Союзное государство топят в нефти...

     Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 5 марта в Минске заявил о том, что работа над дорожными картами по интеграции с Россией не проводится. Следовательно все разговоры об углубленной интеграции - это треп. Видимо, у министра есть другие варианты интеграции, умные, взвешенные и выгодные исключительно белорусам.
     Читая такие сообщения понимаешь, что игра в Союзное государство надоела всем потому, что у нее нет финала. А финал все таки приближается, неумолимо.
     Так, по словам главы МИД республики, в первую очередь необходимо решить вопросы о поставках нефти в Беларусь, а «потом уже дальше думать». Видимо, у Союзного государства нет главного - структур, которые бы обеспечили существование самого Союзного государства не как мифа, а как реального механизма.
     - Не работает сейчас рабочая группа, - цитирует главу внешнеполитического ведомства страны БелаПАН. - Смысла нет работать над этими дорожными картами, пока не будут решены эти вопросы.
    Читая такие заявления, понимаешь, что игра всем Союзное государство надоела, а те, кто ее запустил, обновлять ее не собирается. Видимо денег на создание обновленной версии мифа нет.
    Сам министр, наверно, не понимает того, что это прежде всего, его вина, если все то, что он назвал рабочей группой, не работает. Видимо, интереса к это работе мало или мотивация недостаточна. Ведь у народа никто не спрашивает, нужна ли ему интеграция. Да если бы кто и спросил, думается, от этого проку не было бы никакого. Вот спросила власть у народа СССР его отношение к сохранению страны, а сделала то власть все наоборот.
     В итоге получается, что Беларусь, точнее, белорусские чиновники не видят смысла работать над интеграционными дорожными картами, пока не решены нефтяные вопросы. Видимо, есть какая-то личная заинтересованность в том, интеграция не состоялась. Глава МИД Владимир Макей играет в туже игру, что и Лавров. Говорить что-то, это главное, а делать хоть что-то это не его.
     "Давайте (…) решим вопрос с нефтяными поставками, а потом уже будем дальше думать. Не работает сейчас рабочая группа, и смысла нет сейчас работать над этими дорожными картами, пока не будут решены эти вопросы", – заявил журналистам в четверг в Минске глава внешнеполитического ведомства Владимир Макей.
     Заявление интересное. Сколько лет Макей в должности министра и сколько лет проблема нефтяных поставок - это некая сезонная задача, которая каждый год поднимается, как сорняки после дождя. Видимо, на решение вопросов поставок нефти никто не обращает внимания потому, что эта сезонная проблема приносит решальщикам немалую выгоду.
     Все разговоры о дорожных картах, которые нацеленные на углубление интеграции, напоминают предновогодние разговоры о ценах на нефть. А тем не менее их планировалось подписать к 20-летию договора о создании Союзного государства. Разработку отраслевых карт по развитию интеграции курировала созданная правительствами Беларуси и России рабочая группа. В конце минувшего года первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой отмечал, что нерешенными остаются три вопроса: "газ, нефть и определенные вопросы по налоговой карте". Видимо, все обозначенные в вопросах критерии, являются камнем который лежит на пути к интеграции, и лежать он будет до тех пор, пока продажность политиков не будет главной проблемой, на пути к интеграции. Уж чьи интересы при этом защищают чиновники оставим решать читателям.
     Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.
    Заметим, что у олигархов обеих стран нет заинтересованности в интеграции, прежде всего, потому, что их интересы в ней нулевые.
    В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти. Фраза "ведутся переговоры", представляется чем-то, что позволяет все, прикрыть главное, понятие Союзное государство раздражает всех.
     Президент: отдельные страны при помощи вентиля на трубе решают вопросы
В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн. Понятно, что Беларусь будет продолжать искать альтернативные пути поставки нефти, тем более, что Россия уже заигралась и с нефтью и с газом, как с главными козырями. Если интеграция России не выгодна, то она так и должна заявить. Сказать просто: "Гусь свинье не товарищ!" И заниматься в дальнейшем не интеграцией, а ответом на вопрос, кто гусь, а кто свинья.
     Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.
     То, что потеряет Беларусь от новых вариантов поставки нефти - это дело Беларуси, а не умников из Нефтепрома. Им то надо считать другие выгоды.
     Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии. Беларусь можно понять, если тебя не считают партнером и каждый раз пере Новым годом третируют, то надо искать другие варианты, несмотря на то, что спецулянт и является субъектом хозяйствования мифического Союзного государства.
     Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности. Белорусские НПЗ - это то, что посол России Бабич в свое время оценил как стоящие объекты, которые давно надо было прикупить, за что, наверно, и поплатился своим местом.
     Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.
     Казахстан готов продавать Беларуси нефть с экспортной пошлиной
     Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.
     Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза. Правда, трепло из-за океана обещало решить эту проблему лично Лукашенко. Свежо предание - да верится с  трудом.
     В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти. Это неоспоримый факт, но что вынуждает умников из Нефтепрома России на нефтяной шантаж партнера по Союзному государству? Очевидно то, что нефтяные заводы для российских олигархов - это то, что не дает им спокойно спать, пока они принадлежат Белоруссии.
     Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику Беларусь так и не был решен, однако президент Александр Лукашенко сообщил о "неожиданном предложении" российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение. Россия ведет с Белоруссией себя не совсем корректно, если оценивать ее поведение, как поведение партнера по Союзному Государству.


Рецензии