Гегель и народнический социализм в России
№12/2015 ISSN 2410-6070
Учение величайшего немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, вокруг которого уже более полутора столетий длится острейшая полемика, за многие годы его деятельности стало многообразным и противоречивым, а само наследие оставленное Гегелем человечеству велико и многогранно. Это значительно предопределило парадоксальность и полную драматизма историю распространения гегелевских идей в России. Одни мыслители видели в них венец развития мировой науки, другие искали в гегелевской философии аргументы для обоснования политического консерватизма. Клерикалы говорили о безбожии гегелевского учения, его пантеизме и атеизме. Атеисты напротив, упрекали немецкого философа в уступках богословию.
Пионерами распространения философии Гегеля в России считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые написали первые серьезные работы популяризации гегелевских идей в России в первой половине XIX века. Впоследствии философия Гегеля явилась одним из важнейших теоретических источников идеологии русской революционной мысли о демократии XIX века. «В русской социалистической литературе 40-х годов отчетливо просматривается два варианта философского обоснования социализма: первый, это социалистический идеал, опирающийся на определенные рационалистические философские положения, предстаёт либо как извечное требование «человеческой природы» освободиться от какого-либо угнетения, либо как нечто неизбежно вытекающее из действия всеобщих законов развития мира, как требование свободного разума к свободному самовыражению» [2, с. 233].
Важнейшим вопросом, поставленным Герценом и Чернышевским, был вопрос о взаимоотношении философских идей, почерпнутых передовыми мыслителями-демократами России XIX века из учения Гегеля и воодушевлявшихся социалистическими идеалами. Так Герцен в работе «О развитии революционных идей в России» писал: «Союз новой философии с социализмом представить себе не трудно», где под «новой философией» он понимал учение Гегеля, а под социализмом - теорию освобождения народа от уз политического, экономического и социального рабства. Там же, говоря о «социалистических тенденциях» в Российской демократической мысли, Герцен пишет о тесной связи между философией и социализмом, что «… в Москве идеи социализма развивались вместе с гегелевской философией…» [1, т. 7, с. 252].
Аналогично рассуждал Н.Г. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода русской литературы»: «...немецкая философия, занимавшаяся ...по преимуществу только самыми общими и отвлеченными научными вопросами, принципами общей системы воззрений на мир, а в лучшем случае разъяснением на основе этих принципов «нравственных и отчасти исторических вопросов», оставляла без особого внимания «другие части науки» - «не менее важные», прежде всего «практические вопросы, порождаемые материальной и экономической стороною человеческой жизни».
Как раз эти вопросы рассматривались и во Франции, но очень долго они не постигались там во всей их глубине и разрешались поверхностным или фантастическим образом. Однако пришло, наконец, время «когда результаты немецкой философии проникли во Францию, а наблюдения, собранные французами, в Германию. И тогда социально-философская наука в целом получила возможность искать положительные и точные решения своих вопросов.» [6, т. 3, с. 162].
По словам Чернышевского, «этот новый элемент, т.е. сближение немецких и французских философских принципов и социалистических идей, вошел также и в умственную жизнь России, следовавшей, насколько это было возможно, развитию общечеловеческих понятий» [6, т. 3, с. 180]. Мало того, по мнению Чернышевского, в России философия Гегеля была «превзойдена и очищена от односторонности по смыслу собственных своих основных начал, подвергнута критике, и возведена к высшей истине русскими социалистами - сильнейшими последователями одного из направлений, к которому до того времени преградою была сама ранняя система Гегеля» [6, т. 3, с. 218].
Таким образом, Чернышевский полагал что, социалистические идеи в России получили свое твердое основание в принципах гегелевской философии, а провозглашенный русскими революционными демократами, так называемый «перевод» философии в практическую деятельность, имел целью не только внедрение более прогрессивной философии Гегеля в революционную практику для просвещения масс, но и установление, в конечном счете, такого строя, который был бы свободен от ограниченностей буржуазного общества. Революционные народники трактовали Гегелевские идеи о прогрессивном, восходящем движении человечества к обществу, осуществляющему в полной мере в контексте борьбы за свободу личности и освобождение народа от всяких форм экономического и политического угнетения вообще и за ликвидацию абсолютного социального неравенства между буржуазией и наёмными работниками в частности.
Будучи теоретическим выражением интересов и устремлений просыпавшегося к революционной активности русского крестьянства и наёмных рабочих, народническая идеология возникла и получила развитие, прежде всего, под определяющим воздействием условий и запросов освободительного движения. Эта идеология черпала аргументы в доказательство неизбежности социальной революции для освобождения человека от наёмного рабства и признать его законное право на свободную жизнь после необходимого для жизни труда и право на свободу от принудительного неоплачиваемого труда. В революционной практике классовой борьбы именно в это время формировалась русская социалистическая мысль и проявляется наибольший интерес к Гегелю, именно в это время складывается тот союз философии с социализмом, который был необходим для появления и развития у народа революционных мыслей.
Так, один из ведущих представителей революционного народничества П.Л. Лавров, понимал идею прогрессивного развития человечества основной заслугой Гегеля перед наукой. «Истинная философия нашего времени обязательно должна включать в себя гегелизм...» [5, Т.1, с. 505]. Именно поэтому важнейшей своей задачей Лавров считал необходимость проследить, как Гегель был приведён всем предшествующим развитием мысли к идее безусловного развития всего сущего, к пониманию истории развития человечества как живого организма» [4, с. 87].
Роль гегелевских идей в теоретическом обосновании социалистических идей русскими революционными демократами позволяют лучше понять, оттенить, конкретизировать содержание и значение критического осмысления и истолкования идей Гегеля именно как одного из источников философской теории русского народнического социализма. «И в этом смысле гегелевские идеи о прогрессивном развитии человечества, в полной мере осуществляющему идеи мирового разума, были поняты и истолкованы русскими мыслителями-демократами под углом зрения борьбы за свободу и освобождение народа от угнетения власть и богатство имущими, за ликвидацию всяких форм его экономического и политического угнетения. Но это произойдёт не раньше, чем сам народ выберет для себя самые мудрые социально-экономические законы, поймёт необходимость объединения для их становления в своей стране и никто за него это делать не будет.» [3, с. 111].
Список использованной литературы:
1. Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах М. 1954-1965.
2. Евланников В.П. Социалистические идеи русских революционеров демократов. Сборник статей: ОБЩЕСТВО, НАУКА И ИННОВАЦИИ. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014.
3. Евланников В.П. Философия Гегеля в учении Герцена и Чернышевского. Сборник статей: ОБЩЕСТВО, НАУКА И ИННОВАЦИИ. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.
4. Евланникова Г.Е. Философия Г.В.Ф. Гегеля в социалистическом учении революционных народников. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 4 (47), СПб, 2011.
5. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранное в двух томах. М., 1965.
6. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М., 1939-1953.
Свидетельство о публикации №220030400752