. «Винни Пуху» и «Маугли» я
предпочла Стивенсона и Фенимора Купера, а заодно и Вальтера Скотта, Конан Дойла, Агату
Кристи и «Отца Брауна» Честертона… Из писателей-фантастов обожала Станислава Лема,
Рэя Брэдбери и Айзека Азимова, а ещё - Александра Казанцева и Александра Беляева.
Александра же Грина недолюбливала – пусть гневно оплююют мои жестокие следы
романтики всех времён, до сей поры фанатеющие от «Алых парусов» и «Бегущей по волнам»!
Зато я очень любила и люблю Андерсена (не адаптированного для детей, по-христиански
пророчествующего и пугающего), а также Астрид Линдгрен и Сельму Лагерлёф. До сих пор
люблю Гофмана и братьев Гримм. У русских, кстати, есть сказочки и пострашнее, - они
обработаны и изданы Александром Афанасьевым (это настоящий хоррор, где почти на
каждой из страниц кто-то кого-то изводит и убивает самым жутким образом!!!). Дамские
романы ''про любовь'' мне претят и поныне.
15. Моя мама никогда не была романтичной полуграмотный простушкой, хотя и окончила
всего семь классов общеобразовательной школы и трёхгодичные курсы медсестёр. Будучи
ребёнком репрессированных родителей, она всю жизнь посвятила чужим детям, воспитывая
их и прикладывая все свои силы для того, чтобы они стали крепкими и никогда не болели.
Моя бабушка по отцовской линии тоже нянчила чужих детей – поповских. Сельский батюшка
был крайне жаден и грозен. Специально бросит где-нибудь под кроватью или в углу грошик –
проверяет бабушку, бывшую тогда совсем юной, ''на вшивость'': прикарманит или нет?..
Та находя монетки, честно отдавала хозяевам. Однажды поп-скупердяй расщедрился и дал
бабушке одну худосочную ''ржавую'' селёдку да жменю слипшейся карамели. Когда мы
в школе изучали юмористические произведения Антона Павловича Чехова (которые я,
кстати, не выношу!), то, читая про Ваньку Жукова («…и ейной харей стал мне в рожу тыкать!..»),
я вспоминала бабушкины рассказы про свою горькую молодость. А у моего отца, тогда
маленького мальчика, который налопался с непривычки сладких леденцов, по
рассказам бабушки, случилась золотуха…
16. У бабули было много своих детей, но большинство из них умерли от голода. В двадцатые-
тридцатые годы отцовские предки немало пострадали как ''середняки'', то есть люди
с достатком чуть выше бедноты. Тем не менее все папины братья были кадровыми
военными, а он сам почти в самом конце войны, когда достиг призывного возраста, ушёл
на фронт младшим офицером и побывал в побеждённом Берлине. Бабушкина же мама,
моя прабабушка, была полячкой благородных кровей, знала латынь и была католичкой. Отцова
мать, моя бабушка, вышла за православного, и папу крестили во младенчестве по
православному обряду. У нас и иконы православные дома были – из бабушкиного приданого.
17. Мамины предки-горцы тоже были католиками и знали латынь, они приняли христианство
раньше русских. В моём роду люди разных конфессий. Есть и буддистские влияния на их
верования. Мамины предки по материнской линии – из королевских черкесов, а также
монархисты-военные, присягнувшие Русскому Царю-батюшке на верность. Много среди моих
предков князей и дворян. А у мамы, помимо всего прочего, есть и итальянские корни. Оттого
она вспыльчива бывала и импульсивна. Отец же её очень любил и во всём старался ей угодить.
Бабушка порою ему выговаривала: «Зачем же ты девчатам косички плетёшь? Разве мужнее это
дело?» Папа с добродушной улыбкой отвечал: «Дочки-то мои, я их люблю ,- вот и заплетаю им
косы! Пусть растут красавицами и умницами!».
18. Отец был шутником. Обладая своеобразным юмором времён Гоголя, он мог, ехидно
сощурившись, спросить: «Индийские йоги – х т о они?..» И я хохотала и от этого простецкого
''хто'', и от его глумливой физиономии, явно пародирующей Аркадия Райкина. Мама серьёзно
отца одёргивала: «Это ты у нас главный йог! Высосал две поллитры и ушёл в свою
''нирвану''!».
19. Не обессудьте, йоги!.. Бабочек, стрекоз и мух я не истребляю, но и на гвоздях не сплю.
20. Водку я не люблю и не пью. В этом смысле я не вполне русский человек. А в общем и в
целом – ''своя в доску''. Русская! Может, и совсем не к месту вспомнилось из «Гамлета»:
«А на какой же почве он помешался? – Да на нашей, на датской…». Я на нашей, на русской
почве не ''помешалась'', а ''п о м е щ а л а с ь'' все эти годы, с самого своего рождения.
Только вот ''помещицей'' да ''княжной'' стать было не суждено.
21. Прочитав в юности роман Эмиля Золя «Земля», я пришла к раннему пониманию: меня
надлежит заколоть деревенскими вилами для скирдования соломы! Ибо я никогда не стану
ни ''писателем-почвенником'', ни ''поэтом-романтиком''.
22. Кстати, о французской литературе. Жорж Санд я не любила, как и музыку Шопена, хотя
он и ''не ищет выгод'' (по Борису Пастернаку).
23. Что во мне ещё характерно русского?.. Я знаю матерный язык, понимая его лучше японского
с китайским. Порою ''вворачиваю'' какое-либо ядрёное словцо в свою вполне себе культурную
речь. Дочь меня в такие минуты одёргивает: «Мама! Ты же интеллигентный человек. Не говори так больше. Тебе не идёт». Я с достоинством отвечаю: «Так ведь в нашем великом и могучем русском
языке не хватает приличных слов, чтобы они соответствовали тому, что у нас в отечестве
происходит!..». Иду на исповедь, каюсь, ставлю свечки перед образами… И вот – мои ангелы
поворачивают ко мне свои светлые, но заплаканные лики!.. Русский православный человек –
это «не тот, кто не грешит, а тот, кто грешит – и кается, грешит – и кается…».
24. В р е м я з а н а м и, в р е м я п е р е д н а м и, а п р и н а с е г о н е т. Как точен язык
старой русской мудрости!.. В «Толковом словаре живого и великорусского языка»
Владимира Ивановича Даля термин ''время'' – наряду с таким толкованием, как
''длительность бытия'', - определено и как ''пространство в бытии''. А как же
быть с привычным нам выражением ''время и простанство''?.. Как совместить
''пространство'' времени с ''пространством''пространства?.. Ещё у русских было принято
говорить: «Будешь во времени – и нас помяни». Это просто фантастика! Необъятный
простор русской речи. В моей семье очень хорошо знали русский фольклор.
25. Членам семей репрессированных нельзя было селиться в крупных городах, получать хорошее образование. Лишь младшая
мамина сестра окончила университет в Санкт-Петербурге, поступив туда уже после смерти
Сталина. В детстве и юности мама жила в старинной казачьей станице Баталпашинская, что
на Кубани. С отцом познакомилась в Грузии, где работала на бумажном комбинате. Отец
тогда носил военную форму старшего лейтенанта, был статен и галантен. И ''они сошлись ,-
вода и пламень''!.. Надо бы непременно упомянуть о том, что мой знаменитый в тех горных
краях дед, которому даже памятник поставлен в краевом центре, в ранней молодости был
первым учителем в кавказском ауле.
26. Сама я намеревалась податься в астрономы либо в архитекторы. Какая связь между
астрономией и архитектурой? Видимо такая, что оба слова на букву ''а'', скажете вы?..
Близко, но не верно. Меня увлекали и звёзды, и земная жизнь нашей ''русской
Поднебесной''. Я не поступила в питерский архитектурный. Был большой конкурс. Педагог,
который с нами занимался перед экзаменами, отметил способности мои и моей
приятельницы-абитуриентки и сочувствующе сказал: «Вы не огорчайтесть, если вас
не примут, - вы очень одарены. Походите годик на подготовительные курсы, тогда у вас
будут преимущества при поступлении в будущем году».
27. На подкурсах я обучалась заочно. Однако наша семья не обладала тем достатком, чтобы
я позволила себе уехать на учёбу в северную столицу. Мне крайне было жаль родителей.
И я пошла в инженеры, во время учёбы параллельно получив дополнительное, творческое
образование. Сбылись слова моей школьной учительницы: «Ты наверняка станешь хорошим
филологом и замечательным литератором!..». Ну, не знаю, как насчёт ''филологии'', от которой
меня поныне прошибает пот… А уж по части ''замечательного литератора'' – бабушка надвое
сказала… Но всё верно: я человек ''творческой профессии'', и подобных мне – ''как собак
нерезаных''.
28. Как хорошо, что я не стала архитектором! Я бы им настроила, я бы им напроектировала!..
Тем не менее, я рисую, иллюстрирую собственные тексты, занимаюсь фотографией.., хотя
этим и не зарабатываю.
29. Я постоянно вспоминаю, как мы собирали с мамой и моей старшей сестрой яблоки в
общественных фруктовых садах. Ходили на бахчу, занимались прополкой помидоров и
огурцов, копали картошку… Мы с восторгом говорили маме: «Ма.., ты пашешь, как трактор!».
Мама ''пахала'' сосредоточенно, рьяно и молча. А мы то и дело бегали в тень лесополосы,
обрамляющей поле. Я, тогда ещё дошкольница, канючила: «Чтобы я когда-нибудь картошку
сажала и копала! Ни-за-что!!! В магазине куплю». – «Дай Бог, - смиренно ответствовал мама, -
дай-то Бог, чтобы вы были у меня белоручки, и еда сама к вам на стол прыгала!..». Я
засмеялась, вспомнив книжку-раскладушку «Столик, накройся!», которую мне прислала на
день рождения питерская моя тётушка.
30. Папа делал из фруктов и ягод изумительные соки и даже домашнее вино. Он не был
каким-то особенным кулинаром. Просто во всём был очень самостоятельным и не особо
патриархальным. В отношениях с мамой и с нами, шаловливыми его дочерьми, папа был
весьма покладист и добр. У нас в семье не велось особых бесед о Боге, тем паче, что у нас
в то время была закрыта местная церковь. Но я с малых лет была наполнена русской
религиозностью и несметными богатствами русской речи.
31. Сколько раз я удивлялась: почему я люблю того или иного человека! Казалось бы,
не за что… А меня – разве есть за что?.. Когда же я всем своим несовершенным существом
поверила в Бога, то ясно поняла: любят не з а ч т о. А просто потому, что н е л ю б и т ь
не могут.
32. Каждый человек – это часы, либо отстающие, либо опережающие реальность. Те, что
спешат, - бывают гениальны. Те, что отстают – бывают мудры. Гениальность – не всегда
положительная черта. ''Злых гениев'' больше, чем ''добрых гениев''. Не могу согласиться
с тем, что гений – вне категорий ''добра'' и ''зла''. Гений – это прежде всего человек, он
смертен, как и все люди, ибо живёт и умирает во времени, хотя и чаще всего опережает
это время.
Свидетельство о публикации №220030400617