Путь от блудницы до святой-4
По Константинополю ходили слухи о страшных пытках, которым императрица подвергала свои жертвы. Однажды ее заподозрили в увлечении рабом Ареовиндом. Не долго думая она тут же приказала наказать его плетьми и отправить в ссылку…
Но ее особым вниманием пользовались женщины, оказавшиеся в трудном положении, актрисы и проститутки. Она пыталась облегчить их жизнь, например, добилась издания закона, запрещающего торговлю женщинами.
Для бывших проституток Феодора, теперь ее уже никто не называл «Феодорой из борделя», для всех она значилась как «Благочестивая Феодора», открыла монастырь раскаяния на берегу Босфора. Условия проживания там были настолько суровы, что многие женщины, не выдержав испытаний, предпочитали покончить жизнь самоубийством, чем так страдать.
Византийский историк Иоанн Малала сообщает следующее о благих деяниях императрицы:
«В то же самое время благочестивая Феодора после других своих добрых дел сделала следующее. Так называемые содержатели притонов шныряли вокруг, высматривая повсюду бедняков, имеющих дочерей, и, дав им обещания и немного номисм, они забирали тех [девиц] якобы на воспитание. [Сами же] выставляли их публично, пользуясь их несчастьем и получая низкую выгоду от [продажи] их тел. И вынуждали их выставлять себя. Таких содержателей притонов она [Феодора] повелела разыскать со всей тщательностью. И когда они были приведены вместе с девицами, она приказала каждому рассказать о клятве, данной их родителям. Те сказали, что дали по пять номисм за каждую [девицу]. После того как сказанное было подтверждено клятвой, благочестивая василиса, дав деньги, освободила девиц от ярма горького рабства, повелев, чтобы не было содержателей притонов, а девиц, одарив одеждой и дав по номисме, отпустила»
Значимое положение Феодоры как в жизни Юстиниана, так и в делах управления империей подчеркивает надпись, сделанная Юстинианом на передней стороне золотого престола в реконструированном им храме Святой Софии: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
Именно благодаря Феодоре в Византии был приняты суровые нормы по отношению к гомосексуалам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления.
Юстиниан остался ей верен
Феодора скончалась 28 июня 548 года после продолжительной болезни. Епископ Виктор Туннунский, который расходился с императрицей по вопросам религии, оставил такую запись в своей хронике: «Августа Феодора, врагиня халкедонского собора, пораженная по всему телу раковой опухолью, необыкновенным образом окончила жизнь».
Она была похоронена со всеми императорскими почестями в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры».
Юстиниан пережил ее на 17 лет и, уважая память покойной жены, больше не вступал в новый брак. Православная церковь причислила императрицу к лику святых.
Детей у Феодоры и Юстиниана не было. Правда, все тот же Прокопий сообщает о сыне Иоанне, рожденном до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, она, испугавшись гнева Юстиниана, сделала так, что больше его никто не видел.
А историк Шарль Диль упоминает о дочери Феодоры, сын которой приобрел при византийском дворе того времени высокое положение. Данный факт также подтверждает и Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.
Племянница Феодоры Элия София была выдана ею замуж за будущего императора Юстина II.
Оценка личности Феодоры
Антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл Феодору «царицей, которая чтит Христа»;
историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал ее правоверной царицей;
яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем ее муж, и побуждала его работать в этом направлении.
Армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие».
Так что нет ничего удивительного в том, что церковь канонизировала Феодору вместе с ее мужем Юстинианом в лике благоверной.
Однако, не стоит забывать, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и ее имя в храмах Европы долгое время предавали проклятиям и поношениям...
Свидетельство о публикации №220030400776