О фильме Союз спасения 2019

ЗАМЕТКИ О ФИЛЬМЕ "СОЮЗ СПАСЕНИЯ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ И ПОЛИТИКИ

В январе 2020 года посмотрела кинофильм "Союз спасения". Очень красивый, эффектный исторический фильм, с шикарными костюмами и впечатляющими батальными сценами. Но... Он произвёл на меня тяжёлое впечатление, потому что создатели фильма продвигали совсем не те идеи и мысли, к которым мы привыкли со времён нашей юности.
Основной посыл нового фильма в том, что власть самодержца и есть главный закон, который никому не дозволено нарушать. А кто отважится это сделать - тому петля, каторга и вечное презрение сильных мира сего. Так что не смейте думать, господа, ни о конституции, ни о главенстве закона для всех, ни о справедливости. Какая справедливость в авторитарном государстве?

Обидно, что авторы фильма не удосужились подчеркнуть, что декабристы не славы искали, не личной выгоды. И вовсе не были "дураками", как это иной раз прочитывается в фильме. Не было показано, что просвещённая молодёжь того времени уже осознала, что крепостное право и неограниченная самодержавная власть - это позор для страны и основное препятствие в её развитии. Ради мечты о будущей свободной России им захотелось рискнуть - выйти на площадь в подходящий момент междуцарствия. Помните, у Александра Галича: "Можешь выйти на площадь? Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час? Где всегда по квадрату на рассвете полки - от Синода, к Сенату, как четыре строки""... Но не получилось. Не нашлось лидера, который смог бы взять на себя командование.

Мне не понравилось, как авторы фильма изобразили Павла Пестеля и Кондратия Рылеева. Они ведь были умнейшими людьми своего времени, главными идеологами перемен, да просто азартными людьми, а тут - недоразумение какое-то, а не герои. Зато будущий император Николай Первый (по прозвищу Палкин - за любовь к шпицрутенам) представлен чуть ли не идеалом. Спокойный, отважный, умный, выдержанный. Короче, батюшка-царь, создавший, если помните, полицейское государство с всевластным Третьим отделением, не допускающим ни малейшего вольномыслия.
В фильме очень явно прочерчена мысль, что бунтовать нельзя ни при каких обстоятельствах, а надо смириться и терпеть. Властям виднее, как обустроить жизнь. А то ведь - "русские против русских" - это кровь и гражданская война. Но царю-то позволительно навести пушки на замерших в каре солдат и хладнокровно расстреливать их, топить в Неве. Ведь это всё ради "высших целей", а именно - ради незыблемости государства!
Очень тяжело было смотреть на сцены разгрома на Сенатской площади! Хотелось крикнуть декабристам: "Да вперёд, ребята!". Но история уже совершилась, и ничем тут помочь невозможно. Переписать историю не дано никому, а вот перетолковать события - это у нас умеют...

Вполне ясно, что декабристы антипатичны создателям фильма, и это чувствуется постоянно. Даже обаятельнейший Сергей Муравьёв-Апостол не спасает общего впечатления отторжения авторов от действий и идей декабристов. В фильме доминирует ощущение:"Всё глупо, всё зря!"

Но не зря! И для меня декабристы - навсегда супергерои, романтики, посмевшие заглянуть в будущее и пожелать для своей страны глобальных перемен - радикальных и справедливых. Декабристы пожертвовали своим положением в обществе, семейным счастьем, благополучием, молодостью и своей жизнью - ради высоких целей! И Россия их не забыла - даже почти через 200 лет. В этом смысле реплика Рылеева о том, что после восстания Россия всё равно не останется прежней, а будет совсем другой, - не вызывает сомнений.

(Фото из открытых источников)


Рецензии