Тождество Александрова

В городе Байя Бланка (это в Аргентине) подходил к концу мой двухлетний контракт по расчету заносимости морского канала. Я работал в качестве математика и программиста. В моем распоряжении - один из самых современных компьютеров по состоянию на январь 1991 года. Большой научный отчет уже сдан заказчику и появилось время для решения различных задач по теории бесконечных сумм. Офис нашей научной группы располагался, как ни странно, в одном из номеров обычного студенческого общежития Университета Юга. Поэтому за два года я познакомился со многими симпатичными студентами, которые изредка обращались ко мне за помощью. Как раз в части составления программ и решения задач по теории чисел. Пятого января в дверь постучал Дэвис - студент второго курса, с которым почти каждую субботу я проводил время на теннисном корте. Ему необходимо было срочно найти довольно сложную сумму ряда. Если посмотреть на фотографию, то речь шла о сумме при значениях a и b соответственно 5 и 3. Орешек оказался не очень то мягким, надо сказать! Провозились часов пять, если не больше. Но нашли все же абсолютно точный результат, равный 10e-161/6, где e - основание натурального логарифма. То есть мировая математическая константа, равная приближенно 2.718281828459045... Позже, уже в Москве, я придумал мнемонический стих для запоминания тринадцати цифр константы:

Мы порхали и блистали,
но застряли в перевале:
не признали наши крали
авторалли.

И очень захотелось найти тождество в общем виде. То есть при целых положительных значениях параметров  a и b. Потребовалось несколько месяцев изнурительных расчетов, предположений, проверок и так далее. Несколько раз бросал это безнадежное дело, но потом снова возвращался, так как интуиция подсказывала, что строгое тождество должно непременно существовать.
И победа пришла! Результат оказался настолько красивым, что решил увековечить его в виде картины.

5 марта 2020 г.


Рецензии